С 7 по 19 января в традиционной культуре русского народа проводятся святочные гадания: "заглядывание в двенадцатый коридор", "гадания с колечком". Ныне полузабыты водяные шуликуны и шилыханы.

У якутов тоже есть аналогичные календарные гадания. Способов гадания превеликое множество. Многие из них описаны еще в начале ХХ века писателем Алексеем Кулаковским. Там и столоверчение, и бегущая иголка, и хождение торбазов. Само же время для гаданий называется Танха – в честь божества Танха Хаан Тойон - бога рока и судьбы, предугадывающего и предопределяющего судьбу человека. Интересно, что якуты святочное гадание называют "Танха иhиллиир", то есть подслушивание Танха, чтобы узнать свою судьбу. 

Во время Танха происходят невероятные вещи, в это время якобы можно подслушать разговор лошадей. Причем одна из лошадей должна быть чужой, а другая – хозяйской. Или же обе лошади должны быть рождены одной кобылой.

Главное условие – лошади не должны почуять человека. Потому, что кони сначала предают проклятию того, кто подслушает их разговор. Затем начинают разговаривать человеческим языком, предсказывая при этом судьбу своих хозяев и их близких. Если спрятавшийся обнаружит свое присутствие, смерть его неизбежна.

Человеку, решившемуся на этот отчаянный шаг, задолго до гадания нельзя мыться и кушать мясо. Они могли рассказать о том, что ждет хозяев в новом году, что будет с миром, предсказать, каким будет лето.

Опасные водяные черти

Основным атрибутом и знаком Танха являются сюлюкюны. Это духи, обитающие в разных водоёмах, где частенько охраняют несметные богатства.  Внешне сюлюкюны чем-то похожи на классических чертей: у них есть рога, хвосты и свиные пятачки вместо носа. Но местные поверья указывают также на перепонки между пальцами и рыбьи глаза, делающие их персонажами водной стихии.

В основном, же в старину узнавали будущие события наступившего года, подслушивая разговоры водяных духов-сюлюкюнов, которые вылезают из проруби как раз с 7 по 19 января - в Рождество выходят и селятся в пустых домах и живут так до Крещения. Они могут быть очень опасными и встреча с ними, зачастую, заканчивается плачевно. Но, используя хитрость, можно внезапно разбогатеть. В старину тех, кто внезапно разбогател, соседи подозревали что нажитое имущество перешло от сюлюкюнов.

Дело в том, что с 7-го января выходят слуги  сюлюкюнов. А они, их дядья, настоящие сюлюкюны выходят только тогда, когда для них все готово: и столы для карточных игр и все остальное. Есть поверье, что если разузнать место, где нечисть будет картежничать, засесть под столом, ждать их игры, что в самый пик, когда они скинут весь банк - заорать по петушиному и тут сюлюкюны разбегутся во все стороны, оставив весь куш. Тогда можно забрать все деньги, и, необходимо их потратить как можно быстрее. Через некоторое время деньги превращаются по разным версиям в рыбью чешую, водоросли, золу или навоз.

Еще можно было узнать будущее. Для это у проруби надо сидеть укрывшись белой простынью (а по более старой версии шкурой белой лошади). Сюлюкюны, собравшись, ведут беседу кто сколько собрал за год золота и денег. Так же они обсуждают судьбы людей, кому предстоит умереть, кому долго жить и могут упомянуть крупные события, которые произойдут в будущем. В этот момент черт принюхиваясь говорит что пахнет человеком, оглядывается и замечает бугорок, подходит и пинает его человек должен стерпеть не издать ни звука, после чего черт отходит и они продолжают беседу. Говорят друг другу кто куда спрятал золото и уходят в прорубь.

Человек, найдя их клад должен потратить эти деньги за 3 дня, не потратив на себя ни копейки, то есть клад нужно было прокутить и прогулять. Вот после этого он будет по жизни удачливым и счастливым. Если клад оставить при себе, то человека ждет незавидная судьба.

Страшная история с чертями

Итак, 70-е годы, Центральная Якутия, январь, святки, лютые морозы. Два молодых брата решили отправиться послушать сюлюкюнов. Так как отношение к увлечению «серьёзными» святочными гаданиями у народа настороженное (разные девичьи гадания по воску, зеркалам и иглам, конечно, не в счёт), то они никому о своём плане не сообщили, даже родителям. Для дела выбрали пустой древний балаган на поляне, который находился недалеко от их деревни. Таких построек в Якутии много — раньше люди жили семьями, рассредоточившись по отдельным полянам. Вечером, надев самые тёплые одежды и прихватив с собой пару бутылок водки, братья вышли из дому и направились к месту назначения. Настроение было хорошее, вдвоём не страшно, к холоду привыкши.

Пришли на место, залезли под ветхий стол. Как полагается, укрылись толстым покрывалом. Сидят, шёпотом разговаривают, время от времени хлебают из бутылок. Зажечь огонь нельзя — сюлюкюны испугаются и не придут, так что единственным освещением выступает только лунный свет через окна. Тут нужно упомянуть одну деталь: к старым якутским балаганам вплотную примыкает хлев — между балаганом и хлевом всего одна дверь, чтобы в морозы не выходить на улицу. И вот, братья сидят уже несколько часов, время за полночь, оба уже сонные. И тут заскрипела дверь хлева. Братья вскинулись, у обоих одна мысль: вот, сюлюкюны начинают собираться. Некоторое время опять всё тихо, потом снова дверь хлева скрипит, на этот раз громче — по звуку понятно, что дверь медленно открывается. И из хлева доносится какой-то приглушённый звук, похожий на куриное кудахтанье. Тут младший брат закричал не своим голосом, отбросил покрывало, выскочил из-под стола и бросился к выходу. Старший, естественно, в панике сразу побежал за ним. Но только ему не повезло: младший выбежал на улицу, а старший споткнулся о порог и растянулся у входа. Начал звать на помощь и тут же словно поперхнулся, потом уже так громко закричал, как будто его живьём сжигают. Младший от такого кошмара побежал только быстрее. Пока он бежал до окраины поляны, брат всё кричал, потом вдруг замолк. Младший брат оглянулся только у опушки леса, но оттуда уже было ничего не видно.


Через час он прибежал обратно в деревню, не помня себя. Сразу рассказал всё отцу, и тот едва не набросился на него с кулаками: мол, как можно быть такими дураками, справки хотя бы навели о том, куда идёте, перед тем как отправиться. Оказалось, именно в этом балагане давным-давно, ещё до революции, жила большая семья, все члены которой погибли друг за другом без видимых причин. В те тёмные времена это объяснили тем, что всех, мол, «злой дух сожрал». С тех пор на этой поляне никто не живёт, даже сено не косят. Никакие сюлюкюны, конечно, в таком месте собрание устраивать не будут (всё-таки они не совсем демоны), а вот кое-кто «другой» вполне мог заинтересоваться братьями, которые в самый тёмный час ночи пожаловали в заброшенное место.

Отец с младшим братом быстро собрались, сели в «УАЗ» и поехали на полной скорости обратно к балагану. Всю дорогу отец журил сына за то, что тот бросил своего брата. Приехали, остановили машину у балагана, причём у младшего брата начали стучать зубы, и он наотрез отказался выходить из машины. Пришлось отцу самому идти к балагану.
Старший брат лежал на снегу там же, где упал лицом вниз. По следам на снегу видно что он почти не шевелился после падения - сразу умер. Тело уже окоченело - мороз сделал свое дело. Тут отец уже заплакал в голос. Когда там сняли с него всю одежду оказалось что на спине под лопаткой большой синяк будто кто-то огромным кулачищем туда ударил прямо через все слои одежды.


Позже младший брат рассказывал что именно он видел того как стал убегать. Когда в очередной раз заскрипела дверь хлева ,он украдкой приподнял покрывало и увидел при лунном свете в проеме идущий в их сторону огромный ростом под потолок черный человеческий силуэт и тут уж не выдержал - закричал и рванулся прочь...

Дмитрий Михайлов

Источник: ИА Yakutia24/Якутия24

Поделиться: