В это трудно поверить, но территория Якутии до сих пор мало исследована и многие находки еще впереди. Ученым все еще неизвестны все представители местной флоры и фауны, все месторождения полезных ископаемых. Немало тайн хранят и некоторые местности, например, озеро Себян-Кюель.

Согласно местной легенде, в водах этого озера и в прилегающей местности лежат останки различных самолетов. Один из которых Сигизмунда Леваневского, который, по одной из гипотез, совершил здесь вынужденную посадку. В пользу этой гипотезы говорила найденная там табличка: «Здесь 13 августа 1937 года в результате катастрофы самолета Н-209 погиб экипаж... Леваневский...». Найдена она было летом 1965 года вертолетчиками, которые случайно обнаружили на берегу горного озера (в 400 км. от Якутска), холм искусственного происхождения. На табличке было еще 3 или 4 фамилии, одна из которых заканчивалась на «...ский». Большинство же прочесть было невозможно – доска подгнила. К ней была прибита металлическая пластинка от консервной банки, на которой было нацарапано то же самое. Этот факт давно бы поставил точку в спорном вопросе, но все оказалось сложнее, чем могло быть. Вертолет, в котором лежала найденная табличка, потерпел крушение, а доска сгорела вместе с машиной.

Предыстория

20 июня 1937 года был зафиксирован первый в мире беспосадочный перелет Москва – Ванкувер экипажем самолета АНТ-25 в составе командира В.П. Чкалова, второго пилота Г.Ф. Байдукова и штурмана А.В. Белякова. Но идея перелета через Северный полюс принадлежали Сигизмунду Леваневскому. Серия обстоятельств не позволила ему первым совершить этот перелет. Небо покоряется смелым, упорным и упрямым, и только смерть могла преградить Леваневскому путь к цели, он решил совершить безпересадочный полет из Москвы в Фэрбанкс (Аляска, США), через Северный полюс. 12 августа 1937 года самолет ДБ-А с бортовым номером Н-209 оторвался от земли Щелковского аэродрома. Все шло по плану. Однако, 13 августа в 17:58 по московскому времени связь с бортом прервалась. Больше о судьбе самолета и экипажа ничего не известно.

Леваневский

Табличку видели многие

Первые сообщения о нахождении таблички относятся к тому же 1937 году. Известно, что в разные годы эту доску видели 16 свидетелей – местные жители. К тому же, некоторые из них рассказывали о найденных в августе-сентябре 1937 года деталях самолета и останков тел, которые могли бы принадлежать экипажу и самолету Леваневского.

Но были и другие находки, сделанные в районе Себян-Кюель: памятный знак в виде креста и клепаный авиационный бачок из дюраля. Это был первый случай такой находки, в дальнейшем там периодически находили останки различных самолетов, тайны которых также не раскрыты. Однако, был ли это самолет и экипаж Леваневского достоверно до сих пор неизвестно. Ведь для того, чтобы оказаться в этой местности, экипажу нужно было совершить чудовищную ошибку в расчетах и прилично отклониться от маршрута. Повлиять на ситуацию мог отказ одного из четырех двигателей. А последняя переданная ими информация о том, что они увидели «ледяные горы», может указывать на то, что они оказались у покрытых снегом отрогов Верхоянского хребта. Добавить к этому потерю ориентировки из-за неисправности радиоаппаратуры, сложные метеоусловия, потеряться было проще простого... А далее жесткая посадка, утонувший самолет и деревянная табличка, оставленная единственным уцелевшим.

Sebyan Kuel 0407 2

На дне озера лежит самолет?

В дальнейшем дно озера несколько раз исследовали гидролокатором. Так, на глубине 70-100 метров, вблизи района расположения памятной доски, было видно нечто, напоминающее своими очертаниями самолет. Его параметры позволяют предположить, что это и есть Н-209, на котором летел Леваневский. Зафиксировать объект при помощи телеаппаратуры в 80-х годах не удалось – видимость на глубинах более 60 метров сильно ограничена, а на пленке осталось лишь мутное бесформенное пятно. Имеющиеся очертания крупного самолета показали и результаты геомагнитной съемки. Но из-за глубины озера и толстого слоя донных отложений поднять объект на поверхность не удалось; не сумели без соответствующего оборудования пробиться к нему и водолазы.

При дальнейших попытках сканирования, самолет в озере и вовсе не обнаружили! Возможно, лежащую на дне машину за годы еще больше занесло илом. Или все-таки, в озере лежит лишь часть самолета, а разбился он на подлете – в горах. А о том, что в озере что-то все-таки есть, говорят рассказы местных жителей. Так, время от времени, на протяжении десятилетий на поверхности озера появляются масляные пятна. Это говорит о том, что на дне лежит либо самолет, либо его двигатель. При этом, в этой местности нет ни одного природопользователя, да и добраться туда крайне сложно, что не позволило в свое время доставить в эту местность поисковую технику.

P.S. Некоторые факты и рассказы местных жителей утверждают о том, что в этой местности находились останки различных самолетов, в том числе Дугласов и Кобр, которые перевозились по ленд-лизу. Так, эту местность в народе и прозвали «Якутский треугольник».

Подготовил Андрей ШИЛОВ

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24

Поделиться: