В ходе расспроса маститых промысловиков я узнал, что они не намерены забросить занятие предков. Вопреки всему, скоро на таежные угодья направятся заядлые охотники – продолжатели традиций отцов и дедов. С былых времен главное занятие жителей Ботуобиинского наслега – охотничий промысел.
Во время Великой Отечественной войны «Мягкое золото» добытое таас-юряхскими охотниками стало достоянием Родины. Времена меняются. Не так давно на древние земли якутов и эвенков пришла нефтегазодобывающая промышленность. И теперь некогда девственная тайга пестрит скважинами, участками добычи и перекачки сырья, «витиеватой» и длинной линией трубопроводов. Вокруг маленького Таас-Юряха расположены Южный и Северный и другие вахтовые поселки.
Только в 2016 году вблизи Таас-Юряха (400 жителей) насчитывалось более 5 тысяч вахтовиков. Здесь добываются миллионы тонн нефти, миллиарды кубов газа. Всего лишь водоразделы двух притоков реки Улахан Ботуобуя – речек Тангара Уоттаах и Бүүрүүлээх разделяют охотничьи угодья местных жителей от Чаяндинского НГКСМ. А осталась тут хоть какая-нибудь охота?! Или пришла пора зачехлить ружья и охотничье снаряжение?! Правительство Республики Саха(Якутия), Ил Тумэн должны встать на защиту интересов и уклада жизни коренного малочисленного населения.
В Таас-Юряхе в 2007 году была зарегистрирована РОМН «Ботуобуйа». В ее составе сегодня насчитывается 73 охотника. Но вот что будут добывать в предстоящем сезоне коренные жители – дилемма. Территория вокруг Ботуобиинского наслега буквально обложена добычными и геолого-разведывательными участками. Во-первых, на места промысла охотникам приходится добираться через КПП пользователей недр, каждый раз предъявлять пропуск. Во-вторых, долину реки Улахан-Ботуобуя перестали огибать популяции диких оленей. В глухих лесах уже редко телятся лоси.
В результате лесных пожаров прошлого лета стало гораздо меньше дичи, поскольку выгорели ягодные места. Раз меньше дичи то соответственно уменьшается число соболя. Он мигрирует на более благоприятные места. Значит, таас-юряхские охотники запросто могут вернуться с промысла ни с чем. Однако их оптимизму не занимать. Охотники недвусмысленно заявляют – наши участки расчерчены, определены и что и как добудем там, пускай распорядится Байанай – Дух Охоты.
Станислав Алексеев, город Мирный
Фото автора