Якутск за последние три десятилетия по сути из деревни стал полноценным городом, сотни заброшенных деревянных домов и зданий снесены. Где-то люди покинули дома, после того как они начали разваливаться после износа в суровых климатических условиях, а в некоторых случаях о зданиях просто решили забыть. Наткнулись мы на Дом культуры имени Николая Островского в Залоге у перекрестка улиц Красноярова и Чкалова.
Некогда кипящий жизнью Дом культуры сегодня представляет из себя полуразрушенное здание, безобразные темные пятна пожарищ, разбросанные вещи из прошлого – будто фрагмент из фильма-катастрофы или ужасов.
Тогда, во второй половине XX века, ни сотрудники, ни посетители Дома культуры не могли себе представить, что через некоторое время их любимое место посещения окажется в катастрофическом положении и прекратит свое существование. А ведь в советское время сюда с радостью бегали дети, пусть что времена нынче другие, но ведь что-то можно было изменить, вместо поддержания депрессивного состояния в Заложном округе.
Сложно было удержаться и не обследовать здание.
Дом культуры ответил посетителю скрипом половиц и шумом раздавливаемого мусора при осторожном передвижении по зданию. Больше ответить некому и нечему. Саспенс (неопределенность). Но все же жутко: каждый шаг, каждый момент напоминал сюжет из классического хоррора, когда кажется, что атмосфера, царящая в полуразваленном Доме культуры, призвана напугать, вселить чувство тревоги и страха, создавая еще более напряженную атмосферу ужаса или ожидания чего-то опасного. У входа – актовый зал, сознание мысленно возвращает культурное место к жизни: посетители, смотрящие представление, актеры на сцене. Но все резко прерывает лай собак, от чего градус тревоги снова начинает расти. Местами развалена крыша. Убедившись, что балки потолка выглядят прочно, продолжено движение. Опасно, но это стало местом для пьянок, что подтверждают разбросанные всюду бутылки, тара различных антисептических лосьонов, а если попросту, то спиртовых растворов. Здесь же разжигают костры! Это здание уже «не вылечить», городской администрации нужно найти силы его снести. Оно представляет собой опасность само по себе: не сегодня, так завтра оно может развалиться, и хуже, если там кто-то будет.
А как же традиции?
У здания стоят два юбилейных сэргэ, точнее одно стоит, а второе уже устало – с весной 2019 года оно может принять горизонтальное положение. Где ярые защитники сохранения сэргэ в этом случае? Непонятно. Тем более, что там вырезаны аббревиатуры ВОС (наверно, региональной общественной организации «Всероссийское общество слепых»).
Смотреть в будущее
История заброшенного здания, несколько отдаленного от центра, что местные жители назвали эту часть города Залогом – «Там за Логом» (озеро) и считалась эта территория окраиной. Так оно и было. Но почему окружение нулевого километра должно становиться центром притяжения? Сегодня же Залог активно застраивается, но культурных и общественных мест не предвидится. Город пишет свою стратегию, и работники администрации рассматривают образ города до 2035 года. Но, даже составляя план на 100 лет вперед, нужно понимать, что будет происходить сегодня – в 2018 году, иначе план будет из серии «цирк уехал, клоуны остались». Дело даже не в деньгах и Доме культуры имени Николая Островского. Эти общественные места нужны, в современном формате, пусть там будут секции по программированию, робототехнике, обучению музыке. А как развивать IT сектор без создания нужной благоприятной атмосферы для детей? Непонятно. Да, молодежь уже не вернуть в театр, но ведь есть альтернативы современности. Это как неудачный брак, когда ты ждешь, что придет кто-то и снова наполнит твою жизнь смыслом. То же самое происходит и сейчас. Наполнить жизнь смыслом может только сам город. Остальные могут помочь. Вчера были такие же пустующие здания, а завтра офисы успешных IT-компаний, созданные увлеченными молодыми людьми, которые с детства загорелись идеей и своим увлечением.
Андрей ШИЛОВ
Источник: Якутия/Yakutia24