Медийная истерия вокруг цен на бензин в начале июня во многом – результат неоправданно завышенных ожиданий автомобилистов, считает заместитель директора Центра исследований проблем реальной экономики (ЦИПРЭ) при РЭУ им. Г.В. Плеханова Владимир Дробышевский.
«Никто не обещал заморозить цены на бензин. Речь шла о том, чтобы рост не превышал инфляцию. Зафиксировали стоимость от которой происходят различные расчеты, в том числе и компенсации нефтяным компаниям», - сказал он.
«Для того чтобы выяснить реальную картину ЦИПРЭ совместно с РОМИР сейчас проводят исследование по топливной тематике и в начале июля мы расскажем о том, как относятся автомобилисты к росту цен на моторное топливо, насколько он обоснован, по их мнению, в том или ином регионе и каковы траты автолюбителей и ряд других показателей», - отметил эксперт.
Как заметил эксперт, топливная составляющая есть практически в любом товаре и в любой услуге. Более того, топливо – основная статья расходов в ходе эксплуатации личного транспорта, поэтому тема цен на бензин остро воспринимается даже при незначительном росте.
По словам Дробышевского, сейчас стоимость нефти на мировых рынках относительно стабильна, без резких колебаний. Ощутимого выпадения доходов нефтяных компаний также не предвидится. В связи с этим нет предпосылок для резкого роста розничных цен на бензин и дизтопливо.
Эксперт не исключил возможности отдельных изменений цен по регионам России, например, там, где большая часть АЗС принадлежит не вертикально интегрированным компаниям (ВИНК), а небольшим компаниям, которые закупают объемы на бирже у небольших трейдеров. Это же касается и премиальных марок, тут цена зависит от себестоимости производства различных присадок.
Простой пример, на прошлой неделе, на ценниках московских АЗС стоимость АИ-92 можно было увидеть в диапазонах от 38,9 до 43,88 рублей, а на АИ-95 - от 41,90 до 48,88 рублей за литр, в Санкт-Петербурге диапазон цен фиксировался от 40,9 до 43 рублей за 92-й и от 44,6 до 47,31 рублей за 95-й.
Разброс цен только в этих двух городах ощутим, и нельзя мерить ни по нижнему показателю, ни по верхнему, именно поэтому Росстат берет средний показатель в каждом регионе.
Если говорить о ситуации в начале месяца, то на незначительный рост цен в конце мая и начале июня в регионах страны повлияли несколько факторов: это остановка Антипинского НПЗ и небольших (частных) региональных нефтеперерабатывающих предприятий и начало профилактических работ (плановых и неплановых) на других ведущих НПЗ, что повлекло за собой сокращение объемов поставок и спровоцировало рост цен на бирже.
Дробышевский пояснил, что ручное регулирование цен на бензин – было вынужденной и непопулярной мерой. Этот инструмент не устраивает ни правительство, ни нефтяные компании. Об этом говорили на ПМЭФ и в последние дни и Дмитрий Козак, и Игорь Сечин, и Вагит Алекперов.
Эксперт высказал предположение, что продления соглашения с нефтяниками, срок которого истекает 1 июля не будет, а судьба соглашения вряд ли существенно повлияет на цены. Минэнерго, ФАС и курирующий вице-премьер Козак в любом случае будут контролировать цены. А в случае скачка регуляторы и правительство отреагируют. Правительство законодательно закрепило за собой право в любой момент вводить заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов.
СТАТИСТИКА
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), средняя стоимость по России литра бензина к 17 июня увеличилась на 2 коп.и составила 44,40 рублей. Цена бензина марок АИ-92 и АИ-95 выросла на 2 коп. до 42,11 рублей и 45,45 рублей соответственно. Дизельное топливо подорожало на 1 копейку до 46,06 рублей.
Увеличение цен на автомобильный бензин за прошедшую неделю зафиксировано в 22-х центрах субъектов РФ. Наиболее заметное – в Благовещенске, Великом Новгороде и Нальчике – на 0,3%. Снижение цен на бензин отмечалось в Салехарде – на 0,5%, Симферополе – на 0,2%, Севастополе - на 0,1%. В Москве за прошедшую неделю цены на бензин не изменились, в Санкт-Петербурге – выросли на 0,2%.
Источник: Центр исследований проблем реальной экономики обязательна