Дальневосточный форум «Умный город – комфортная среда для жизни» прошел в Якутске 27-28 ноября.
Проект "Умный город" стартовал в России в 2018 году в пилотном режиме, а начиная с 2019 года стал обязательным в рамках двух нацпроектов – "Жилье и городская среда" и "Цифровая экономика".
В историческом парке «Россия – моя история» столицы республики в качестве модераторов и спикеров форума выступили руководители министерств и ведомств, представители регионов ДФО.
Напомним, в апреле на Арктическом форуме трехсторонние соглашения о реализации проекта "Умный город" подписали Минстрой России, правительство Псковской области и город Великие Луки, правительство республики Карелия и город Петрозаводск, а также республика Саха (Якутия) и город Якутск. Всего в число пилотов проекта входят 26 городов страны.
С 27 ноября в течение трех дней длился рабочий визит вице-премьера - полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева в городе Якутске. С высокопоставленным чиновником в столицу республики прибыла делегация, куда вошли глава минстроя России Владимир Якушев, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, замминистры федеральных ведомств и главы регионов ДФО.
О чем шла на заседании Совета, какие объекты посетил Трутнев в ходе рабочей поездки, об этом вкратце в следующем материале.
На заседании Совета Дальнего Востока
Мероприятие прошло в закрытом от прессы режиме, но полпред прокомментировал основные моменты, которые обсуждались на Совете.
Так, он отметил, что на заседании рассматривались предварительные итоги реализации планов социального развития центров экономического роста в дальневосточных регионах за 2019 год.
Сейчас на Дальнем Востоке определено 58 центров экономического роста, которые охватывают 6,6 миллиона жителей (81% от численности населения ДФО). Всего на период 2018-2021 годов предусмотрено финансирование из федерального бюджета в объеме 94,3 миллиарда рублей (из них в 2019 году – 37,3 миллиарда рублей). До 2021 года будет построено 19 больниц, 22 школы, 11 детских садов, 29 спортивных объектов, 278 спортивных площадок, 21 объект культуры, 24 объекта инженерной инфраструктуры. Также запланирован капитальный ремонт социальных и инженерных объектов.
"По поручению президента РФ у нас работает целый ряд преференциальных оболочек, инструментов для поддержки инвестиций. Результаты этого всего есть. Рост промышленного производства на Дальнем Востоке в два раза опережает среднероссийские темпы, рост у нас более 6%, реализуется более 2 тысяч инвестиционных проектов, 278 уже сданы, уже вложено более 700 миллиардов рублей", - отметил Трутнев по итогам заседания.
При этом полпред отметил, что работа в регионах организована по-разному: в какие-то субъекты инвесторы идут с желанием, а какие-то стараются обходить.
"Это связано и с инфраструктурой, природно-климатическими условиями, наличием или отсутствием залежей месторождений полезных ископаемых. Но это напрямую связано с эффективностью работы региональных управленческих команд - насколько они доброжелательны по отношению к бизнесу, насколько они прозрачны и чисты от коррупции. Все эти вопросы сильно влияют на инвестиционный климат", - добавил он.
Якутия, Сахалин и Амурская область находятся в числе лучших регионов на Дальнем Востоке по привлечению инвесторов, заявил Трутнев. "Когда приходят инвестиции, растет экономика, а если растет экономика, то больше становятся бюджеты, больше возможностей для улучшения жизни людей. Если говорить о регионах, в которых эта работа организована лучше, то это Якутия, где мы сейчас находимся, Сахалин, Амурская область. Ряд регионов у нас пока находится в конце списка", - сказал он.
Трутнев поручил Росавиации разработать сервис, позволяющий в онлайн-режиме отслеживать ход реконструкции аэропортов, где ведутся работы в том числе в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. На Дальнем Востоке по КПМИ будет реконструировано 40 аэропортов. Как отметил Трутнев, в прошлые годы реконструкция и строительство ряда аэропортов и посадочных площадок на Дальнем Востоке были сорваны, и сейчас важно не допустить повторения этого.
"Мы дадим поручение Росавиации разработать информационный сервис, в рамках которого мониторинг правительственных объектов можно будет вести в онлайн-режиме, чтобы эта информация была доступна не только Росавиации, но и нам, и Минвостокразвития, и регионам, чтобы мы могли вместе сверять и не затягивать этот вопрос, а сразу, как только возникает отставание по объектам, реагировать", - сказал вице-премьер журналистам.
По словам полпреда, в Якутске на Совете ДФО были рассмотрены вопросы управления территориями опережающего развития. "Управление и строительство инфраструктуры надо передавать на региональный уровень. У нас сегодня в территориях опережающего развития, свободном порту реализуется более 2 тысяч проектов. Когда мы только начинали, их было 10, потом 50, и тогда, конечно, этим можно управлять и с площадки министерства РФ по развитию Дальнего Востока, а когда проектов 2 тысячи, то это уже становится нерационально", - сказал Трутнев.
В каждом дальневосточном субъекте создана Корпорация развития, под контролем и надзором губернаторов, по его мнению, они могут осуществлять эту работу. "Я дал две недели Минвостокразвития на то, чтобы они проработали это предложение. Думаю, что мы пойдем по пути децентрализации строительства. Здесь, на месте, проще и подобрать подрядчиков, и эффективней их контролировать, чтобы было все в порядке", - поделился полпред.
Он также добавил, что у КРДВ функций останется немало: "первое – они будут продолжать заниматься вопросами выделения земли. Второе – не все, что можно строить по ТОРу, будет поручено региону. Например, подключение ко всем жилищно-коммунальным сетям, это работа регионов, а подключение к газу, взаимоотношение с АО "Газпром" проще осуществлять на уровне федерального правительства».
Кроме того, по словам Трутнева, у КРДВ остается защита инвесторов, контроль за проверками резидентов, регистрация инвесторов в статусе резидентов. "Мы посмотрим функции. Я могу совершенно точно сказать, что если функций окажется меньше, чем сегодня состав, то значит, его сократим. Компетенции должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечить их наиболее эффективное исполнение. Если кто-то что-то может делать лучше, то он и должен этим заниматься", - сказал вице-премьер.
Предложение властей Якутии включить два новых проекта, в том числе строительство Жатайской судоверфи, в границы ТОР "Кангалассы" будет поддержано. Как отметил полпред, в Якутии работают две территории опережающего развития - это "Южная Якутия" и "Кангалассы". Объем инвестиций в проект в области добычи угля "Южная Якутия" составил около 36 миллиардов рублей. По словам Трутнева, этот проект реализуется эффективно и, по сути, дал вторую жизнь городу Нерюнгри.
"Что касается ТОР "Кангалассы", то эта ТОР сегодня включает в основном небольшие проекты. Постепенно расширяется. Сегодня мы послушали два новых проекта, которые руководство Якутии предлагает включить в границы ТОР, в том числе строительство Жатайской судоверфи для речных судов. Мы тоже это предложение будем поддерживать", - сказал Трутнев. По словам вице-премьера, будет поддержана и другая инициатива главы региона. "Также Айсен Сергеевич предложил переименовать ТОР - он у нас получается всех профилей, поэтому он уже вышел за пределы Кангалассов и предлагаем его назвать "Якутия". Но это их должно быть решение - если они считают, что это целесообразно, конечно, мы согласимся", - добавил он.
Повышение качества жизни на Дальнем Востоке требует много времени и денег, правительство работает над этим вопросом, заявил в четверг журналистам вице-премьер - полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
Как отметил полпред, все то, что происходит на Дальнем Востоке, служит привлечению туда людей. "Если мы говорим о повышении качества жизни по всем направлениям, о том, чтобы на Дальнем Востоке были медицина, образование, дороги, как минимум, не хуже, чем в европейской территории России, на это надо существенное количество времени и достаточно большие деньги. Правительство этим вопросом занимается. Уже сегодня 278 миллиардов рублей проинвестировано. Это не план, это то, что уже сегодня происходит. Возникает потребность в людях, в работниках на предприятиях. Здесь важнее ответ на другой вопрос: достаточно ли этого. Пока нет. Пока мы не переломили общую тенденцию выезда с Дальнего Востока. Но для того, чтобы люди хотели на Дальний Восток приехать и хотели здесь остаться жить, только рабочих мест недостаточно. Нужны еще и условия жизни», - сказал полпред.
Трутнев подчеркнул, что сейчас реализуется программа социального-развития центров экономического роста, где вкладывается 93 миллиарда в течение трех лет. «В каждом регионе идет работа. И этого тоже недостаточно. Надо понимать, что территория огромная. Надо добавлять новые формы. Мы это прекрасно понимаем. Эти предложения "зашиты" в проект Национальной программы развития Дальнего Востока. Работа по ней идет. Самый главный вопрос в ней естественно – финансирование", - добавил вице-премьер.
«Дай Бог, проект состоится!»
Сказал Трутнев во время осмотра места планируемого строительства моста через реку Лена.
Ширина Лены доходит местами до 20 километров, в районе Якутска – пять-семь километров, а рядом с селом Старая Табага находится самое узкое место, где ширина реки составляет лишь 2,5 километра. Именно здесь власти региона «увидели» будущий Ленский мост.
Модель окупаемости моста через Лену в Якутске не предполагает плату за проезд легковых авто, плата будет взиматься с большегрузов, сообщил полпреду глава региона Айсен Николаев.
"Мы примерно считаем, что 83 миллиарда рублей - это с учетом НДС, предварительно сама стоимость будет около 65 миллиардов. Модель окупаемости моста не предполагает плату за проезд легкового транспорта, плата будет взиматься с большегрузов", - сказал глава Якутии о рентабельности проекта.
"Но главное ведь, не в том, чтобы мост окупился как объект. От строительства моста через реку Лена мы имеем огромный социально-экономический эффект. У нас снижаются затраты на завоз грузов на 4 миллиарда 100 миллионов в год как минимум. Это за счет того, что у нас исчезает сезонность. У нас возрастает транспортная доступность", - продолжил он.
По словам губернатора, потенциальных инвесторов много. "Я не считаю, что там проблемы будут. То, что аналитический центр дал хорошую оценку, служит для инвесторов гарантией", - сказал Николаев.
Он пояснил, что первоначально реализация проекта будет финансироваться за счет частных инвесторов - "сейчас много разговоров о том, что в федеральном бюджете 2020 года этих средств нет, но наша финансовая модель и не предполагала, что в 2020 году средства нужны именно федерального бюджета. Финансирование будет за счет частных инвесторов на прохождение госэкспертизы и так далее, с соответствующим выходом на работы в 2021 году".
Николаев также рассказал о выборе оптимального варианта подъездных путей к мосту. "Были проекты, которые предполагали, что дорога к мосту пройдет по деревне Старая Табага. Второй вариант – обходной, он очень затратный. Мы со специалистами поработали, и пришли к варианту, когда дорога, примыкая к Старой Табаге, не задевает жилые дома. На строительство подъездных проектов есть компании, которые готовы заявляться на частную концессионную инициативу, на свой страх и риск", - поделился глава. "Если мы это принимаем, то готовится проектно-сметная документация и госэкспертиза. При этом условия – что в течение года республика Саха (Якутия) и правительство Российской Федерации выделяют средства гранта. Если этого не случится, то проект будет сворачиваться", - добавил руководитель.
Общая стоимость объекта составит свыше 83 миллиардов рублей. Финансирование из капитального гранта составит более 54 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета - 47 миллиардов 909 миллиона рублей (75%), регионального – 6 миллиардов 388 миллиона рублей (10%). Заемные средства и средства инвестора – свыше 29 миллиардов рублей.
"Прогнозная интенсивность движения - 5800 авто в сутки", - говорится в паспорте моста. Согласно техническим характеристикам, дорога включает две полосы движения. Протяженность моста составит 3,12 километра, протяженность подъездных подходов - 10,9 километра. Предельные тарифы проезда по Ленскому мосту для грузовых автомобилей составят от 944 до 2018 рублей.
Проектирование моста должно занять 2020-2021 годы, строительство - с 2021 по 2025 годы, эксплуатация - с 2025 по 2044 годы. Ожидается, что мост позволит снизить затраты на "северный завоз" на 4,1 миллиарда рублей ежегодно.
Майя Акимова, газета "Ваше право"