Оказывается, стенограффия может послужить отличной рекламой для нашего города и развить туризм республики. Об этом стало известно на Дальневосточном форуме «Умный город – комфортная среда для жизни», состоявшемся 27-28 ноября в «Историческом Парке «Россия – моя история».

В рамках форума прошли выставки, разные практико-ориентированные выступления по сессиям.

Уличная культура – ценный ресурс

Например, на тренд-сессии «Креативные индустрии. Город как пространство культуры» очень интересным был доклад президента Фонда «Стенограффия» Константина Рахманова "Как уличное искусство помогает формировать отношение к городу».

Как рассказал Рахманов, «Стенограффия» – это фестиваль уличного искусства, который вот уже десять лет занимается «от спасения мира до раскрашивания объектов городской среды». За этот период работы фестиваля они побывали в 13-ти населенных пунктах, сделали больше 500-та объектов, привлекли более 500-та художников, также более 500-та волонтеров из 15-ти стран мира.

По его словам, еще несколько лет назад горожане и администрация города Екатеринбурга, откуда он родом, пренебрежительно относились к уличной культуре, но они смогли доказать, что это очень ценный ресурс.

«С помощью уличного искусства можно сформировать отношение к городу», - уверен Рахманов.

«Были мысли о том, зачем мы это все делаем, кому это нужно...», - поделился Константин, но их прекрасное дело не свернулось, только благодаря волонтерам, которые составляют 60 процентов «Стенограффии».

По его словам, в Екатеринбурге к фестивалю подключается целая делегация - художники, околохудожники, бизнесмены, чиновники, школьники, обычные жители, у которых есть интерес к проекту и желание рисовать.

Уличное искусство - прибыльное дело

Как рассказал Рахманов, стенограффия – очень недорогой и эффективный способ работы с пространством.

«Это точно дешевле, чем поставить фонтан или построить аллею, и, как показывает практика, эти работы достаточно хорошо и тепло принимают жители города, они начинают ориентироваться в пространстве вокруг этих историй. Например, говорят - давай встретимся у «мамонта»», - рассказал руководитель.

По его информации, в Екатеринбурге стоимость работ варьируется от 1 миллиона до 5-ти миллионов рублей на 10-15-ти объектах со всеми расходами.

«Кроме того что мы занимаемся картинками на зданиях, мы еще освещаем эти проекты и их создателей – художников. Наша задача – из федеральной повестки вылезти в мировую, благодаря чему о городе узнает весь мир и туда начинается туристический поток», - поделился Рахманов.

Актуальная повестка для России

По словам модератора Евгении Муринец, советника президента Союза архитекторов России, директора Urban Policy Institute, уличным граффити, на которые существуют даже президентские гранты, активно увлечены Москва, Подмосковье, Уральские регионы и Якутия.

«Это уникальная практика и актуальная повестка для России, потому что три четверти городов сформированы в советское время, где большое количество типовой застройки. Сегодня у нас такие микрорайоны все выглядят одинаково, и советский фильм «С легким паром» до сих пор актуален. То, что вы делаете, создает идентику каждому городу. То, что вы делаете, подчеркивает уникальную характеристику городов», - выразила свое мнение Муринец, добавив, что Якутия начинает активно вовлекаться во все российские процессы и тренды.

Говоря о градостроительной политике, Муринец отметила, что мы в России до сих пор живем советскими стандартами.

Татуировка на «теле» города

Как бы в продолжение темы о татуировках вспомнились слова российского культуролога Андрея Карпова (который в целом негативно оценивает татуировку), о том, что татуировка и граффити – схожие явления; если первое – рисунок на теле человека, то второе – на «теле» города, если граффити – высказывание более социализированное, то тату – принципиально индивидуалистическое, и тот, кто рисует граффити, покушается на публичное пространство.

На вопрос, является ли стенограффия граффити, Рахманов пояснил, что художественную роспись в некоторых городах называют стенограффией, и многие считают, что все, что рисуется на улице, есть граффити. «Есть очень много определений, и, по моему мнению, граффити – это нелегальное нанесение шрифтовой композиции», - объяснил Константин.

А на вопрос, согласен ли он с тем, что стенограффия – это своего рода татуировка на «теле» города, Константин лаконично ответил: «Да».

По мнению Ирины Алексеевой, главного архитектора Якутии, стенограффия – это то, что двигает прогресс и развивает города.

«Без культуры, современной культуры невозможно развитие, поэтому мы поддерживаем креативную молодёжь и всячески их вовлекаем в процессы формирования комфортной городской среды», - поделилась главный архитектор.

Проект «Динозавромойка». «Несколько лет назад появился социальный проект «Вид из окна», когда мы в детских домах, больницах разрисовывали всякие постройки – заборы, трансформаторные подстанции, которые всегда в ужасном состоянии, и дети, которые не могут выйти на улицу, смотрят на «вид из окна» и радуются. Таким образом, это акция добра», - поделился Константин.

Озеро Ханто в городе Ноябрьске. «Местная власть очень хотела подать эту локацию интересным образом, и мы придумали Хантошу, спина, шея и голова которого выглядывала из воды. Это был заговор с администрацией. Мы придумали с ней фейковую историю: Один из жителей сфотографировал какое-то «лохнесское чудовище» и выложил его в соцсети. В итоге мировые СМИ написали о существовании ханто-лохнесского чудовища», - признается Рахманов.

Ксения АВЕРА

Sakhaday.ru
Поделиться: