История Мирнинского района наглядно показывает, что именно благодаря охоте и рыбалке, этот край стал известен в Якутии. Достаточно только вспомнить, какой весомый вклад внесли промысловики Садынского района (Прежнее название Мирнинского района) ЯАССР в фонд обороны Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

Более десяти тысяч штук теплых вещей из мехов соболя, колонка, зайца, горностая, белки было отправлено на сражающийся фронт, жителями Туой-Хайа, Улуу-Того, Ахтаранды, Сынсыктаха, долин рек Чуона, Улахан и Оччугуй Ботуобуйа. Даже в период активной индустриализации Мирнинского района, охотничий промысел оставался ключевым звеном хозяйства коренных жителей Мирнинского района.

17 лет назад, за промысловый сезон, охотниками Мирнинского района было сдано 2 тысячи 327 соболей, 2.500 белок, тем самым выполнение плана составляло 66 процентов. А ведь были и времена еще изобильнее. Только лишь в 1984 году Мирнинский госпромхоз сдавал государству 4.500 соболей, 25 тонн мяса дикого оленя и лося, 12 тонн рыбы. Впечатляет?

Охотники былых временОхотники былых времен

В 2002 году департамент охоты РС(Я) называл примерную цифру численности соболей по региону – 160 тысяч голов. Сегодня сопоставление, увы, проигрышное. Катастрофическое я бы назвал.

Крупный Мирнинский госпромхоз давно прекратил свое существование. И Мирнинский район уже давно расклеился от былой славы охотничье-промыслового края. Нет в наших краях ни колонка, ни горностая. Нет в реках ни нельмы, ни тайменя, ни ленка. Охота как отрасль народного хозяйства района после системного кризиса, продиктованного засильем промышленного освоения Западной Якутии, пошла на значительную убыль.

В настоящее время, из-за динамичного промышленного освоения нефтегазовой отраслью, наблюдается снижение числа популяций соболя. Что касается количества лосей в Мирнинском районе, то создалась угрожающая тенденция. Нарушена зона тишины. Некогда глухая тайга сегодня «испещрена» профилями, захламлена свалками. Пользователи недр не только сгружают свой мусор, но и по-своему усмотрению перекрывают русла рек. Посмотрите на фото жителей села Таас-Юрях, как нагло и цинично перекрыли истоки крупного притока реки Вилюй – Улахан Ботуобуйа. Вот эти взгромождения порушенного леса использованы для нужд сооружения дамбы для нефтяников. А сколько там шума-гама от вездесущей техники! Допекли Природу! Все это – вразрез защите экологии, флоры и фауны.

Фактор беспокойства заставляет лосей изменить ареал существования в сторону бассейна реки Нижняя Тунгуска. А это – территория Иркутской области.

К примеру, если в 1976 году количество сохатых, в лесах Мирнинского района достигало 7 тысяч 600 особей, то по данным 2002 года, оставалось всего 2 тысячи 260 голов. В 2012 году уже не было и одной тысячи животных. В 2019 году новую цифру даже не стоит озвучивать. Лоси – это уже редкость.

Катастрофическое снижение численности лосей – «плоды» доминирующей индустриализации, техногенного фактора, стремительное сужение ареала существования этого вида. Печальная картина наблюдается и в динамике миграции дикого оленя. Среди лено-оленекской популяции, в конце 90-х годов прошлого века, насчитывалось до 90 тысяч голов оленей-дикарей. Ежегодное пополнение их стад достигало до семи тысяч. В этой зоне промысла каждый год добывалось до 14 тысяч оленей, что являлось существенной добавкой к столу северянина. Раньше, без мяса дикого оленя невозможно было представить рацион питания многих мирнинцев.

Вопиющий факт. Годами проводилось массовое истребление мигрирующих диких оленей.  Главным местом отстрела животных стали окрестности города Удачного. Даже директивный указ главы Якутии на 2013-2014 годы о запрете охоты на дикого оленя не смог повлиять позитивным образом.

Линия миграции дикого оленя вынужденно сменила направление. В сторону Красноярского края и Иркутской области. Это – второй фактор оскудения животного мира в мирнинской тайге.

 жители Мирнинского районаКоренные жители Мирнинского района

Разбужена тайга. Нет более приволья и медведям. Почему косолапые, все больше, порываются в сторону человеческого жилья? А где ему искать еду на профилях? Медведи отогнаны от глубинок в сторону населенных пунктов. Нет корма у зверей. Вот и тянутся они к помойкам дач и свалкам. Были времена, когда охотнику принадлежали в среднем 100-150 квадратных километров на охотника. Но, не так давно было якобы осуществлено фактическое закрепление охотничьих угодий. Охотников сильно оттеснили.

На территории Мирнинского района работают до 7 крупных пользователей недр.

Неделикатное отношение некоторых к Природе, игнорирование Водного Кодекса РФ и вообще российского законодательства – налицо. А уж если заострить эту тему, пользователи недр, околичностями пугают тех, которые выступают против их мощного давления на экологию, грубо нарушая законодательство РФ, попирая права охотников. Теперь, владельцы охотничьих угодий соседствуют с мощной нефтегазовой отраслью.  А где «припек» геолого-поисковых работ, бурение скважин, обустройство шламовых амбаров, прокладка подъездных путей – и в ста километрах от этих мест уже бесполезно охотиться.

И нет никакого просвета.

Станислав Алексеев, город Мирный

Поделиться: