Этого человека давно нет в живых, но его часто вспоминают старожилы Мирнинского района – о нем ходят легенды. Известная аксиома: нужно быть яркой, цельной личностью, для того чтобы тебя крепко запомнили в народе.

На днях в картинной галерее Детской школы искусств состоялась выставка под названием «Родом из Туой-Хайа», посвященная 110-летию Данила Васильева, почетного жителя города Мирного.

Организовали выставку, посвященную Туой-Хайа, дочери Данила Васильева – Альбина Трифонова и Софья Гоголева. На торжественном открытии выставки собрались переселенцы из затопленного в водах Вилюйского моря села Туой-Хайа.

 посвященный Туой Хайе и Д ВасильевуВечер посвященный Туой Хайе и Д Васильеву

Мероприятие получилось насыщенным и трогательным. Прозвучали задушевные песни про Туой-Хайа, тойук о Родине исполнил почтенный старец – Владимир Семенов. Слова печального тойука старца растрогали собравшихся, и некоторые люди тайком утирали слезы. Гостям показали раритеты – старинные вещи жителей села Туой-Хайа, макеты расположения домов. Сестры Альбина и Софья, по якутскому обычаю, угостили гостей быырпахом и оладьями. Пришедшие на вечер неравнодушные люди один за другим вспомнили былое. Состоялся незабывемый вечер, овеянный ностальгией.

Родом из Туой-Хайа

 Хаинец Данил Васильев Туой-Хаинец Данил Васильев

Это рассказ о человеке из Туой-Хайа. Оставившем незабываемый след в истории Мирнинского района. Его звали Данил Михайлович Васильев. Исполняется 110 лет со дня его рождения. Здесь не только рассказ о нем, а о жизни всего села Туой Хайа, затопленного в водах Вилюйского моря.

Чонский наслег (Туой-Хайа) до революции являлся одним из самых отдаленных, но девственно красивых уголков Якутской области. Там, где плоскогорья сглаживаются и сменяются плодородной равниной, протекает река Чуона, бурливо несущая свои хрустально-чистые воды к горделивому Вилюю. В омутах и бочагах гулко всплескивали разжиревшие таймени и ленки, с берегов тянуло запахами земляники и росистых кустов. В долине Чуоны росли могучие, неповторимые по красоте леса, где токование глухарей или гогот гусей представляли собой чудесную какофонию звуков, своего рода дивную музыку.

В 1909 году, в охотничьей семье жителя Туой Хайа – Мэхээлэ (Михаил) увидел белый свет очаровательный малыш. Родители назвали его Данилом, подспудно мечтая о том, что он вырастет удачливым промысловиком. Жители Туой-Хаи занимались охотой, рыболовством, разводили коров, оленей, лошадей. Щедрый был край: поздними вечерами ошкуривали на уху белорыбицу, столы хозяев ломились от малосольной стерлядки, вяленой сохатины, или ургахта, зажаренных на вертеле жирных карасей и умопомрачительно вкусного оленьего языка.

С малых лет, Данила приучили к охоте. Отец учил сынишку охоте, когда тот еще не мог удержать ружье на вытянутых руках. С первыми заморозками юный промысловик ходил на свой путик устраивать собольи ловушки. Мальчик брел вдоль болот и жестким вереском, петлял по ключам, выискивая добычу. Семья Мэхээлэ не жила впроголодь, так как край был богатый охотой, рыбой, ягодами и грибами. Но тем не менее Данилу в отрочестве все-таки пришлось батрачить на местных баев, кстати не отличавшихся нравами от заносчивых богачей долины Хочо (Сунтар).

 народное угощение на последнем ысыахе Туой Хайа 1967 гЯкутское национальное угощение на последнем ысыахе Туой Хайа 1967 г

Советская власть в Туой Хайе полностью утвердилась в 1920 году. Не побоявшись угроз со стороны белых повстанцев, совсем еще юный Данил Васильев стал членом бедняцкого комитета. Вопреки всем грозным ветрам перемен, каким-то чудом этот благодатный край избежал кровопролития гражданской войны. Но, тем не менее, кампания по переделу земель происходила с большими трудностями. Ожесточенная борьба развернулась между бывшими землевладельцами-кулаками и новыми хозяевами-бедняками. В 1928 году, в возрасте 19 лет смышленого паренька земляки выбрали председателем Совета наслега. В этой должности Данил проработал вплоть до 1938 года.

Необходимо отдать должное человеческим качествам Данила, который вопреки неблагоприятным последствиям для него самого, всячески защищал своих земляков от злого веяния репрессий тридцатых годов, когда почти полностью была уничтожена элита якутской интеллигенции. Значительная отдаленность Туой-Хайи от райцентра и столицы ЯАССР, уберегла жителей от репрессий 30 и 40-х годов. Да и как наказывать трудолюбивых, законопослушных людей наслега, которые давали государству больше «мягкого золота» чем целые районы Якутии?!

В те годы, туой-хайинцы добывали огромное количество соболя, горностая, белок, колонка. Вся автономная республика восхищалась ими. Отчаянные были тогда охотники! Какое сердце нужно иметь, чтобы не впасть в тоску от беспросветной ночи, дождей и метелей. Сидеть многими днями в тесной избушке, а то и в юрте из лосиных шкур, при свете свеч, где часто постелью служили еловые лапы. Ставить сотни капканов на соболя или горностая и потом выхаживать сотни километров в любую погоду.

 жителей с Туой Хайа перед переселением в с Арылах 1967 гГруппа жителей с Туой Хайа перед переселением в с Арылах 1967 г

В 1937 году, Данил Васильев удостоился звания охотника-ударника и зачинателем стахановского метода овладения техникой промысла. В том году, он вступил в Коммунистическую партию. В последующем, 1938 году, президиум Верховного Совета ЯАССР, за его выдающиеся заслуги в области заготовки пушнины наградил нагрудным знаком «15 лет ЯАССР». Можно сказать, молодому человеку везло с карьерным ростом. Учитывая природный ум и трудолюбие, его назначили заведующим Садынским районным ценовым отделом. Но, к сожалению, не на долго.  

Видимо надзирающие органы затаили зло за «излишнюю мягкость» Данила Михайловича к землякам. В 1940 году, согласно приказу №92 под подписью председателя Садынского райсовета Овчинникова, Данила Васильева подвергли порицанию. Мало того еще устранили от работы в районном ценовом отделе. Причину нашли быстро: за срыв работы районной торговой конторы. Ему грозили известные репрессивные меры. Однако каким-то чудом Данил сумел спастись, казалось бы, от неизбежного наказания. Многие его коллеги по республике были несправедливо наказаны, некоторые расстреляны после коротких судов.

Началась Великая Отечественная война. В то же время, в Садынском районе начали добывать исландский шпат для приборостроения в оборонной промышленности. На фронт жителей Садына не брали, считая охотничий промысел и добычу исландского шпата, на которое были задействованы множество мужского населения района, делом стратегически важным для военной страны. И не зря. За 1941-45 годы, в Садынском районе было заготовлено пушнины на 3,5 млн. рублей, были доставлены «на гора» тысячи тонн ценной породы.

Туой-Хайинцы – помощники геологов Амакинской экспедиции

В послевоенные годы, развертывание геологоразведочных работ на территории Садына для местных жителей было значимым, неоднозначным событием. Некоторые люди боялись, что с началом промышленного освоения края станет меньше зверья в лесах. Однако, будучи законопослушными, кроткими и доверчивыми от природы, жители Чуоны, оказывали помощь геологам. Делились последним куском хлеба. Летом 1949 года, в село Туой-Хайа на шести лодках по реке Чона прибыли геологи во главе с Григорием Файнштейном. Они остановились в селе на несколько дней.

В то время, Данил Васильев работал председателем наслежного Совета. Геологи были крайне измождены и нуждались в помощи. Посоветовавшись с председателем колхоза И.С.Даниловым и секретарем парторганизации К.И.Ивановым, местная власть решила немедленно обеспечить геологов гужевым транспортом и продовольствием. В помощь к геологам были прикреплены шесть опытных проводников-каюров. Без их помощи вряд ли экспедиции удалось бы преодолеть опасные пороги на Вилюе - Малый и Большой Ханы, выдержать долгий водный маршрут до села Крестях. Впоследствии, Данил Васильев вовремя распорядился мобилизовать еще семь человек, в придачу 12 лошадей для отправки в Крестях, к геологам Амакинской геологоразведочной экспедиции.

Всего, за 1950-1966 годы, Чуонинский наслег выделил в помощь геологам 76 проводников, 68 лошадей, 1.038 оленей. Вывод недвусмысленный: без помощи коренного населения – якутов и эвенков, геологам фактически невозможно осуществить заданное государстенное дело.

Воспоминания дочери Альбины

 Данила Васильева Альбина Дочь Данила Васильева Альбина

«У отца нелегкая жизнь. Первая жена Меланья Иванова родила от моего отца троих детей, но выжил всего один ребенок – моя старшая сестра Агнесса, 1934 года рождения. Судьба распорядилась так, что первую супругу ему пришлось похоронить в молодости. Недолго прожил отец и со второй женой – Прасковьей Илларионовой, которая умерла от тяжелой болезни во время войны. Она оставила сына Валентина. Его третья жена, наша мать – Дария Саввинова родом из эвенков-брангат, коренных жителей верховья Вилюя. Поскольку она окончила семилетнюю школу в селе Улуу-Того (в 60-х годах затоплено водами Вилюйского моря), считалась достаточно образованной по тем временам.

 Туой Хайи перед переселением 1967 год Дети Туой-Хайи перед переселением 1967 год

Смышленая от природы, она умела убеждать отца в любых каверзных вопросах, но в то же время проявлять терпимость. Мама родила отцу восьмерых детей, но по воле судьбы остались только четверо. Всего у отца должно было быть двенадцать детей, однако злой рок судьбы оказался неумолимо жестоким. Большинство детей съел туберкулез – самая распространенная болезнь на Крайнем Севере. И всю горечь потери родных, он восполнил нежностью и теплотой к оставшимся детям. Мы с сестренкой Соней – последыши, когда родились, отец был уже пожилой человек.

 на фоне горы Туой Хайа и горы Сегодня это все находится на дне Вилюйского моря Дети. на фоне горы Туой Хайа и горы. Сегодня это все находится на дне Вилюйского моря

Он очень бережно относился к нам – дочерям, не ругал, не сквернословил, не наказывал за малейшую провинность. Отец очень любил привозить нам гостинцы – будь то из Сунтара или Мирного. Зная, что мы сладкоежки, нередко баловал вкусными конфетами, знал толк и в игрушках. И, конечно же, за это его родственники и друзья нередко упрекали».

Человеческий фактор

Имя Данила Васильева в алмазном крае считается как бы нарицательным, неким прообразом жертвенности северных народов ради государственных интересов. Он жил упорным трудом, порой забывая про семью и родственников. Таковыми же были все туой-хайинцы, ради процветания страны, оставившие исконные места обитания. В эпоху великих дел, Данил Васильев оказался как раз у маленького, но чрезвычайно ответственного поста руководителя. Он сделал все возможное для того чтобы задача государственного масштаба была выполнена. Именно такие честолюбивые люди стали оплотом советского строя, благодаря им развивалась экономика страны. Сегодня, интересы общества изменились коренным образом. Некоторые люди, прославившие алмазный край незаслуженно забыты.

Хотелось бы, чтобы имя Данила Васильева не было предано забвению.

 ценные экземпляры из Туой ХайаСело Туой Хайа кистью художника О Рысакова

 ценные экземпляры из Туой ХайаРечка Чуона Художник О Рысаков

 ценные экземпляры из Туой ХайаПереселенцы из Туой Хайа помнят каждый домик каждый переулок

 ценные экземпляры из Туой ХайаРаритеты оставшиеся от жителей Туой Хайа

 ценные экземпляры из Туой ХайаЯкутская посуда

 ценные экземпляры из Туой Хайа Старинные ценные экземпляры из Туой Хайа

Станислав Алексеев, город Мирный

Фотографии из архива семьи Альбины Трифоновой

Поделиться: