С мэрами происходят совершенно разные истории, особенно, когда они находятся не по нужную сторону реки. Случается, что их обвиняют в разных преступлениях, махинациях, сговорах и прочих мутных делишках. Случается, что под давлением этих обвинений они вынуждены уйти в отставку – в большинстве случаев добровольно-принудительным путем. По состоянию здоровья или иным веским причинам.
Чиновники такого калибра, как правило, так просто не уходят. Тем более народно избранные. Да и отстранить мэра от работы, в нашем случае, правительство республики не может. В большинстве случаев, причины досрочного ухода мэра, как правило, совершенно очевидны жителям их городов, или городков, или пригородов. В нашем – это на уровне шок-контента, непонятно и невозможно.
Опыт зарубежных стран
Случаев на самом деле много, но сами они крайне редко уходят. Вот случаи из интернета.
Например, мэр небольшого городка Малбери во Флориде был арестован по обвинению в сексе с 17-летним мальчиком. А мэр, а заодно и его жена, вице-мэр и вообще все 27 муниципальных начальников города Дурадос в Бразилии были арестованы по обвинению в коррупции, которую обнаружили в результате спецоперации «Урагано», если говорить по-местному. Мэра Сан-Марселино на Филиппинах обвинили в изнасиловании 12-летней девочки. Или вот еще: мэра одного из пригородов Нью-Йорка обвинили в домашнем насилии и принуждении жены к отказу от дачи показаний. А мэра Колорадо-Спринг обвинили в нарушении этики и конфликте интересов, поскольку многомиллионный строительный контракт достался его бизнес-клиентам.
Серьезные вполне истории. Бывают и менее серьезные, но мэрам и их не прощают. Например, мэру небольшого местечка на Ньюфаундленде не простили браконьерства. Ему говорят: откуда столько лосося? А рыбок и впрямь было как-то уж с перебором, чересчур много. Он на голубом глазу отвечает: «Нашел». Смешно.
Мэра Балтимора обвинили в том, что она использовала в личных целях подарочные карточки, которые предназначались для неимущих семей, чтобы те могли купить себе подарки. То есть она купила не бедным, а себе подарки на 1500 долларов, воспользовавшись этими карточками, которые должна была бы раздать беднякам. Или вот мэр Бирмингема, чрезвычайный модник, поплатился за свою любовь к роскоши: его обвинили в том, что он получил на 230 000 долларов подарки от любимой фирмы в обмен на действия в ее интересах.
Историй о том, как мэр перестал быть мэром, сотни. Мэры уходят, если обвиняются в коррупции или насильственных преступлениях. Иногда они уходят, даже если их провинность тянет на 1500 долларов, которые можно компенсировать. Но общественный резонанс среди избирателей столь негативен, что оставаться дольше невозможно. Кстати, мэр Балтимора не сразу, но подала в отставку. Все эти примеры приведены для того, чтобы показать, что нормальный порядок действий именно таков: жителям города совершенно понятно, почему их мэр может или должен уйти в отставку. За этим есть конкретное, как правило, преступление или конкретный пример/примеры нарушения этики. И обычно уже начатое расследование, а иногда и приговор. И ни у кого не возникает вопроса почему или за что.
В чем же дело?
Я не знаю второго такого случая в новейшей истории, когда мэр уходит из-за того, что попытался что-то улучшить. Тем более с чистым бэкграундом. Ведь нападок на Сардану Владимировну было не мало, и все они не увенчались успехом. Новый мэр начал перекраивать город? Вернулась из прошлого века система по взятничеству, ухудшающее любое бизнес-начинание? Развелась семейственность и клановость? Может городские дорогие растаяли? Может город одновременно тонет в своем мусоре и покрывается пылью? Ну, ведь нет же! Серьезные городские проблемы уже законсервированы в прошлом. Любая вытекающая оттуда проблема, это недоговоренность сторон получателей. Недоверие со стороны высшего руководства? Тоже нет, а за что. Другой очевидной причины отставки мэра сегодня нет, и эту причину никто не видит. Факт остается фактом, эта информация за один час молниеносно прошлась по республике.
Не надо быть политологом или каким-то экспертом, чтобы внять очевидное – Авксентьева народу нравится. Она им импонирует, причем многим жителям республики в целом. Как и Айсен Николаев. А Сардану Владимировну совершенно случайно каким-нибудь воскресным днем можно встретить где-нибудь на улице, хотя сейчас это происходит значительно реже, но недавно мы с ней чуть не столкнулись в одном из торговых центров. Обменялись взглядом через катающиеся на лице маски и ушли в разные стороны.
В эту историю можно вбить клин со словом «неугодный». В таком случае на чашу весов представляют предложение расстаться с креслом мэра по собственному желанию. Ведь иначе не должно быть последствий без обозначенной причины. «Не суй свой нос не в свое дело?». В общем, еще одна трещина, через которую что-то, да можно подглядеть и понять.
Однако, в своем инстаграм Сардана Владимировна написала, что еще в строю.
Интрига. Но не бывает дыма без огня. Не нам ли в Якутии это знать.
Андрей ШИЛОВ
Источник: сетевое издание «Yakutia24/Якутия24»