Старые дома, как и люди, хранят воспоминания, запечатлевают мгновения жизни… Поздней осенью проходя мимо одного старинного деревянного дома, расположенного на улице Кирова, 7/11, я невольно заглянула в его окна, и в этом «взгляде» было что-то такое, будто он хотел рассказать какую-то тайну… Немножко постояв, я ушла оттуда в глубокой задумчивости. 

 Жил-был художник один

До этого необычного момента история этого дома мне была неизвестна. Наверняка многие видели его — он расположен через дорогу от Государственного собрания Ил Тумэн.

ФОТО 1 а Жилой дом В.Р. Васильева. Начало ХХ века. Подлинный памятник истории республиканского значения. Ул. Кирова, 711

Жилой дом В.Р. Васильева. Начало ХХ века. Подлинный памятник истории республиканского значения. Ул. Кирова, 711

По информации ЯРО ВООПиК, дом многоквартирный, в сибирском стиле, был построен в конце XIX века. В дореволюционный период вместе с хозяйственными постройками он принадлежал горожанке У.С. Слободчиковой (Охлопковой), а в 1917 году был занят торговлей Громодзянского. С начала 1960-х в доме располагались Детские ясли №17.

Оказывается, с 1951 по 1956 годы в нем жил уникальный график, основоположник книжной графики Якутии, классик советской графики, талантливый художник, глубокий мыслитель, многогранная личность Валериан Васильев.

ФОТО 2 1962 ГОД

Как рассказала журналисту Sakhaday родная сестра художника Зинаида Васильева, в этом доме Валериан вместе с семьей проживал с 13 до 18 лет.

Будущий художник родился 23 июля 1938 года в Якутске. Его отец был видным в республике государственным деятелем.

По воспоминаниям Зинаиды Романовны, художником Валериан мечтал стать с детства. «У него всегда была потребность рисовать. Он много читал, увлекался философией, поэзией, музыкой, хорошо танцевал. Это давало ему возможность освоить разнообразную технику исполнения в графике. Умел общаться с людьми разных профессий, что обогащало его как личность. Его очень любили, он был прекрасным рассказчиком, свободным в своих высказываниях», — делится сестра.

Валериан, будучи городским мальчиком, хорошо знал якутскую среду. «Его родители часто выезжали в мегинские села на лето. Дед Гавриил Романович и дядя Василий Романович — прекрасные рассказчики, люди, увлеченные стариной, знавшие назубок свою родословную — таскали с собой племянника повсюду. Валериану повезло: рядом были люди, умудренные опытом жизни. Отсюда — ранняя зрелость и необычайно серьезное отношение к творчеству вообще», — пишет в своей статье «Думы о Валериане Васильеве» доктор философских наук Андрей Саввинов.

По его словам, все это способствовало колебанию в выборе профессии – между искусством и философией. Однако в этой нелегкой борьбе верх одержало первое.

В 1962 году Валериан окончил отделение художественной обработки дерева факультета промышленных искусств Московского Высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское).

Романтик и мечтатель

После окончания учебного заведения молодой выпускник возвратился в родную Якутию, где в одно время преподавал в Якутском художественном училище.

Как о талантливом графике, Валериан о себе заявил сразу, рассказал журналисту Сахадэй писатель и художник Айсен Дойду. Творчество Валериана Васильева общество и критика приняли сразу.

«Это были 60-ые годы. Валериан был в Якутии графиком №1. Он своим творчеством заразил остальных. Благодаря ему, многие стали графиками, а в конце 60-ых в Якутии даже произошел бум, взлет этого вида искусства. Помню, Валериан был умным, современным, толковым; человеком энциклопедических знаний. С ним было интересно общаться. Он был настоящим философом, много читал, рассуждал. Его работы были философского направления. Яркие работы. Он не просто рисовал – в каждом его творении заключалась идея, глубокая мысль. Почерк Валериана был современнейшим. Ведь шестидесятые были годами реализма, а он рисовал условно-полуабстрактно. Его направлением был не реализм, а авангард. В те времена это казалось необычным, на манер западных графиков. Кстати, он и одевался очень модно, современно», — вспоминает Айсен Дмитриевич.

Исследователи и коллеги также отмечают обаяние артистической личности, тонкую душу Валериана. Он был романтиком и мечтателем, художником-поэтом, в его творчестве глубина аналитика с широтой философского осмысления органично соединялась с тончайшей лиричностью. Его работы стали хрестоматийными, его образ, неоднократно описанный в воспоминаниях современников, в каком-то смысле канонизирован.

Многогранный виртуоз

Как пишет Андрей Саввинов, хоть Валериан и выбрал «Строгановку», тем не менее навсегда остался философом. По его словам, с помощью изобразительного искусства он прежде всего выражал мысли, и в зависимости от решаемых задач был либо художником, либо графиком, либо скульптором. В своей статье ученый приводит его слова: «Вообще почему существует такое «цеховое» подразделение — художник, график, скульптор? Я лично считаю, что надо всем заниматься. Это очень помогает в работе и тем, и другим, если даже, на первый взгляд, берутся противоположные виды искусства».

Шаман (1965) БУМАГА. ЛИНОГРАВЮРА

Шаман (1965) БУМАГА. ЛИНОГРАВЮРА

Валериан Васильев был виртуозом в разных техниках эстампа — линогравюры, ксилографии, литографии; оригинальной графики, что способствовало техническому обогащению национального искусства, а импровизация на тему об исторических судьбах якутского народа сделала его заметным художником страны.

За свою короткую жизнь художник создал произведения, ставшими шедеврами якутского изобразительного искусства: циклы линогравюр: «Новое и старое», «Старые якутские мастера», цикл гуашей «Думы о времени», серия ксилографий «Нюргун Боотур Стремительный», «Алмазный Мирный», «Оленька», литографии «Поэт (Платон Алексеевич Ойунский)», «Без вести пропавший», «Скорбь», «У огня», «Моя дочь».

Оля с Оленькой. 1962.

Оля с Оленькой. 1962.

ФОТО 3

Триптих «Ньургун Боотур Стремительный». «Гибель богатыря Нижнего мира» (центральная часть), 1969 год. «Художник говорит, что умереть может только воплощение зла, а само зло неистребимо. Зло, как и добро, вечно, преходяще лишь воплощение идеи».

ФОТО 4

Триптих «Ньургун Боотур Стремительный». «Счастье», 1969 год. «Именно с женщиной художник связывает самоценность человека, жизни. Образ мужчины в отрыве от женщины теряет целостность».

Последний 1970 год… Художник для создания гравюр выбирает суровый камень, а не теплое дерево, не холодный металл, и создает литографии одну печальнее другой: «Скорбь», «Пропавший без вести», «Поэт», «У огня»…

Он возвращался домой

Валериана Васильева отличали огромная трудоспособность, безжалостное отношение к себе и удивительная увлеченность работой. Его мастерская находилась в доме напротив магазина «Туймаада», где он любил трудиться допоздна.

4 декабря 1970 года 32-летний художник поздно возвращался домой, где его ждала любимая семья — супруга, сын и дочь. Жил он недалеко — возле кинотеатра «Центральный». Идти, в общем-то, недолго – обычно ходил пешком. Но место у школы №8 стало для Валериана роковым…

По словам Айсена Дойду, художника нашли лежащим на тротуаре перед школой №8. Вызвали скорую, но было уже поздно – лопнул сосуд, и, к великому горю, он умер от кровоизлияния в мозг.

«Помню, Валериан часто страдал мигренью, у него постоянно болела голова… Спустя некоторое время после несчастья одна женщина, проживавшая в доме напротив той школы, призналась, что видела, как неизвестные подростки подбежали к идущему мужчине и сзади каким-то предметом ударили по голове. Когда от полученного удара мужчина упал на тротуар, подростки разбежались… Убийц так и не нашли, хотя, видимо, какое-то расследование и было. Очень жалко… В Якутске тогда все были в трауре», — вспоминает Айсен Дмитриевич.

«Его не стало 4 декабря 1970 года. Он шел со своей мастерской по проспекту Ленина домой. По рассказам, какие-то нелюди сзади ударили по голове. А у него была детская травма головы, и лопнул сосуд… Так семья в одночасье потеряла сына, брата, мужа, отца», — говорит сестра Зинаида Васильева. По ее словам, брату, как творческому человеку, было нелегко пробиваться в жизни, но у него получилось. Он встретил любимую женщину, успел познать радость отцовства.

«Художник Васильев о бренности человеческой жизни размышлял не как о трагедии, а как об утверждении бытия в органичном единстве жизни и смерти».

«Художник Васильев о бренности человеческой жизни размышлял не как о трагедии, а как об утверждении бытия в органичном единстве жизни и смерти».

В 1971 году Валериану Васильеву посмертно было присвоено звание лауреата Якутской республиканской премии имени Платона Алексеевича Ойунского в области литературы и искусства. В 1999 году учреждена независимая общественная премия имени Валериана Васильева для молодых художников Якутии.

Памятник

Как сообщили в ЯРО ВООПиК, жилой дом на улице Кирова, 7/11, где жил художник, представляет собой историко-культурную ценность, как архитектурное наследие деревянного зодчества Якутска конца XIX-начала ХХ веков.

«Дом является архитектурно-историческим памятником. Его архитектурная значимость и прелесть в том, что он старинный, а то, что в нем жил известный график Валериан Васильев, придает ему еще и статус исторического памятника, поэтому его настоятельно рекомендуется перенести в Старый город-II (Залог)», — сообщил Александр Дьяконов, ответственный секретарь ЯРО ВООПиК. Дом находится в достаточно хорошем состоянии, добавил он.

С 2003 года по инициативе руководства Якутии с целью сохранения «исторической зоны города Якутска» в Залоге проходят работы по строительству и реконструкции исторической охранной зоны «Старый Якутск». С целью сохранения объектов деревянного зодчества туда планируется перенос зданий Якутска, исторически и архитектурно значимых.

По словам председателя ЯРО ВООПиК Руслана Васильева, срок переноса дома художника зависит от мэрии.

«Наши инвесторы готовы начать хоть завтра. Ждем только решения земельных и юридических вопросов со стороны городской власти», — сообщил председатель. При этом он особо подчеркнул, что есть немало предпринимателей-инвесторов, желающих принимать участие в сохранении истории Якутии, и нужна лишь поддержка властей.

Копия дома В.Р. Васильева. Ул. Аржакова, 8. Воссоздано фармацевтической фирмой ООО «Рослек» во исполнение распоряжения Правительства

Справа на стене уличного фасада прибита информационная доска с искаженными фактическими данными.

Справа на стене уличного фасада прибита информационная доска с искаженными фактическими данными.

***

Хоть убийство Валериана Васильева произошло и не в этом доме, но оказалось, что тот «взгляд» хотел поведать о тайне его смерти … Которая до сих пор не разгадана.

На вопрос, искали ли убийц, сестра художника Валентина Романовна ответила: «Все остальное нас не интересовало» …

… Ведь человека уже не воскресить …

Интересно, а как сложилась судьба тех подростков?

Ксения АВЕРА, SakhaDay.ru

Поделиться: