Боросоков из Таттинского улуса стал одной из первых известных «фотомоделей» в истории мировой фотографии.

Колоритный образ якута с косой-горбушей обошел весь мир. А фотографом был первый профессиональный художник Якутии Иван Васильевич Попов. Его фотоработы отображены во многих научных публикациях, почтовых открытках, альбомах, пополнили фонды российских и зарубежных этнографических музеев. Художник в разное время целых шесть раз (!) спасал Боросокова от погребения во время летаргического сна, что дало обильную пищу для изучения им этого феномена. 

borosokow 1

Был один удивительный случай. Дело было летом. В Ытык-Кюёльскую церковь поступил для отпевания умерший по фамилии Боросоков. Отпевал покойного и читал над гробом отходные молитвы родной брат художника псаломщик Николай Попов. Во вторую ночь заупокойной службы, а ночи в Якутии летом белые — светло как днем, мертвец вдруг сел и задрожал от холода. Псаломщика, понятно, при виде такого потустороннего зрелища обуял смертный ужас, и он убежал из церкви.

Рисунок1

 «Мертвец», сам до конца не осознавший, в чем дело, встал из гроба и пришел в известную юрту сельского лекаря — к Ивану Попову. Художник очень удивился, увидев ночью нарядно разодетого Боросокова, но, разобравшись в ситуации, велел домашним поставить самовар, напоил ночного гостя горячим чаем, отогрел. После чего «покойник» окончательно ожил. С той поры началась их многолетняя дружба и сотрудничество.

Больной боялся впасть в летаргический сон, потому что существовала опасность быть похороненным заживо, и поэтому всех предупреждал — если он «умрет» в отсутствие художника, его ни в коем случае не надо предавать земле, а надлежит безотлагательно сообщить об этом Ивану Попову. В общей сложности Боросоков семь раз впадал в летаргический сон. Умер же он по-настоящему уже через много лет после смерти Ивана Попова.

Screenshot 4

 

Автор: Андрей Ефремов

Поделиться: