Первые месяцы работы для нового руководства мэрии Якутска получились насыщенными на ознакомление с проблемами столицы. Наиболее драматичные примеры связаны со строительством – это ситуация с обманутыми дольщиками и с жителями незаконных построек на улице Можайского. 

Пока новая городская администрация вникает в суть дел, на улице Красильников созрела ещё одна жилищная проблема.  

ДОМА, КОТОРЫЕ СТРОИЛИ КАК ХОТЕЛИ

В отличие от ситуации с обманутыми дольщиками, люди, купившие помещения в самовольных постройках, имеют крышу над головой. Но живут они в своих квартирах на птичьих правах – не имеют возможности прописаться, прикрепиться к поликлинике записать детей в детсад или школу. Вдобавок рискуют остаться без тепла или электричества, как это произошло с объектами на улице Можайского. И все эти проблемы в итоге ложатся на плечи мэрии.

Первыми на улице Красильникова появились строения 4, 4/1, 4/2, 4/3 (как указано в системе 2GIS) – их строительство началось в 2013 году. Позже появились постройки - 4/6, 4/7 (ранее относившиеся к переулку Зодчих). Также были возведены несколько блоков хозяйственного назначения. К появлению части данных объектов причастно ООО «Новая Якутия», а также граждане Литвинцев. А.С. и Мартынова. Н.Л.

Дом на Красильникова 4/1 (блоки «А», «Б», «В», «Г») изначально строился как трёхэтажный. Согласно действующему закону, строительство домов до трёх этажей не подлежит контролю со стороны государственного жилищного надзора.

На его возведение в 2013 году было выдано разрешение мэрии. Однако в ходе строительства у дома появилась надстройка в виде четвертого этажа с мансардой. То есть по сути дом стал пятиэтажным. Разрешение на ввод четвертого этажа по информации УГСЖН было выдано в мае 2015 года. 

На рекламных картинках изображен трехэтажный дом. По факту дом пятиэтажный. Источник сайт "Новая Якутия"

В 2016 году Управление Госстройжилнадзора выдало заключение о соответствии реконструированного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации. Однако, по утверждению людей, проживающих в надстройке, никаких документов на свою жилплощадь они так и не получили. Оформленными являются только квартиры с первого по третий этаж. Жители мансардной надстройки проживают без должного оформления и документов на квартиры. 

Остальные четыре постройки, по информации Управления государственного строительного и жилищного надзора по Якутии, возведены без выданного в установленном порядке разрешения на строительство.

Это два четырехэтажных строения (ул.Красильникова 4/6, 4/7 (ранее относившиеся к переулку Зодчих)) и ещё один строящийся объект (на тот момент три этажа), а также гараж с надстройкой. При том, что земельный участок, на котором расположены данные гаражные боксы, по договору аренды был предоставлен Мартыновой Н.Л. под парковку без права капитального строительства (!). 

«НЕ ДОМА, А ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ АВАРИЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ»

Открыто и без обидняков против таких подходов в строительстве выступает генеральный директор группы компании «Утум» Георгий Карамзин.

- Я неоднократно писал в прокуратуру по поводу нарушений, которые творятся на улице Красильникова. Прежняя городская администрация в лице экс-заместителя главы Якутска Сергея Игнатенко выписала распоряжение о сносе самовольных построек. Но там так ничего и не снесли, но, мало того, рядом отсыпали ещё один участок и начали новое строительство.

- Ваше возмущение понятно, но с другой стороны, люди могут подумать, что вы просто хотите устранить конкурента из отрасли?

- Люди имеют право на своё мнение, но в данном случае мы имеем дело с вопиющими нарушениями, которые необходимо пресекать. В конце концов, я давно работаю в сфере строительства, имею должный опыт. И, как эксперт в своей отрасли, не могу молчать, когда вижу такие откровенные нарушения всех норм и требований – это, в конце концов, небезопасно для людей, которые проживают в этих постройках.

- Какие нарушения, допущенные при строительстве объектов на Красильникова, вы наблюдаете?

- В непосредственной близи от построенного жилого здания (Красильникова, 4/1) под землей находятся существующие напорные сети канализации. Там до сети канализации расстояние 4-5 м, при том, что допустимое расстояние – 10 м, для вечномерзлых грунтов, таково требование АО «Водоканал». Для меня вопрос – каким образом было получено разрешение на подключение канализации, когда жилое здание построено в непосредственной близости от канализационной сети. И это не всё, на одном из участков они вообще вбили сваю рядом с газовой трубой.
 

Свая вбитая рядом с газовой трубой. 

- Вы указывали на данные нарушения в обращениях в прокуратуру, и какая была реакция? 

- Указывал неоднократно, прокуратура передала материалы мэрии. Мария издала распоряжение о сносе, но фактического сноса не последовало. Хотя нарушений масса. Они не имели права строить там гараж, но построили его, нарушив минимально допустимые расстояния с жилыми постройками. В случае возникновения пожара в гаражах, он может перекинуться на жилые постройки. Но пожарные машины из-за несоблюдения требуемых расстояний не везде смогут там подъехать.

- Если рассматривать эти постройки с технической точки зрения, есть ли у вас вопросы к качеству этих сооружений?

- По поводу дома 4/1, он построен из строительных отходов и бросовых материалов в прямом смысле этого слова. В его основе разборные части от каркаса бывшей птицефабрики. Это материалы уже бывшие в употреблении. О каком качестве тут может быть речь! Два рядом стоящие дома, которые были возведены недавно, сделаны из сэндвич-панелей. Это неприемлемо для жилых помещений – это нарушение санитарных норм. Но самое главное, эти сооружения возведены без должного оформления.

Получается законопослушные застройщики соблюдают все требования несут расходы на оформление различных процедур. Находятся под мониторингом всех контролирующих структур. Дают гарантию качества. Решают инфраструктурные задачи. Способствуют улучшению городской среды. В то время как рядом работает недобросовестный застройщик, которого не заботит качество, внешний вид и дальнейшая судьба постройки. А в итоге город получает себе на шею потенциальные аварийные объекты, - подытожил Карамзин.

ДОМА, КОТОРЫЕ КАК БЫ СНОСЯТ

Выехав на место, мы убедились в том, что самовольные постройки на Красильникова, 4/6, и 4/7, сносить не собираются.

В ходе обхода квартир выяснилось, что многие из проживающих в этих домах являются арендаторами. Многие не имеют представления о том, что дом построен без должного оформления.

На стенах висят грозные объявления о необходимости оплаты коммунальных услуг. В конце концов, в ходе обхода домов обнаружился собственник (девушка), которая подтвердила, что, хотя квартиру она купила, но документов на неё у неё всё ещё нет.

«Квартира была куплена летом 2017 года. Тогда застройщик обещал предоставить документы к концу года. Затем перенес срок на весну 2018, затем на лето, а после перестал выходить на связь. На вопрос, с чем связана эта задержка, был ответ, что он не прошел, какую-то аккредитацию», - сообщил собственник.

На вопрос о том, оформлен ли участок под их домом, девушка ответила: «Мы позже узнали, что это был самозахват».  

На вопрос о том, оформлен ли участок под их домом, девушка ответила: «Мы позже узнали, что это был самозахват».  

В тоже время в статье «Что нам стоит дом построить» (газета «Якутск вечерний») было указано, что задержка с оформлением квартир в домах связана со сбоем в базе данных Росреестра. Но здесь собственно напрашивается замечание, когда был построен дом и когда произошел сбой. Ведь два дома (Красильникова 4/6 и 4/7) были готовы и заселены ещё в 2017 году. А сбой в Росреестре произошел в конце августа нынешнего года.

Что касается попыток борьбы с незаконным строительством, то в октябре 2017 года Госстройжилнадзор направил в прокуратуру республики информацию о данных объектах для принятия мер прокурорского реагирования. Прокуратура отработала вопрос с мэрией Якутска. Городские власти включили данные строения в базу данных учета и мониторинга объектов, имеющих признаки самовольной постройки.

Затем в декабре 2016 года было издано распоряжение Окружной администрации № 2179 «О сносе самовольной постройки «Четырехэтажный многоквартирный дом, расположенной по ул. Красильникова». В июле 2017 распоряжение было дополнено схемой расположения незаконно возведенного объекта. Однако по сей день никаких работ по сносу так и не производилось.

Вот как прокомментировала ситуацию на Красильникова министра строительства Якутии Вера Кузакова.

- Проблему этих объектов я знаю, но лично я с Литвинцевым ничего делать не буду. Есть правоохранительные органы, пусть они принимают решение. Как я могу прийти в его деятельность вмешаться и сказать – «Ты подвинься, а я решу твои проблемы, пропишу твоих граждан и узаконю твоё строительство». Я работаю в рамках законодательства – Градостроительного кодекса, Жилищного кодекса и прочих законодательных актов, - был ответ министра.   

В этой ситуации возникает опасение, что на улице Красильникова вполне возможен повтор событий, как и в случае с постройками на улице Можайского. Без должного оформления они могут быть отключены от коммуникаций. И вновь будут встречи, собрания, жалобы, хотя всего этого можно было избежать. К тому же есть вопросы к качеству самих объектов.

Случай на Можайского и на Красильникова требуют индивидуального подхода. Но корень у них один – отсутствие волевого подхода в сфере надзора за строительством, начиная от процессов оформления земли и заканчивая надзором за объектами строительства. Каждый из вышеописанных случаев можно было прекратить менее болезненно ещё до того, как люди стали покупать квартиры у так называемых застройщиков. В обеих ситуациях – что на Можайского, что на Красильникова строительство – можно было приостановить из-за отсутствия ряда документов. Но этого выполнено не было.

Будут ли сделаны выводы из озвученных ситуаций? И что будет предпринято для того, чтобы в Якутске больше не повторялись истории с незаконным строительством? Вот вопросы, на которые предстоит ответить новой городской администрации. 

Автор: Тимофей Ефремов

Источник: yakutia.info

Поделиться: