В Ленском районе Якутии началась операция «Прикрытие». Когда правоохранительные органы всерьёз заинтересовались злоупотреблениями при строительстве дорог и запахло жареным, глава Ленского района сел на привычного конька – подсунуть чужую голову под топор.
Подконтрольное ему издание «Любимый город» опубликовало письмо якутского пенсионера на ВТП, с претензиями к нефтяникам. Расчет понятный – ему нужно перекинуть ответственность за не построенные дороги на нефтяные компании, отвлечь от себя внимание коренного населения. Чиновник надеется, что эта схема позволит ему спастись от наказания, когда вскроются его многочисленные нарушения.
Два факта из жизни якутского пенсионера
Операция была подготовлена профессионально – за свой срок на посту главы района таким способом выкручивался уже неоднократно. В муниципальном образовании уже не раз замечали, что, став представителем власти, он продолжает критиковать других уже за свои собственные промахи и бездействие.
Когда очередной раз по весне население стало задавать властям вопросы о транспортной недоступности и отсутствии дороги Витим-Пеледуй, традиционно обвинили во всех бедах нефтяников – компании-колонизаторы не пускают коренной народ на вдольтрассовые проезды. Для этого радо было найти «жертву». На этот случай подвернулся пенсионер Владимир Акинтьев, который «застрял» в Иркутске и не успел вернуться в родную Якутию по зимнику. Заранее зная, что вдольтрассовый проезд уже закрыт (информация о вводе ограничения на передвижение техники по ВТП на период весенней распутицы была заранее опубликована на сайте нефтетранспортного предприятия), он демонстративно пишет обращение с просьбой разрешить воспользоваться проездом. Разумеется, на обращение пенсионер получил от нефтяников отказ, что ему и было нужно. После этого он тут же сел за перо и принялся строчить письма во все инстанции, включая президента.
Между тем, в соцсети просочилась любопытная информация, не самым лучшим образом характеризующая самого правдоискателя. Его в прошлые годы ловили на подлоге. Некоторое время назад В. Акинтьеву были выданы разрешения на проезд по технологической дороге. А он передал свои документы для проезда (не обошлось и без подделки медсправки) другому лицу. Дело, конечно, прошлое, но душок мошенничества остается.
Интересен и другой факт – в интервью пенсионер Акинтьев, сам того не понимая, раскололся, что «прозевал» проезд не из-за лечения – в это время он активно закупался на иркутской оптовой базе товарами, чтобы потом на своем Лексусе провести их домой через ВТП. Поэтому становится понятно, почему он отказался от волонтерской помощи, когда ему пошли навстречу – ему нужно было отыграть роль жертвы до конца.
ВТП взамен недостроенной дороги
В соцсетях по-прежнему активно обсуждается эпизод, когда нефтяники не пустили по технологической дороге главу Ленского района Жумарта Абильманова, стремившегося на встречу с жителями поселков Витим, Пеледуй, Толона и Иннял. Об этом также в своем письме напоминает и сам пенсионер Акинтьев. Между тем, за весь свой срок правления, районный глава, который отвечает за транспортную доступность, дорогу общего пользования так и не построил, хотя все у него возможности имелись.
Недостроенная трасса Витим-Пеледуй может не только разрушить карьеру Абильманова, но и привести на нары. Дело дошло до того, что потребовалось вмешательство руководителя республики Айсена Николаева. Глава Якутии обратился в прокуратуру для проведения расследования по конкурсу на ремонт дороги. «Вопрос ремонта дороги Витим-Пеледуй требует особого рассмотрения. Качество выполненных работ, если они вообще там выполнялись, было крайне низким», – был вынужден объясняться Николаев. Средства, выделенные на строительство дороги, безвозвратно пропали. Всем этим сейчас занимаются правоохранительные органы.
Между тем, еще не забыты и другие истории, когда глава Ленского района пытался прикрыться дутыми отчетами о своей хозяйственной деятельности. На слуху скандал, связанный с распилом бюджетных средств – Абильманов пытался потратить десятки миллионов рублей на покупку неликвидной недвижности у частника. Известно, что в 2018-2019 годах глава района передал фирме своего родного брата на ремонт дорог пять контрактов стоимость более 100 миллионов рублей.
Если раньше на делишки главы района смотрели сквозь пальцы, то сегодня его многочисленные проколы уже могут помешать усилиям его начальника – Айсена Николаева, и тогда уже ему вряд ли удастся выйти сухим из воды. Николаев с энтузиазмом встретил высказанную в послании Президента Федеральному собранию инициативу о выделении инфраструктурных бюджетных кредитов, и заявил о планах Якутии подать заявку на строительство Ленского моста. Понятное дело, когда придут федеральные деньги, спрос будет гораздо жестче, и главе Ленского района уже не удастся замять свои аферы.
Поэтому и появляются в его изданиях истории, сваливающие с больной головы на здоровую. Отчитываться ему по дорогам нечем, выход один – нужно надавить на нефтяников через СМИ. Распиарить там обиженного пенсионера, а затем, использовать народный гнев и потребовать открытия вдольтрассовых проездов для всех желающих. Опасность массового неконтролируемого передвижения по ВТП его не волнует – ну и что с того, что это не дороги общего пользования, отвечать за ДТП все равно придётся нефтяникам.
Гарантии права на передвижение
Немудрено, что население района, поддержавшее его три года назад на избирательных участках, начинает прозревать. Вот что по этому поводу пишут сами жители поселков Витим и Пеледуй: «То, что к нам отсутствует наземное и воздушное сообщение, прямая вина республиканской и районной администраций. Допустим, что передача ВТП в полномочия районной власти всё же произойдёт. К чему это приведёт – мы уже ощутили, откапывая свои застрявшие автомобили на реке Лена при попытках добраться до районного центра и обратно по этому сообщению. Нашей районной власти надо бы у нефтяников поучиться ведению хозяйственной деятельности, а не пытаться создавать с ними конфликтные ситуации и перекладывать на них свои проблемы при первом же удобном случае». И еще одна цитата: «Открытие шлагбаумов на ВСТО не решит проблему проезда к населённым пунктам таким как Ярославский, Хамра, Турукта и остальным населенным пунктам находящихся вдали от ВСТО».
Сейчас глава Ленского района торит дорожку в родной Казахстан, чтобы подстраховаться от наказания за растраты и снять с себя ответственность за не построенные дороги. А пока ему нужно назначить нефтяников виновными в транспортной блокаде и заставить поверить в это местных жителей. Догадывается ли Жумарт Абильманов про соглашение РФ с Казахстаном о выдаче виновных в совершении преступлений на территории нашей страны?
Федор ГАВРИЛОВСКИЙ