Мальчиков умению воевать обучали с трехлетнего возраста. Обучение военному делу описывается во многих преданиях якутов центральных и вилюйских районов. Встречается и в эвенкийских преданиях. Их обучали метко стрелять из лука, ловко владеть копьем и мечом, бойко бороться, быстро ездить на лошади.

Когда юноше исполнялось восемнадцать лет‚ проверяли, насколько он научился воевать. Он должен был стрелой попасть и расколоть лошадиную бабку, поставленную на очень большом расстоянии. Потом из дому выскакивал воин с оголеной пальмой (древковое оружие «батыйа») в руках и должен был, размахивая ею, напускаться на юношу. Тот должен был уворачиваться от ударов и не дать себя поранить, хотя бы его доху разрубили подобно бахроме шаманского плаща. Затем он, находясь на дворе, должен был ловить ладонью кусок мяса, выброшенный через трубу. И вот человека, с успехом выдержавшего все эти испытания, называли человеком, обученным кыргысу (военному делу).

На сильного человека надевали железный чешуеобразный панцирь. Слабому человеку надевали панцирь‚ сделанный из ольхи. Некоторые же люди имели только щит на руках. Люди, обученные кыргысу, занимались исключительно воинскими делами.

Панцирь-чешуйчатый панцирь или латы, кожаная броня с нашитыми железными пластинками. У старинных якутов были и деревянные панцири.

 

Щит на руках-щит для прикрытия локтевой кости руки. Они были небольшими, сшивались из толстой кожи в 2-3 ряда

1 0001

1 00011 0001

Старинные люди не воевали летом с той поры, когда хвоя деревьев достигала предела, до осени, пока растения не становились, на хвост сарыча, то есть пока не пожелтеют растения.

Сарыч - канюк, хищная птица из семейства ястребиных, желтой окраски

Воспитание ребенка, из которого должен быть выйти воин

В старину ребенка, о котором предполагали, что уз него выйдет воин (боотур), воспитывали тайком, скрывая его в чуланчике или в отдельной урасе. Этого ребенка гости - ночевщики и приезжие издалека не видят. Так поступали, опасаясь, что пойдет о нем молва и, пока он не окреп и возмужал, придут, убьют его. Или же чтобы его не могли сглазить люди с дурным глазом, чтоб дурно не подумали о нем и не заговорили словом люли со злым умыслом. Когда ребенок только что начинал ходить, чернея пятками‚ его показывали приглашенному старому человеку, умеющему по внешнему виду предсказывать будущее. Если предсказатель говорил: «хорошо воспитывайте этого ребенка, пожалуй из него выйдет боотур», тогда, говорят, воспитывали его в тайне.

Учили его боотуры увертливости и ловкости, кидая в раздетого мальчика горящими углями; потом, когда он подрастал, пускали в него (деревянные) стрелы, прикрепляя к кончику их короткие иголки, когда еще подрастал, то стреляли в него настоящими стрелами. Потом если приходили к заключению, что он созрел м возмужал, то вторично показывали предсказателю. Если тот говорил: «Действительно, он может носить панцирь, снабдите и оденьте его», тогда готовились надеть на него панцирь. Заказывали сделать ему вооружение (меч-пальму, стрелы, лук, панцирь). Когда все было готово, перед тем как надеть на него доспехи, приводили больших богатырей и одного шамана. Этот шаман, камлая, вселяет в парня дух кровожадности -илбис.

Илбис - кровожадпость, пристрастие к войне. Илбис Хаан-дух кровопролития, божество войны у якутов. К этому духу обращались в старину с заклинаниями, просьбами вселить и воинов мужество, храбрость, беспощадность к врагам.

От этого парень бьется и становится на дыбы, как дикая лошадь. Воины хватают его и, придавивши, надевают на него панцирь. Как только вручат ему доспехи, он, выскаки вая на двор, на ходу пронизывает сердце человека, нарочно поставленного для этого около камелька и, поднявши его на пику, выбрасывает на двор. Это называется «поднять илбис» или «окрасить кровью оружие». При этом режут одну скотину, делают обрядовое угощение. С этого же самого дня он носит звание «боотур».

Стрельба в цель

В глубокую старину когда встречались на ысыахе два якута из различных родов, соперничая, чтобы показать свое превосходство, стреляли друг в друга из лука. Это называлось - стрельба в цель. При этом каждый ставил перед собой в виде заслона ветвистую сосну. При стрельбе в цель каждый выпускал одну стрелу, от которой могли увернуться. Причем стреляли друг в друга нарочно издалека, с противоположных косогоров или горных мысов. При этом иные погибали, иные получали ранения. Эта борьба носила характер состязании, веселья-забавы.

Были и другие, более мирные состязания: стреляли вверх - победителем считается тот, у кого стрела сверху падала обратно последней; кто дальше пустит стрелу.

4 0001

Из книги «Якутский фольклор» 1992 г.

Сетевое издание «Yakutia24/Якутия24»

Поделиться: