В 2020 году был запущен процесс ограничительных мер в связи с новой коронавирусной инфекцией, коснулись они и Государственное собрание (Ил Тумэн) РС(Я). Но ни на один день деятельность парламента не была приостановлена. Для того, чтобы этого достичь, в Парламенте Якутии предприняли ряд мер, которые можно разбить на три блока: организационно-правовые меры, организационно-технические и информационное обеспечение. Так как же и в чем выражается основа цифровизации Ил Тумэн?

Согласно Конституции Саха (Якутии) – основного закона республики, парламент является постоянно действующим высшим и единственным законодательным органом республики. В связи с чем работа его приостанавливаться не могла. Главное, что для этого было реализовано в 2020 году –модернизация сайта Ил Тумэн, работу над которым мы начали перед пандемией. Необходимость в таком инструменте – это веяние времени и реализация государственной программы «Цифровая экономика», два из шести направлений которой напрямую касаются деятельности парламента: «Нормативное регулирование цифровой среды» и «Цифровое государственное управление». О том, как это реализуется сообщил председатель парламента Петр Гоголев:

- Еще до пандемии (прим. автора – в 2019 году) мы столкнулись с такой ситуацией, когда народные депутаты из улусов Якутии не услышав мнение других по той или иной повестке заседаний комитетов, круглых столов и других формы работы начинали выражать свое мнение, позицию (прим. автора – посредством факса, электронной почты и сообщений посредством мессенджеров), что в результате отражалось на их деятельности и деятельности самого парламента. Но когда в реальном времени идет работа, мы получаем больше информации, потому что выступают докладчики, содокладчики и так далее.

Поэтому, для предоставления возможности дистанционной работы депутатов парламента, мы запустили процесс работы над сайтом. Мы объявили конкурс на разработку сайта, который выиграл компания-резидент нашего IT-парка. Таким образом, был переработан сайт, мы разработали специальный модуль для дистанционной работы – для голосования. Сначала мы его хотели применить для работы комитетов. Но когда наступили ограничительные мероприятия, мы его существенно расширили: создали в личных кабинетах народных депутатов специальный модуль, где можно не только голосовать, но и записываться на выступления, задавать вопросы. Как видим, парламент республики смог организовать свою работу и обеспечить выполнение тех конституционных обязанностей, которые возложены на парламент.

Благодаря этому мы смогли обеспечить качественный сервис, чтобы депутаты смогли с мая месяца 2020 года плотно начать за работу. За 2020 год 2/3 работы государственного собрания проведено в онлайн-режиме. Поэтому могу сказать, что цифровизация в деятельности Ил Тумэн присутствует.

Также хочу отметить, что жители нашей республики могут влиять на законотворчество и мы должны создавать в дальнейшем такие возможности на нашем сайте. Это касается и работы правительства региона. А когда мы извлечем уроки из пандемии, это, вероятнее всего, в перспективе ближайших нескольких лет, то электронные парламенты начнут вытеснять профессиональные парламенты. Например, Татарстан уже экспериментирует с технологией блокчейн, чтобы проводить верификацию подписей, идентификацию личности, увеличивать объемы электронного документооборота. Поэтому цифровые технологии начнут больше появляться в деятельности парламенте. Надеюсь, что следующий созыв возьмет цифровизацию во главе угла и будет дальше развивать современные технологии, которые с каждым годом будут все ближе к человеку. Ведь не исключено, что лет через 15-25 квантовые компьютеры будут использоваться на практике.

Ситуация весны 2020 подтолкнула на ускорение цифровизации

Что касается организационно-правовых мер, то 9 апреля в Ил Тумэн внесли изменения в регламент своей работы, согласно которым основные формы работы парламента могли быть переведены в дистанционный формат. В том числе через видеоконференцсвязь. Больше того, теперь парламент получил возможность более масштабно использовать экспертный потенциал республики и страны в целом. Стали подключаться активные общественники к нашим мероприятиям. Это, например, круглые столы, которые площадка Зума уже не вмещает. В нынешней ситуации есть не только плохое, но и хорошее. Таким образом, большая часть заседаний в 2020 году Ил Тумэн проведено посредством видеоконференцсвязи, а депутаты смогли в том или ином виде принять участие в них. Это был один пример необходимости цифровизации государственного управления.

Андрей ШИЛОВ

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24

Поделиться: