С 2020 года, совхоз «Новый» действует под «крылом» агропромышленной компании «Туймаада», под руководством П.С.Ефремова. Сюльдюкарское отделение – часть совхоза. Здесь проживают эвенки-брангаты, чьи предки исконно занимались оленеводством и охотой. Это - те люди, которые оказали огромную, бескорыстную помощь геологам, ищущим алмазы.

 Прокопий Саввинов Оленевод Прокопий Саввинов

К сожалению, промышленное освоение алмазного края не прошло бесследно для коренных жителей Мирнинского района. Оленеводство в Сюльдюкаре кануло в Лету еще в бытность СССР. Из трех тысяч оленей к концу 70-х годов оставались лишь только сотни голов. Весной 2019 года, сюльдюкарцам вновь предложили заняться оленеводством. Скажу без обиняков – идея совершенно нелепая, но некоторые «знатоки» занялись казуистикой вокруг нее. Пользуясь своим правом профессионального журналиста, хочу высказать свое мнение по этому поводу.  

 в селе Сюльдюкар

Во-первых, обширной территории, отведенной под оленеводство у Сюльдюкара нет. Нет оленеводов. Ведь, в течение целых эпох, национальный наслег не занимался оленеводством.Земли вокруг села Сюльдюкара – места интересов пользователей недр. Сегодня, в тридцати километрах от села работает экспедиция. Мощный мульчер и бульдозер прокладывают профиль для геолого-изыскательских работ. Возможно, здесь будут в будущем добывать алмазы. В сторону Сунтарского и Нюрбинского улусов (Река Ыгыатта) подвигаются искатели нефти и газа. Травянистые речки, дальние луга будут заняты под сейсморазведочные и прочие геолого-исследовательские работы под нефтегазовую промышленность. Под хозяйствование новых пользователей недр подпадает вся округа. Однозначно, это не позволит развернуться оленеводам. Это – главный фактор бесполезности идеи возобновления оленеводства, и не стоит отождествлять сюльдюкарцев, не располагающих своими землями с условиями эвенков Тяни, Иенгры, Хатыстыра, Угояна, Кутаны, Жиганска. У них – приемлемые условия, да и земли свои они сохранили. Олень быстро поедает ягель. И не может долго утаптывать одно и то же место. Ягель, вытоптанный оленьим стадом в сто голов, заново вырастает, только по истечению десяти лет. Животному нужны все новые и новые места ягеля, сочная трава, корни, листья, чистая родниковая вода. А территория владения наслега ничтожно мала. Да и для оленеводства необходимо создавать целые комплексы для разведения - базы, загоны, летние фермы. И вряд ли молодежь, привыкшая к оседлому образу жизни, потянется теперь в тайгу. В Сюльдюкаре осталось очень мало молодежи. Да и население села уменьшилось вдвое, буквально за две эпохи.

Оленевод - каюр Иван Саввинов Хамса с геологамиОленевод - каюр Иван Саввинов Хамса с геологами

Стоит отметить, что в 80-х и 90-х годах были предприняты две попытки восстановить оленеводство, но тщетно. Сегодня, сюльдюкарцам, вновь предлагают взяться за оленеводство. А изучали ли чиновники, реалии социально-экономического состояния этого села, где проживает коренное население? Да они там попросту не бывают. Там даже с 2012 года до сих пор не построили автомобильную дорогу.

В настоящее время, констатирую, территория Мирнинского района совершенно не приспособлена под развитие оленеводства. Динамичное развитие промышленности и оленеводство несовместимы.

 Петр Антонов и геологи Оленевод Петр Антонов и геологи

Станислав Алексеев. город Мирный. Фото из архива времен СССР

Поделиться: