Всем известна улица  Бестужева – Марлинского. На ней даже расположен бюст знаменитого писателя. Но не все знают и помнят что за персоной был Александр Бестужев. Писатель Бестужев Александр Александрович получил свою известность под именем Марлинский. 

Бестужев состоял в тайном обществе и являлся адъютантом герцога Виртембергского. 14 декабря принял участие в мятеже на Сенатской площади. будучи уже вполне зрелым 28-летним человеком, штабс-капитаном, с 1824 года членом "Северного общества", лично выводил на Сенатскую площадь солдат Московского полка. Вместе с другими виновен в гибели 14 декабря 1825 года более тысячи дезинформированных им военных и втянутых в авантюру гражданских лиц. Первоначально был лишен судом чинов и дворянства, приговорен к 20 годам каторги, но, в отличие от большинства своих подельников, сразу же перешел на поселение, а с августа 1829 года служил на Кавказе. Успев скрыться в день бунта, позже сам пришел с повинной. Виновен был не столь серьезно на фоне брата Николая и Михаила, поэтому его сослали в Якутск.

image39Сентаская площадь

Легенда рабочего городка

За участие в заговоре декабристов в 1825 году, был сослан в Якутск. Оказавшись сосланным в Якутск, Александр Александрович Бестужев-Марлинский прожил здесь всего полтора года (с декабря 1827г. по июнь 1829.), но оставил свой след в жизни города.

IMG 0599Бюст Бестужева на пересечении улиц Кальвица и Бестужева - Марлинского

В Якутке он жил в наемной квартире недалеко от Никольской церкви (район нынешнего Старого города). Якутск тогда был маленьким городом, где проживало чуть более 2000 жителей, было 2 каменных дома, 6 церквей, один монастырь – Спасский, славившийся бесчеловечными условиями содержания узников. Было одно учебное заведение, пять кожевенных, кирпичных, салотопенных “заводов”, один гостиный двор, девять питейных заведений, один казачий полк в 250 сабель.

никольская церковь в якутске 19 вНикольская церковь в Якутске XIV в

“В тумане метелей и снегов,

На берегу широкой Лены,

Чернеет длинный ряд домов

И юрт бревенчатые стены”.

Так описывал Бестужев-Марлинский Якутск тех времен.

59b48a29d0868Старый Якутск. Начало XX века

Попав в совершенно новый для него край, в котором всё было для него необычно и нравы местных жителей, их обычаи, верования, культура и природа с её девственной красотой «не забрызганной чернилами», гольцы Алданского хребта, прозаический  берег Охотского моря, водопад Станового хребта вызывает в нём поэтическое вдохновение и он пишет стихотворение «Шебутуй». Но самое искреннее восхищение вызывает красавица Лена с её безбрежными весенними разливами, картинными берегами, вдоль которых бесконечной лентой тянутся причудливые громады гор.

Бестужев писал не только о своей грустной судьбе, вчитывался не только в Гете: живя в Якутске, он обратился к поэзии якутского народа, чьи сказки, предания и поверья ни разу еще не звучали в русской поэзии. Он впервые ввел якутскую тематику в русскую литературу. Также в произведении затронуты такие вопросы, как свобода личности и стремление проявления чувств, которые имеют большое нравственное значение в обществе.

В 1828 г. Он написал балладу "Саатырь", к которой сделал несколько интересных этнографических примечаний. "Содержание этой баллады взято из якутской сказки", - сообщает он. У якута умирает любимая жена - Саатырь. Перед смертью она говорит:

"Не вешай мой гроб на лесной вышине

Духам, непогодам забавой;

На родимой земле рой могилу ты мне

И кровлей замкни величавой".

Тут же в примечаниях Бестужев поясняет: "в старину якуты вешали гробы свои на деревьях или ставили их на подрубленных пнях". Богата этнографическим материалом строфа, посвященная похоронам Саатырь:

Вскипели котлы, задымилася кровь

Коней - украшения стада,

И брызжет кумыс от широких краев

От счастья и горя услада;

И шумно кругом, упоенья кумир

Аях пробегает бездонный.

Уж вянет заря. Поминательный пир

Затих. У чувала склоненный

Круг сонных гостей возлежит недвижим,

Лишь в юрте, синея, волнуется дым.

"Аях - огромный кубок, - объясняет Бестужев, - в него входит ведра полтора, но я видел удальцов, которые осушали его сразу".

"Чувал - камин, очаг; он стоит посредине юрты, спинкою ко входу".

Первым о якутском ысыахе написал декабрист – революционер

Не сохранив ритмов и стиля якутской поэзии (при недостаточном знании языка это было Бестужеву не под силу, да и литературная форма баллады, культивируемая Жуковским, представлялась ему обязательной), он сумел использовать сюжет якутского народного сказания, обогатить свой стих чертами якутского быта.

42 1795 7245Ысыах в Чурапче. фото Владимира Иохельсона. 1902 год.

Сосланные в Якутию писатели-декабристы вслед за К.А. Рылеевым внесли в русскую литературу якутскую тематику. А.А. Бестужев-Марлинский сблизился и сдружился с якутами. Путешественник Эрман в своих воспоминаниях писал: «Сибиряки и якуты... не стеснялись высказывать симпатии к этому новому их согражданину. Они ему давали лошадей, чтобы он мог ездить на охоту или в соседские леса к близлежащим юртам». А.А. Бестужев-Марлинский особенно интересовался нравами, обычаями и устным творчеством якутов.

Существует легенда о том что в связи отъездом Бестужев сокрушался на тему того что не сможет встретить ысыах с якутским народом и специально для него праздник был проведен досрочно.

Декабрист и призрак княгини Бестужевой

В самом Якутске в 1744 г. была водворена фрейлина Елизаветы I, статс-дама Анна Гавриловна Бестужева, которая умерла в ссылке. она оказалась замешана в салонный заговор против Елизаветы Петровны и приговорена была к смертной казни, в последний момент решением императрицы заменённой на наказание кнутом, урезанию языка и вечное поселение в Сибирь (Якутск). Могилу её декабрист Александр Бестужев нашёл «у самого шлагбаума подле старинной Борогодицкой церкви».

raf 175Княгиня Бестужева - Рюмина

Декабрист Бестужев, писал в 1833 году: «…нашёл в Якутске могилу Анны Гавриловны Бестужевой, умершей там в ссылке с вырезанным языком. На ней не было уже и креста. …Для первой хотел я своими руками высечь камень, с сердцем в терновом венке посредине; но прежде чем привезли хорошую плиту, я должен был выехать,- страдать за другими горами».

Чем так привлекла Бестужева судьба графини, то ли общая царская немилость, то ли они были родственниками– так и осталось неизвестным.

Как гласит народная молва, палачи, пытавшие ее, называли Анну Гавриловну «женщина-кремень». В день «казни» она по-христиански побраталась с палачом, передав ему усеянный драгоценными каменьями крест, показав тем самым высшую христианскую добродетель-всепрощение, сделав мучителя духовным братом.

0 b0322 411bf624 orig

Перед кончиной Бестужева завещала похоронить ее в этом тихом местечке. В 1751 году похоронили графиню Бестужеву в церковном кладбище, расположенном вокруг Богородицкой церкви в Залоге. Теперь поверх старых могил построены жилые дома и проложены дороги. Говорят что ходят обеспокоенные таким бездушным отношением отошедшие в иной мир люди. Поговаривают что графиня появляется порой в образе монахини, как немой укор потомкам, которые не чтят прошлое. Кто знает, может быть она и нашла свой покой, если бы ей поставили надлежащее надгробие.

Bogoroditsaya derevyannayaБогородицкая деревянная церковь в г. Якутске. Нач. ХХ в

Возможно это был не конец

Из Якутска в 1829 году переведён на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведён и в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлер; тело его не найдено.

bestujev marlinskii

Бестужев погиб 7 июня 1837 года в бою у мыса Адлер на Черном море. Современник писал, что он «был так изрублен на части, что по окончании сражения не нашли никаких следов изрубленного трупа». Но среди солдат Отдельного Кавказского корпуса еще долго ходила легенда о том, что Бестужеву удалось бежать к горцам, он принял ислам и возглавил их под именем имама Шамиля.

Источник: Якутия24

Составил: Дмитрий Михайлов

Поделиться: