Освоение территорий, перевозка груза и людей – первичные задачи судостроения. А в местах с затрудненной логистикой, речной транспорт остается одним из надежных и экономичных средств передвижения. Его эксплуатация подразумевает обслуживание и ремонт. Так, 80 лет назад началась история Жатайского судоремонтно-судостроительного завода.

История зарождения

История завода началась с зимы 1942-43 годов, когда в удобном затоне неподалеку от Якутска на реке Лена организовали зимовку речного флота. Зимний отстой судов использовали для их ремонта. Кадровую основу завода составили моряки речного флота и работники старого, неудачно расположенного места зимнего отстоя флота. Поселок при затоне начал активно развиваться.

Жатайский судоремонтный завод состоял в подчинении Северо-Якутского речного пароходства Главсевморпути, позднее переименованного в Ленское объединённое речное пароходство, а ныне ОАО «ЛОРП». Основными задачами завода стали судостроение, капитальный, средний и текущий ремонт флота, изготовление металлоконструкций для предприятий Главсевморпути, расположенных в Якутии.

Jataiskaya Sudoverf 1410 2

В 1963 г. был введен в эксплуатацию стапель, с 50-х годов работал плавучий док. В 2000-х годах стапель был реконструирован. Вопрос о развитии Жатайского судоремонтно-строительного завода поднимался еще в 2013 г. В декабре 2013 г правительство Якутии и Ростех обсуждали возможность создания на базе ЖССЗ особой экономической зоны, которая стала бы региональным центром судостроения и ремонта.

Новый виток развития пришелся на 2016 год. Тогда Глава республики Егор Борисов обратился к В. Путину 15 августа 2016 года в ходе заседания Госсовета РФ, посвященного перспективам развития водного транспорта и внутренних водных путей, с вопросом о поддержке федеральных властей для ускорения реконструкции и модернизации Жатайского судоремонтно-судостроительного завода (ЖССЗ) и создание Жатайской судоверфи. Как отметил Егор Борисов, проект будет служить не только залогом доставки грузов в арктические районы, но и способствовать успешной реализации стратегических планов развития Якутии.

Реконструкция

3 июля 2018 года на заседании Совета безопасности в Петропавловске-Камчатском был рассмотрен вопрос о реновации Жатайского судоремонтного предприятия в Республике Саха в полноценную судоверфь. Целью проекта должно было стать обновление устаревшего речного флота Якутии и Ленского бассейна. Помимо судов для речных грузоперевозок верфь планируется сделать производителем флота для грузоперевозок в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе – через Северный морской путь.

Годовая производственная мощность Жатайской судоверфи планируется достаточной для производства 10 речных судов, модернизация 6 судов, утилизация списанных 2 судов, а также ремонта и межнавигационного обслуживания судов.

Проект строительства Жатайской судоверфи был внесен в государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В рамках её предусмотрено финансирование из федерального бюджета на сумму 4 млрд 106 млн рублей, а общая сумма бюджетных ассигнований – 5 млрд 750 млн рублей.

Jataiskaya Sudoverf 1410 3

Корабельное мастерство

Хоть времена кораблестроения ушли в прошлое, но суть этой фразы не меняется – судостроению необходимо обучаться. И ровно так же, как это в свое время сделал Петр I, нужно было отправляться за освоением необходимых навыков. Так, в конце января 2019 года делегация Якутии посетила АО «Балтийский завод» и АО «Средне-Невский судостроительный завод». В последствии чего было подписано соглашения о сотрудничестве между правительством Якутии, АО «Жатайская судоверфь», АО «Балтийский завод», которое подразумевает сотрудничество по вопросу модернизации судоверфи. Также было подписано соглашение о сотрудничестве с АО «Средне-Невский судостроительный завод» для аттестации сварщиков в аттестационном центре Средне-Невского судостроительного завода

В мае 2019 года делегация из Якутии посетила Республику Корея с целью обмена опытом в сфере судостроения. Представители строящейся Жатайской судоверфи посетили один из крупнейших в мире судостроительных заводов компании Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co., Ltd (DSME), руководство DSME выразило согласие на профессиональную стажировку сотрудников Жатайской судоверфи в будущем. Также представители Якутии встретились с руководством корейской компании KEM Co. Ltd. и посетили ее завод, с руководством института морского оборудования Республики Корея (KOMERI), посетили верфь Hyundai, и провели встречу с руководителями Ульсанского национального университета науки и техники в городе Ульсан.

1 октября 2021 года, в преддверии Дня профессионально-технического образования в Жатайском техникуме состоялось торжественное открытие новых мастерских по четырем компетенциям: «Мехатроника», «Мобильная робототехника», «Обслуживание и ремонт оборудования релейной защиты и автоматики» и «Сборка корпусов металлических судов».

Мастерские оснащены современным учебно-производственным, учебно-лабораторным оборудованием, интерактивными и программными комплексами, современным компьютерным оборудованием и средствами обучения для подготовки специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда.

Выбор направлений для создания мастерских обоснован приоритетными задачами Правительства Республики Саха (Якутия) по реализации стратегии социально-экономического развития и соглашения о сотрудничестве с АО «Жатайская судоверфь» по подготовке кадров.

«Мы создаем отрасль. А если не будет кадров, то отрасль будет пустая. И то оборудование, которое я увидел и которое здесь присутствует – действительно позволяет надеяться на то, что новый построенный завод будет обеспечен современными кадрами», - выразил надежду Валерий Типограф, и.о. директора АО «Жатайская судоверфь».

Jataiskaya Sudoverf 1410 4

Первая свая

Историческое событие по закладке первой сваи предприятия, на котором будут создаваться современные речные суда, состоялось 26 апреля 2019 года. Первая свая будущей высокотехнологичной Жатайской судоверфи установлена на территории Жатайского судоремонтного – судостроительного завода ПАО «ЛОРП», где и будет развернуто строительство верфи. Это даст новый импульс развития не только городскому округу «Жатай», но и обеспечит реализацию проектов на всей территории Республики Саха (Якутия).

Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев в своей речи выразил огромную благодарность Правительству РФ и лично министру промышленности и торговли Денису Валентинович за поддержку, которую Республика получила в реализации проекта строительства Жатайской судоверфи, которая вдохнет жизнь и в сам поселок Жатай и даст возможность развиваться нашему речному флоту.

«Якутия еще на долгие годы останется речной республикой. Именно от ее флота зависит жизнь многих сотен тысяч людей. Суда, которые будут строиться на этой верфи, без преувеличения, являются спасением. Мы справимся с поставленными задачами. Я уверен, что судоверфь будет построена в 2021 году, и первое судно мы спустим на воду уже в 2022 году, в год столетия республики», - отметил Айсен Николаев.

Jataiskaya Sudoverf 1410 5

Наши дни…

В настоящее время продолжается строительство блока корпусных производств, идет подготовка к оснащению оборудованием для выполнения судостроительных работ

Вопросы сотрудничества по реализации комплексного инвестиционного проекта «Жатайская судоверфь» рассмотрели председатель правительства Якутии Андрей Тарасенко и руководство Стамбульской судоверфи Группы SNR Shipyard, сообщила пресс-служба главы и правительства Республики Саха (Якутия).

Во время визита в республику турецкая сторона ознакомилась с инвестиционным проектом непосредственно на объекте. Сейчас там продолжается строительство блока корпусных производств, идет подготовка к оснащению оборудованием для выполнения судостроительных работ.

В следующем году будет начат следующий этап проекта, в рамках которого также установят цеха, слип (сооружение для подъема и спуска судов), грузовой причал.

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24

Поделиться: