Сунтарский улус не сугубо аграрный. В отличие от других улусов, не вносящих серьезных вливаний в экономические закрома Якутии, имеет собственную, промышленность. Добываются каменный соль, цеолит, бурый уголь, строится участок федеральной автодороги «А-331» «Вилюй», интенсивно ведется геологическое разведка на предмет наличия нефти, газа, алмазов.

Цеолит доставляется в Мирный для закладочного комплекса Мирнинского ГОК, соль – в Ленский район и Таас-Юрях для добычных и изыскательских скважин нефтегазовой промышленности. Уголь из Сунтарского улуса (с. Кемпендяй) доставляется зимником (273 км) до г. Олекминска для котельных приленского города и населенных пунктов.

Наличие таких организаций как «Сунтарвтодор», занятого на федеральной автодороге «Вилюй», вплоть до границы с Мирнинским районом, предприятия «Сунтарцеолит», располагающего новым заводом по производству пеноцеолита – это, безусловно, неплохой задел для Сунтарского улуса. Ибо имеется возможность подключения этих организаций для кардинального обустройства инфраструктуры улусного центра, строительства и ремонта улиц и дорог села Сунтар. И не только улусного центра, но и населенных пунктов.

Сегодня некоторые окраины села Сунтар – это сплошные колдобины, промоины, полузабытые улицы, весной, превращающиеся в наподобие болот. А периферия 10-тысячного села «расползлась» аж до участка Бэрэ.

Замечу, что увеличение числа населения села Сунтар, произошло исключительно за счет значительного уменьшения населения многих деревень улуса. Сельчане расстаются со своим хозяйством, сенокосными угодьями и переселяются в улусный центр. А из улусного центра народ массово тянется в столицу республики. Переселенцы из отдаленных деревень разными способами пытаются осесть в центре улуса. Здесь три школы, поликлиника, стационар больницы, банки, рынок, торговые центры.

Наскоро возведенных домов вокруг Сунтар-много. Там, местами, совершенно отсутствует инфраструктура. Село растянуто на несколько верст и многим жильцам приходится заказывать такси для того чтобы отвезти ребенка в детсад или школу. Ясное дело, не у всех имеется авто. А с полным охватом автобусного сообщения-явные нелады.

Неудовлетворительное качество улиц и дорожной «одежды» до окраины, определенно затрудняет работу водовозов, такси, службы скорой помощи, огнеборцев, энергетиков, связистов. Неплохо было бы произвести укладку асфальта именно в этих микрорайонах. Дорожный фонд Республики Саха(Якутия) обязательно должен поддержать Сунтарский улус в этом деле.

И вообще, я считаю, что власти Якутии прошедшего периода, слишком мало уделяли внимания Сунтарскому району, отдавая «пальму предпочтения» только лишь к более ближайшим к Якутску улусам. Это коробит. Последствия такого неделикатного отношения видны отчетливо – Сунтарский улус давно выбыл из числа густонаселенных сельских районов. Даже в 1998 году в Сунтарском улусе проживало под 30 тысяч жителей, сегодня – чуть больше 20 тысяч.

Народ тянется в Якутск, его пригороды, к более благополучным в отношении проживания улусам. Это – проблема! Надеюсь, что Сунтарский улус, во главе с избранным на второй срок главой Анатолием Григорьевым отыграет упущенное, кардинально улучшит свои позиции в плане создания комфортной среды для населения. Отток населения из Сунтарского улуса должен прекратиться.

Станислав Алексеев, город Мирный

Фото автора

Поделиться: