В якутском обществе человек мог обращаться к духам двумя способами: через жертвоприношение и дароприношение. Оба способа соотносились: первым хотели задобрить духа, который, как считалось, приносил беды, несчастья; а вторым - отблагодарить добрых духов за их благосклонность.
Дары назывались ытык (як.), этим словом обозначалось все, что почитается и вызывает уважение. Так, например, символическое принесение в жертву живого животного (тыыннаах ытык. як.) имело целью отблагодарить и привлечь к себе благосклонность духов.
074c8f55 b1cb 43b0 9200 16f4092f3187
Жертвоприношение (кэрэх –як.) призвано было исправить какую-то критическую ситуацию: оно применялось во время ритуала исцеления, для разрешения какого-то конфликта или по случаю чьей-то смерти. Когда кто-либо из родных находился при смерти, якут забивал жертвенное животное и вешал на дерево его шкуру.
febf6899 7f17 4b26 9567 c00b2b7d81b5Возле села Бере. Фото Дмитрия Михайлова
Этнограф Эргис рассказывает, что когда заболевал какой-нибудь богатый человек (баай), шаман произносил следующие слова, чтобы его исцелить: «Рыжая корова с белыми пятнами на голове идет за тобой. Она пришла от твоих предков. Найдите одну рыжую корову и одну сову, и мы сделаем кэрэх из ее шкуры на лиственнице, расходящейся на три ствола». Сказав это, шаман символически помещал злой дух в корову и обмазывал кровью изображения животных возле столба. Кэрэх вешалось на дерево, а мясо съедалось.
799d9e89 f352 4c5f 9f93 8a78efb75aaa
Животным, приносимым в жертву, могла быть также и лошадь, у которой отделяли мясо от костей и, завернув кости в шкуру, вешали на вершину крепкого дерева. Муки животного были видны в момент перехода духа больного к животному через шамана, вот почему некоторые якуты считали мясо жертвенных животных нечистым и непригодным для употребления в пищу.
Ритуал представлял собой долгую сделку между шаманом и духом, который наслал болезнь. Кэрэх куочай (як.) представляет собой один из вариантов такого жертвоприношения. Для этого выбирались лиственницы, расположенные на холмах. В разветвление этого дерева вставлялась палка, символизировавшая стрелу (куочай), которой якуты прокалывали принесенное в жертву животное.
7b31ed08 138b 46c9 b36f 4faa2a55c96c
Направление стрелы показывало, какому духу предназначается жертвоприношение. Если куочай смотрел на юг и вверх, это значило, что жертва приносится абаахы (як.) из «верхнего» мира, а если стрела была направлена на север и вниз, то жертва предназначалась для абаахы из «нижнего» мира.
Возможно, из-за своего указательного характера практика кэрэх исчезла раньше, чем практика ытык. Однако известный кузнец Мандар из Таттинского улуса считает, что «жертвоприношения со стрелой» практиковались для борьбы с болезнями до 1950 года. А принесение в жертву верховых лошадей встречается и сейчас во время погребения пожилых людей, по их просьбе, в отдаленных деревнях Верхоянского улуса.
Источник: ИА Yaktia24/Якутия24
Поделиться: