В Государственном Собрании (Ил Тумэн) 25 ноября 2020 года состоялись парламентские слушания на тему «Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда»: от формирования компетенций к новым моделям образовательного процесса» под руководством Феодосии Габышевой.

Участие в парламентских слушаниях приняли народные депутаты республики Алена Атласова, Марина Силкина, Роза Солнышкина, Оксана Михайлова, Андрей Находкин, Иван Данилов, представители Министерства образования и науки, Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий, Института новых технологий РС (Я), руководители, специалисты управлений образования, общеобразовательных учреждений г. Якутска, Горного, Верхневилюйского, Верхоянского, Намского, Таттинского улусов, СВФУ им. М.К. Аммосова, общественность региона.

Во вступительном слове председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева отметила особую актуальность темы в условиях пандемии COVID-19.  

Напомним, приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» был утвержден Правительством РФ 25 октября 2016 года в рамках реализации госпрограммы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Его цель – создать условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счёт развития российского цифрового образовательного пространства.

В Якутии, как сообщила Феодосия Габышева, старт программе был дан в 2017 году. Перед региональной системой образования были поставлены задачи организации использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, организации подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров.

Парламентарий рассказала, что по линии Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий республики ведется работа по подключению государственных организаций, реализующих программы общего, среднего профессионального образования к сети передачи данных. Министерством образования и науки РС (Я) разработаны методические рекомендации по организации образовательного процесса по новым моделям (очное, дистанционное, смешанное).

Тема цифровизации отражается во всех мероприятиях по всем направлениям деятельности парламента Якутии, подчеркнула Феодосия Габышева. В октябре 2018 года состоялась рабочая встреча депутата Государственной Думы ФС РФ Галины Данчиковой по реализации нацпроекта «Образование». В ноябре того же года Министерство образования и науки РС (Я) провело презентацию проекта «Цифровая школа: открытое образование для труднодоступных территорий». В октябре 2019 года в Хангаласском улусе был организован выездной круглый стол на тему «О цифровизации учреждений культуры».

Также, в этом году в рамках партийного федерального проекта «Новая школа» парламентарии инициировали социальную кампанию по сбору компьютерной техники (ноутбуков, планшетов) для дистанционного обучения детей из малоимущих и многодетных семей.

«Оперативный подход к решению проблем, возникших с началом пандемии, позволил не прервать образовательный процесс. Выработанные методы будут востребованы и после отмены ограничительных мер при реализации сетевых программ, и организации образовательного процесса  в актированные дни», - заключила депутат.

Далее первый заместитель министра образования и науки РС (Я) Ирина Любимова рассказала о результатах деятельности, проводимой в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» и ответила на вопросы участников парламентских слушаний.

Она сообщила, что в 2019 году участниками проекта стали 2 СПО и 15 ОО, в 2020 году – 26 СПО и 76 ОО. Всего до 2023 года планируется  охватить 40 учреждений СПО и 365 ОО. Создаются центры цифрового образования для детей «IT-куб». В 2020 году новый центр был открыт в г. Нюрбе. В 2021 году появится на базе МБУ ДО «Центр технического творчества» в г. Якутске и в 2022 году в г. Мирном на базе  МБУ ДО «Центр дополнительного образования».

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в регионе появляются кванториумы, центры цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста», производится поддержка образования детей с ограниченными возможностями развития. Так, на дистанционное обучение детей-инвалидов в 2019 году предусмотрено 80 млн рублей, в 2020 году 52 млн 600 тысяч рублей. Плановый объем финансирования на 2021 год составляет 36 млн. рублей, на 2022 год – 52 млн. рублей.

Благодаря реализации проекта, с 1 сентября 2020 года проводится ежедневный мониторинг организации образовательного процесса, в котором принимают участие 641 общеобразовательные организации с охватом 148 тысяч 931 обучающихся. По его итогам, сегодня в дистанционной форме обучения работают 40 школ, в очной форме обучения 317 школ, и в смешанной – 284 школы.

Среди основных трудностей замминистра отметила низкую скорость интернета в Арктических районах и в отдаленных труднодоступных районах республики, размещение образовательного контента с региональным компонентом в электронных образовательных ресурсах, недостаточную обеспеченность обучающихся средствами обучения и нехватку финансирования для обучения детей-инвалидов.

В свои вопросах первому заместителю министра образования и науки РС (Я) народные депутаты затронули сферы общего и дошкольного образования, сказали о необходимости повышения качества интернета в районах республики, о компенсации педагогов в период пандемии, выразили беспокойство по состоянию здоровья подрастающего поколения, которое вынуждено много времени проводить перед компьютерами и гаджетами.

Феодосия Габышева обратила внимание на низкую скорость и высокие тарифы интернета в районах Якутии, на необходимость компенсации расходов на интернет-услуги учителям в период пандемии. Парламентарий также сказала о необходимости пересмотра нормативов финансирования на оплату интернета образовательным учреждениям, спросила, какие меры будут приниматься для устранения недофинансирования интернет-услуг детям-инвалидам, обучающимся на дому. Сумма составляет 21 млн. рублей.  

Как сообщила Ирина Любимова, все эти вопросы сегодня находятся в разработке. Нормативы пересматриваются, по недостатку финансирования ведётся работа с республиканским центром. По подсчётам ведомства на компенсацию расходов педагогов за учебный год потребуется порядка 43 млн. рублей. Сегодня в такой поддержке нуждаются 5 тыс. 590 учителей Якутии.

Марина Силкина предложила обратить внимание на поддержку учреждений дошкольного образования, разработать механизмы финансовой поддержки на покупку годовой подписки популярных приложений дистанционного образования. Депутат также сказала о нехватке финансирования в размере 59 млн. рублей на ремонт здания, в котором будет расположен юридический адрес одного из местных образовательных интернет-платформ.

Алена Атласова задала вопрос о мерах, проводимых в регионе по устранению цифрового неравенства. Обратила внимание на содержательную, методическую часть контента, которую сегодня преподают учителя на «удаленке» и сказала о важности подготовки качественной цифровой платформы.

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по делам семьи и детства также спросила, каким образом будут решаться вопросы по переработке учителей, связанные с разделением классов на группы в период пандемии.

Роза Солнышкина, в свою очередь, отметила колоссальные нагрузки школьников в период пандемии, поинтересовалась, проводится ли сегодня мониторинг состояния здоровья подрастающего поколения, и какие проводятся мероприятия сферой здравоохранения.

Отвечая на поступившие вопросы, Ирина Любимова отметила их острую актуальность. Она сообщила, что в министерстве продолжается работа по оперативному решению каждого из них. Говоря о количестве часов для учителей, она отметила, что вся образовательная работа строится в рамках ФГОС, не более. Дополнительные занятия учителя проводят за счет внеурочной деятельности. Мониторинг по здоровью ведётся, осенью Министерством здравоохранения РС (Я) в образовательных учреждениях республики были инициированы медицинские обследования всех детей.

Содоклад по теме парламентских слушаний представил первый заместитель министра инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС (Я) Николай Гришаев. Рассказывая об информационной инфраструктуре региона, он сообщил, что с 2012 по 2020 годы построено более 8500 километров волоконно-оптических линий. Сегодня ВОЛС снабжены 269 населенных пунктов, что составляет 87,5 % населения республики. К ВОЛС подключены 349 образовательных учреждений. Из них 267 в сельской местности. Организованы каналы доступа к сети Интернет 814 участникам программы по дистанционному образованию детей-инвалидов.

Для организации условий дистанционного образования проработан вопрос предоставления бесплатного доступа на федеральные образовательные порталы «Учи.ру» и «Российская электронная школа». Предоставлены безлимитные тарифные планы со скоростью 256 и 512 Кбит/с в поселках Тикси, Батагай и в г. Среднеколымск. Ведется работа по возможности субсидирования абонентской платы доступа к сети Интернет преподавателям (педагогам). На федеральном уровне прорабатывается вопрос субсидирования аренды спутникового ресурса операторов связи для снижения стоимости спутникового Интернета в Арктических районах. Проработка вопроса о субсидирования оплаты выхода в Интернет для учителей Арктических районов будет основываться на списках, которые сегодня составляются, пояснил Гришаев.

Далее свои предложения озвучили представители районов. К примеру, начальник управления образования Таттинского района Изабелла Сивцева сообщила, что из 18 учреждений образования к ВОЛС у них в районе подключены 47 %. 35 % образовательных учреждений не имеют доступа к сети Интернет. Тариф составляет от 4 200 до 18 000 рублей в месяц. Она предложила рассмотреть вопрос разработки качественных обучающих программ для малышей от 0 до 3 лет на родном якутском языке.

По итогам парламентских слушаний приняты рекомендации. В частности, правительству региона предложено обеспечить необходимый объем финансирования для реализации национальных целей по созданию цифровой образовательной среды, в том числе по обучению детей-инвалидов, созданию единой учебной платформы с региональным компонентом, с контентом по родным языкам и арктиковедению; обеспечению широкополосного доступа к сети Интернет образовательных организаций, находящихся в арктических районах и в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах республики.

Министерству инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС (Я) – продолжить работу по подключению образовательных организаций к сети передачи данных, обеспечить широкополосный доступ к сети Интернет образовательных организаций, находящихся в арктических районах и в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах республики.

Министерству образования и науки РС (Я) парламентарии порекомендовали обеспечить создание единой учебной платформы с региональным компонентом, в том числе с контентом по родным языкам и арктиковедению; рассмотреть вопрос учета повышения нормативов использования педагогическими работниками сети Интернет в учебных расходах образовательных организаций; предусматривать в приоритетном порядке бюджетные ассигнования на обеспечение интерактивным оборудованием образовательных организаций, находящихся в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах республики, малодоходных и многодетных семей, детей-инвалидов и детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; активизировать работу с педагогическими работниками по ИКТ-технологиям.

Главам органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики поручено предусмотреть меры по обеспечению обучающихся общеобразовательных организаций интерактивным оборудованием.

Источник: Пресс-служба Ил Тумэна

Поделиться: