Переход на «цифровые рельсы» и новую клиентоориентированную модель управления при одновременном сокращении численности госаппарата – главный вызов для всей системы госуправления страны. В принятой в конце прошлого года Стратегии цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы Якутии до 2030 года определены задачи по цифровой трансформации госуправления – предоставление услуг в проактивном формате, снижение волокиты при коммуникации власти и общества, принятие решений на основе данных.
Без цифровой трансформации невозможно говорить о поднятии экономики, социальной сферы, вопросов государственного управления на качественно новый уровень, а это значит, что вопросы улучшения качества жизни якутян будут решаться более медленными темпами. Цифровая трансформация госуправления должна обеспечить эффективное взаимодействие исполнительных органов государственной власти, повышение качества и сокращение сроков, предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг.
«Цифровая трансформация госуправления крайне важна и необходима для повышения эффективности работы исполнительных органов государственной власти. Она требует вдумчивого отношения и полного погружения со стороны руководителей региональных министерств и ведомств. Наша задача – организовать эту работу на высоком уровне», - подчеркнул Глава Якутии Айсен Николаев 6 октября в ходе заседания проектного комитета по цифровой трансформации госуправления.
Так, в каждом министерстве и ведомстве определены ответственные за цифровую трансформацию. При этом ответственными лицами являются руководители или их заместители. Проектный комитет по цифровой трансформации госуправления возглавляет лично Глава Якутии Айсен Николаев. И на это есть важная причина. Куратором национальной цели по цифровой трансформации является вице-премьер Дмитрий Чернышенко, которым поставлена задача по исполнению самых важных направлений «Цифровой зрелости» отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, по которым будет проходить рейтингование субъектов РФ. Само рейтингование проходит по ряду критериев, среди которых оценка качества предоставляемых госуслуг населением, перевод государственных услуг в электронный вид, цифровизация контрольно-надзорной деятельности, внедрение и развитие платформы обратной связи на едином портале госуслуг, оценка качества предоставляемых госуслуг населением и другие. По итогам 2020 года, в республике из 191 госуслуги в электронный вид переведены 107, ещё 84 госуслуги планируется перевести до конца 2022 года.
Еще одним новшеством является внедрение на едином портале госуслуг функционала по оценке качества предоставляемых услуг. Пользователи портала смогут оценить качество предоставления госуслуг по пятибалльной шкале. В настоящее время на портале госуслуг зарегистрированы почти 900 тысяч якутян, это то один из самых высоких показателей по стране.
«Одна из ключевых задач по цифровой трансформации госуправления – цифровизация отраслей исполнительных органов государственной власти. Также мы продолжим работу по переводу государственных услуг, предоставляемых населению, в электронный формат, предусмотрим установление показателей цифровой трансформации по конкретным отраслям экономики и социальной сферы и закрепление персональной ответственности руководителей исполнительных органов госвласти по достижению этих показателей», - отмечает Министр инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий республики Анатолий Семенов.
Цифровизация госуправления и One click Yakutia
Цифровая трансформация в госуправлении не сводится только к совершенствованию сервисов госуслуг. Значительными являются возможности современных цифровых технологий для трансформации выработки государственной политики и нормотворчества, администрирования доходов, управления государственным имуществом, контрольно-надзорной деятельности. При этом цифровые технологии используются для целей планирования, мониторинга и оценки результатов деятельности органов власти.
А одним из таких примеров является портал One click Yakutia. Якутия вошла в число пилотных регионов страны и провела интеграцию портала One click Yakutia с ПОС (платформа обратной связи) и теперь обращения граждан, оставленные на портале One click Yakutia, попадают на сайт госуслуг и находятся на контроле федерального центра. На начало этого года в системе ПОС работают пять органов госвласти: Министерство транспорта и дорожного хозяйства, Министерство ЖКХ и энергетики, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство труда и социального развития, а также Алданский и Ленский районы и город Якутск. В 2021 году к системе ПОС планируется подключить все органы муниципальной власти.
«За последний год в части цифровой трансформации госуправления в республике действительно проделан большой объем работы. Но сегодня существует ряд проблемных вопросов, связанных с субъективным отношением органов исполнительной власти к исполнению поручения по цифровой трансформации», - отмечает Глава Якутии Айсен Николаев.
Цифровая трансформация государственного управления должна повысить как результативность, так и эффективность принимаемых решений. Так, глубокая трансформация госуправления требует новых подходов и современных инструментов. По данным на январь 2021 года, в регионе разрабатывают серию решений на основе искусственного интеллекта, и одно из них – «Цифровой помощник AITA», призванный отвечать за своевременность, полноту и достоверность ответов на обращения граждан. Не исключено, что такие помощники в скором времени будут у всех руководителей различных ведомств, органов законодательной и исполнительной власти. Это помощники, которым можно будет обращаться 24/7.
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24