В Мирнинском районе, лесные пожары сделали свое черное дело. Они окончательно погубили среду обитания коренных народов – якутов и эвенков.
Пожар, который произошел в 53 километрах к юго-западу от города Мирного – это как последний «стон» тайги. На лесах речек Оччугуй Ботуобуя и Харыйа Юрях выгорело более 6000 гектаров леса. Итоги – горькие. Здесь были охотничьи угодья коренных жителей Мирнинского района. Вплоть до 2000-х, здесь пасли стадо оленей Гуляевы. Они навсегда исчезли после разрушительных пожаров. Были ютяны-избы, лабазы, другие хозяйственные постройки охотников. Все это добро сгорело дотла.
На водоразделе рек Оччугуй и Улахан Ботуобуя, вопреки индустриализации, чудом сохранилось немало зверья и лесной дичи. Горько сознавать, но в этом всепожирающем огне уничтожена целая фауна местности. Тайга уже не восстановится в прежнем виде. Вместо лиственниц, сосен будут произрастать лишь чахлые березняки да кусты.
Второй самый крупный лесной пожар произошел в окрестностях села Сюльдюкар. Вокруг села выгорело 300 тысяч гектаров леса из 1.912.436 (Привожу данные Мирнинского лесничества).
Это – невиданная катастрофа в лесах коренных малочисленных народов Якутии. Тем более, что эвенков Сюльдюкара издревле кормила родная тайга - охота, оленеводство, рыбалка. Сбор ягод и грибов тоже не надо сбрасывать со счетов. А вместо прежних лесов местные сейчас видят только лишь белесый пепел. Эвенки, в эти годы задумали восстановить занятие предков – оленеводство. Пусть хоть в малом количестве.
Для этого группа энтузиастов во главе с Борисом Евсеевым весной съездила в село Оленек на переговоры к родовым общинам по закупке небольшого стада оленей. Все планы разрушены. Огромные пространства с ягелем в тайге уничтожены беспощадным пламенем. Черное пепелище осталось от прежних оленеводческих маршрутов - Силибиэр–Хатырык-Онкучах Юрях-Ходуһа Юрях.
Глубокие проблемы вломились на сельскохозяйственный сегмент. Жители Сюльдюкара, вместо сенокоса все лето занимались тушением пожаров. Отчаянно и героически спасали свое родное село. Но огонь не пощадил их сенокосные угодья, летники, избы, изгороди – от Кенг Юряха до Усун-Келя. Теперь, нет ни одного копна сена для домашнего скота.
Нет ни тонны сена для 150 голов генофондной якутской коровы ГКУ «Якутский скот». Сюльдюкарцы надеялись на закупку сена у ближайших соседей – сунтарцев. Но у них огнем уничтожены превосходные луга и аласы. Сунтарцы отказали. Обращаться к нюрбинцам тоже бесполезно – они тоже в таком же плачевном положении. Отчаявшиеся сюльдюкарцы вынуждены искать хоть какой-нибудь клочок поляны на берегу реки Вилюй. Но там вряд ли найдешь даже несколько тонн сена.
Якуты и эвенки – Дети Природы. Испокон веков их кормит тайга. Сегодня, перед ними предстают во всем мрачном обличии последствия страшных пожаров. Как им выживать после случившегося?!
Хотелось бы, чтобы на бедствия коренных жителей Мирнинского района безотлагательно обратили внимание районные, республиканские власти и Российское правительство.
Станислав Алексеев. город Мирный. Фото из сайта «Загону.ру. 2010».