Как в Якутске вступились за Зеленый луг, брейк-данс и воинов-афганцев

Острые вопросы и неудобные темы в советской прессе поднимать было не принято. По-видимому, в этом и заключался секрет мега-популярности газеты «Молодежь Якутии», где писали о том, что волнует людей, и даже… критиковали обком партии. 

ГОРОД СЛЫШАЛ

В сентябре 1987 года на страницах «Молодежки» с подачи журналиста А.Мигова началась многомесячная борьба за Зеленый луг. Номер за 12 сентября в библиотечной подшивке истерзан до дыр - именно тогда выпуск клуба «Аудитория» предварила врезка: «В августе 1987 года Совет Министров РСФСР утвердил генеральный план развития Якутска. Реакция горожан на этот факт оказалась весьма разноречивой. Сегодня вниманию читателей мы предлагаем две публикации: интервью с главным архитектором «Якутгражданпроекта» Ю.И.Холмогоровым и статью доцента Якутского государственного университета В.В.Шепелева. Итак, два мнения: за и против».

Затем было много статей, авторы которых возглавляли солидные учреждения не только республики, но Москвы и Ленинграда, серия «круглых столов», обилие писем от горожан, в том числе и коллективных: под письмом коллектива Гостелерадио ЯАССР в защиту «легких города» стояло 166 подписей, послание студентов медицинского училища завершали 373 автографа. Вскоре дискуссия выплеснулась на страницы центральных изданий: «Комсомольская правда», «Известия», «Строительная газета».

Журналисты "молодежки" с собкором Комсомольской правды Т.Гайдаром

Вскоре на Комсомольской площади Якутска прошел общегородской митинг в защиту Зеленого луга. О его результатах «Молодежка» сообщила в материале «Город слышал»: «По решению большинства участников митинга отчет о его итогах решено направить в адрес XIX партийной конференции».

И несмотря на то, что остановить строительство 202 микрорайона и отстоять «легкие города» не удалось, начало было положено: газета обрела множество друзей из числа ученых, поддержавших кампанию, и доверие читателей, мнение которых услышали.

Молодежная газета отличалась от своих более серьезных собратьев желанием писать обо всем, причем не только в привычном «ура-патриотическом» ключе. Писать о людях, которые интересны, поднимать неудобные, но важные темы, не замалчивать проблемы, говорить о том, что волнует якутян – таково было кредо редакции. 

На фото - властный и влиятельный министр МВД СССР Н.А.Щелоков, имя которого тогда вселяло страх, вручает орден Боевого Красного Знамени следователю Алданского РОВД Ариану Игнатьеву. Высокую награду якутянин получил за задержание в феврале 1975 года пятерых рецидивистов, которые пытались прорваться к аэропорту поселка Чульман. 

Преступники были вооружены и очень опасны: они завладели четырьмя автоматами и шестью пистолетами с боевыми патронами в Алдане, угнали машину «ГАЗ-69» и пытались скрыться. Тогда по тревоге был поднят весь личный состав местного отделения милиции. 

Молодой лейтенант в одиночку сошелся с рецидивистами, которым было нечего терять. И выстоял, ранив двоих и получив пять пуль. Четыре из них извлекли из тела Игнатьева хирурги Центрального госпиталя МВД СССР в Москве, куда отважного милиционера переправили в срочном порядке, и где сам Ариан узнал о высокой награде. 

Впоследствии Ариан Иванович Игнатьев долгое время работал в силовых структурах республики. Он – единственный прокурор Якутии, награжденный орденом Боевого Красного Знамени. О подвиге лейтенанта Игнатьева жителям республики рассказала, конечно же, «Молодежка».

Просто бешеной популярностью пользовались те номера «Молодежки», в которых критике подвергался обком партии: это была неслыханная по тем временам дерзость со стороны журналистов, обуздать которых, как не пытались, уже не могли. 

Менялись и отношение к происходящему вокруг. В июле 1988 года «Молодежка» опубликовала открытое письмо первому секретарю ЦК ВЛКСМ В.И.Мироненко и главному редактору «Комсомольской правды» Г.Н.Селезневу «Вернуть доброе имя». Представители 10-тысячного отряда комсомольцев трех ударных строек сообщали, что в День молодежи, 26 июня, в Нерюнгри должны были выступить участники агитпоезда «Комсомольская правда». 

Долгожданное мероприятие сорвалось из-за пьянки московских гостей: «Пожалуй, достаточно рассказов. Думаем, вам уже ясно, каким «праздником» стал для нас минувший День молодежи. Но что особенно удивительно, оскорбив и унизив нас, представители ЦК и «Комсомолки» были уверены, что действуют абсолютно правильно, пренебрегая интересами молодежи Всесоюзной ударной стройки. Более того, инструктор ЦК ВЛКСМ В.Алмаев, пригрозив всех нас поснимать с работы, еще куражился: «Я ваш город могу с потрохами купить. Я - миллионер!» Но время иное, и мы не хотим больше быть бессловесной массой».

Реакция власть предержащих была стремительной: на «разборки» в Якутию прилетела целая бригада из Центрального комитета ВЛКСМ. Но, как говорится, слово не воробей – назад уже дороги не было…

ДАЕШЬ ДИНОЗАРИУМ В ОЙМЯКОНЕ!

В 1987 году до Якутска добралось новое молодежное увлечение – брейк-данс. Стоило «Молодежке» опубликовать репортаж с первого фестиваля, как наутро редактор Олег Емельянов предстал пред светлы очи заведующего отделом пропаганды обкома партии и руководителя сектора печати.

- Что за нездоровое увлечение Западом? К чему вы призываете нашу молодежь? Откуда эти «электрик-буги», «поппинги» и «локинги»? Где, в конце концов, ваше идеологическое чутье?!

С чутьем, видимо, и дальше как-то не складывалось, потому что интересы любителей современной музыки на страницах газеты продолжали отстаивать. Как и интересы молодых якутских поэтов и писателей, которые регулярно собирало литературное объединение при «Молодежке» под названием «Горизонт». С легкой руки редактора «МЯ» Олега Емельянова и его друга и коллеги Петра Гуляева с юмором в коллективе «Молодежки» 80-х дефицита не было. Резонанс многократно увеличивался, когда шуточки выплескивались на страницы газеты.

1 апреля 1982 года в клубе сатиры и юмора «Пятое колесо» было опубликовано вполне безобидное объявление: «Сегодня в редакции газеты состоится встреча с рыбаком совхоза «Оймяконский» Д.Уткиным, которому посчастливилось запечатлеть на фотопленку загадочное чудовище озера Лабынкыр. Комментирует событие кандидат наук Г.Спиридонов. Начало в 18.15».

Шквал телефонных звонков заставил максимально трезво взглянуть на ситуацию, а когда позвонили из серьезного учреждения и спросили, правда ли то, что напечатано в газете, репу пришлось чесать основательно. Художник Б.Васильев с фотокором В.Доброхотовым изготовили два снимка: на одном это так натурально извивалось в движении по озеру, что несчастные рыбаки вскочили в лодке от ужаса; другой снимок был сделан якобы через прибрежные кусты, и неведомое чудище предстало во весь свой колоритный доисторический профиль.

Для подстраховки изготовили плакат и повесили прямо напротив входа в редакцию: «Всех пришедших поздравляем с Днем смеха! Фотографии можно посмотреть в «голубом» зале редакции».

Первыми появились две студентки биологического факультета ЯГУ, сбежавшие с физкультуры. Прочитали плакат, посмеялись, взглянули на фотографии: «Во-во, таким мы его и представляли! А когда начнется встреча?» После нашего объяснения одна из девушек всплеснула руками: «Ну как я не догадалась! Я же из этого совхоза, у нас там нет Уткиных».

В общем, на объявление откликнулось визитом два десятка человек. До мордобоя, к счастью, не дошло, но обстановка накалилась до предела. Больше других возмущалась сотрудница Академии наук, в составе экспедиции выезжавшая на знаменитое озеро: «Я думала, тут серьезными делами занимаются, а вы! Завтра же пойду жаловаться в обком партии!»

Через три года первоапрельский номер «Молодежки» вновь моментально раскупили из-за сенсации «К нам едет... динозавр»: «Год назад «Комсомольская правда» сообщила подробности сенсационного открытия, сделанного якутскими геологами. В суровых просторах Оймяконского района в толще вечной мерзлоты были обнаружены три загадочных предмета округлой формы гигантской величины. Как выяснилось, это не что иное, как яйца доисторических ящеров-динозавров, которые вымерли миллионы лет тому назад еще в конце мелового периода. Благодаря вечной мерзлоте яйца прекрасно сохранились!

К сожалению, при перевозке из Якутска в Москву одно из драгоценных, поистине «золотых» яиц разбилось... Оставшиеся два были помещены в павильон «Птицеводство» ВДНХ и заложены в инкубатор. С помощью ультразвуковой компьютерной томографии ученые сумели не только установить породу динозаврят – в яйцах оказались зародыши диплодоков из группы зауропод, но и пол будущих новорожденных.

И вот вчера вечером телетайп принес радостное известие - в инкубаторе вылупились два маленьких динозаврика, самец и самка, что дает надежды на разведение этих замечательных животных. Сообщение также указывало на то, что Зорька и Чижик (так окрестили младенцев) отказались от молока и неплохо позавтракали двумя десятками своих соседей по инкубатору.

Рады проинформировать нашего читателя, что решением специального Ученого совета один из динозавров (а именно Чижик) будет в ближайшие время доставлен на родину! Уже начаты работы по строительству в Оймяконье динозариума, ведутся мелиоративные и ирригационные работы по созданию крупного болота, завозится корм.

О точной дате прибытия нашего дальнего родственника, вестника далекого плейстоцена, мы сообщим дополнительно. Судьба же Зорьки более прозаична: юная динозавриха помещена в специальное помещение, максимально приближенное к климату мелового периода, где за ней будут ухаживать вплоть до того момента, когда настанет день ее встречи с выросшим в естественных условиях, возмужавшим Чижиком». 

Редакцию замучили звонками и письмами – народ рвался на строительство динозариума активнее, чем на ударные комсомольские стройки. А ближе к Новому году пришло возмущенное письмо от руководства совхоза «Оймяконский», что у них нет денег на строительство динозариума...

РЕПОРТАЖ ИЗ МОРГА

В конце 80-х «Молодежка» стала первым в республике еженедельником. Молодежная газета могла себе позволить коллаж на целую первую полосу, поправ при этом все каноны привычной верстки. Это было ново, современно, привлекало внимание и нравилось читателям. Тиражи издания зашкаливали – 43 тысячи экземпляров для регионального молодежного издания было (да и сейчас остается) весьма впечатляющей цифрой, особенно если учесть, что на тот момент в Якутске проживало порядка 185 тысяч человек.

Большой объем еженедельника (в газете было 12 полос) давал журналистам возможность, что называется, развернуться. Броские заголовки, необычные шрифты, крупные фотографии и рисунки, которыми редакция славилась благодаря легендарному художнику Борису Васильеву, - экспериментам было несть числа. Не приветствовали все эти новшества лишь сотрудники республиканской типографии – каждая из таких «фишек» существенно осложняла работу. Одним из первых нововведений «Молодежь Якутии» в формате еженедельника стали уроки якутского языка, которые шли в каждом номере в течение всего года. Позднее инициативу подхватил Якутский государственный университет, при котором были открыты курсы якутского языка для взрослых.

Т.Данилевская

Тогда в «Молодежке» работала по-настоящему талантливая команда. Команда Шамшуриной. Только Евгения Градская (Журавлева) могла ТАК написать о трагедии, которая произошла в те годы на Сопке любви. Только Татьяна Данилевская - и никто другой - могла пойти в морг и написать совершенно потрясающий материал «Живые и мертвые». У тех, кто его читал, кожа покрывалась мурашками, а автор статьи потом дня два не могла притронуться к еде.

Только Светлана Худякова могла так написать о постыдной тогда теме - венерических заболеваниях, а Петр Гуляев - всю правду о воинах-афганцах и их исковерканных войной судьбах. Публикации о молодых парнях, вернувшихся из Афганистана инвалидами, героях, оказавшихся ненужными и оставшихся на обочине жизни, вызвали в конце 80-х большой общественный резонанс. 

С.Худякова

В.Доброхотов и гости его персональной фотовыставки

Заголовок всполошившей полгорода статьи Елены Миговой «Болевая точка» впоследствии стал постоянной рубрикой газеты. Материал был посвящен ситуации в ГПТУ-14, в результате которой нелепо погиб подросток. «Точка» оказалась настолько болевой, что материал журналиста «Молодежки» рассматривался на заседании обкома партии и правительства республики. А сотрудники редакции, которых пригласили на «разборку» в ГПТУ-14, проходили в актовый зал училища под градом оскорблений и улюлюканий возмущенных родителей пэтэушников. Чтобы не лишиться должностей, руководство училища решило обрушить на журналистов «праведный гнев» мам и пап, которые опасались отчисления из ПТУ своих чад. 

Строители Якутской ГРЭС

В те годы завесу над самыми закрытыми темами поднимали не для того, чтобы посмаковать «детали», показать «клубничку», а чтобы разобраться в проблеме или явлении. И уж тем более газета никогда не позволяла себе «опустить» кого-то. 

А еще много и с удовольствием писали о людях. Творческих, увлеченных, талантливых, которыми, к счастью, очень богат наш суровый северный край. «Прошло почти два десятилетия, но многих героев своих статей помню отчетливо, будто встречалась с ними вчера – настолько они меня «зацепили», - говорит журналист Татьяна Данилевская. - К примеру, вождь подростков – руководитель мирнинской детской театральной студии «Прометей» с редким именем - Бэла и не менее редким отчеством - Сандровна, которой было совершенно не слабо в центре города устроить «взятие Бастилии» и ползти вместе с пацанами и девчонками по снегу к «объекту».

Репортаж о летчиках Якутского авиаотряда

Или тиксинский Герман Арбугаев, организовавший зоокооператив, в котором я собственноручно потрогала пузо таиландского тетрадонта. И собственноглазно убедилась, как оно, пузо, моментально вздулось, точно жаром. Эта душевная рыбка вгоняет в столбняк врага, а потом, пользуясь моментом, его... ест. А еще очень радовали тогда тиксинскую ребятню германовы тигровый питон и попугай-нимфа, рыба-«неон», черно-белая скалярия, семиполосная цихлида (одна из немногих рыб, которая растит детей, а не пожирает свою же икру), среднеазиатские и каспийские черепахи, ящерицы, ежик, крыса, пуночки.

Или супруги Мохначевские, художники из Бердигестяха, которые писали свои картины вместе, в две кисти: устал один – к мольберту вставал другой. Также они знамениты тем, что много лет, опять же на пару, играли в народном театре и создали музей, где собраны уникальные, не имеющие аналогов якутские народные музыкальные инструменты, ими же изготовленные».

КЛЯТВА ГИППОКРАТА ДЛЯ ЕЛЬЦИНА

«В 80-х газете «Молодежь Якутии» удавалось вырываться на передовые позиции российской журналистики, - отмечает последний редактор издания советского периода Тамара Сергеевна Шамшурина. - Одной из первых мы опубликовали интервью опального председателя Госстроя Бориса Ельцина, который после долгого молчания выступил в Москве перед слушателями Высшей комсомольской школы. Не меньшую известность газете принесло интервью с ленинградским ученым Ниной Андреевой, после нашумевшей статьи которой в «Российской газете» в печати ей был фактически объявлен бойкот. Стену молчания разрушила именно «Молодежь Якутии», о чем впоследствии Нина Андреева сама рассказала в интервью газете «Аргументы и факты».

В редакции всегда чувствовался приподнятый дух, возможно, еще и оттого, что журналисты ощущали себя первопроходцами. И это не было самообманом: именно они первыми писали о «белых пятнах истории», делали репортажи о том, как рождается человек, или о том, кто похоронен на еврейском кладбище в Якутске. Мы открывали имена исторических деятелей Якутии, которые до этого даже не назывались вслух: В.В.Никифорова-Кюлюмнюра, А.Е.Кулаковского и других».

Сейчас, перечитывая нашумевшее тогда интервью депутата Верховного Совета СССР Б.Н.Ельцина «У нас должна быть вера в перестройку» (5 января 1989 года), поражаешься, насколько закрытым было общество 20 лет назад. Ныне откровения и разоблачения Бориса Николаевича выглядят рядовыми и очевидными. А тогда...

«Переполненный актовый зал Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ: лично я сидела на одной из ступенек, ведущих на сцену, а многие слушатели - прямо на полу, - вспоминает журналист Ирина Пантелеева. - По тем временам это было больше, чем круто, –встреча с опальным Ельциным, 320 вопросов и 4,5 часа откровенного разговора. Критика в адрес высшего руководства партии и страны, восторг от неслыханной смелости оратора, жажда правды и достоверной, не дозированной информации... 

Что на самом деле сказал первый секретарь МГК КПСС Ельцин на Октябрьском пленуме ЦК и почему столь невнятно что-то бормотал на 19 партийной конференции? Ответ Бориса Николаевича поразил всех: «В мой горкомовский кабинет вошли люди в белых халатах. Накололи меня какими-то препаратами. Я пытался их остановить: «Что вы делаете? Вы же давали клятву Гиппократа!» «А у нас свой Гиппократ!», - ответили, нисколько не смутившись, медики.

Ельцин разрешил присутствовавшим на встрече журналистам напечатать все, что сочтут нужным, но перед публикацией согласовать с ним. Мой материал отвез в Москву летевший в командировку работник обкома комсомола Саша Самсонов. Потом он, шутя, говорил: «Неделю руку не мыл после рукопожатия с Ельциным». 

Опубликованное в «Молодежке» интервью с опальным политиком перепечатывали и передавали из рук в руки, а саму газету обменивали на... бутылку водки - самую распространенную тогда «валюту».

Продолжение следует…

Поделиться: