Ровно 2 года назад, 25 сентября 2018 года, начал свою работу VI созыв Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). В ходе первого пленарного заседания нового состава парламента Якутии председателем высшего представительного и законодательного органа республики был избран Петр Гоголев. По итогам процедуры тайного голосования народные депутаты выразили единую политическую волю, утвердив на высокой должности его кандидатуру. Сегодня мы подводим итоги двух лет деятельности Ил Тумэна под руководством спикера Петра Гоголева.
Перед новым началом
«Смысл и содержание работы парламента предопределены не только ответственностью за качество жизни якутян сегодня. Нам доверили будущее. Старшее поколение верит, что мы сохраним и приумножим то, что ими создано. Молодежь связывает с нами мечту о своем будущем, те, кто создают семью, веру в заботу государства о материнстве и детстве, занятые в реальном секторе экономики и социальной сфере – достойную зарплату и хорошие условия труда. Каждый проголосовавший житель Якутии призвал нас на ответственный пост – представлять народ, творить закон, вести контроль», – подчеркнул Петр Гоголев в своем вступительном слове перед избранием на должность Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Он отметил, что Якутия должна развиваться строго в соответствии с общими целями и задачами, которые поставлены Президентом Российской Федерации и Главой Республики Саха (Якутия). Среди основных приоритетов для совершения научно-технологического, социально экономического прорыва Петр Гоголев назвал увеличение численности населения, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для проживания и самореализации.
Петр Гоголев также подчеркнул, что парламент шестого созыва должен уделить самое пристальное внимание качеству принимаемых законов и контролю за практической реализацией принятых законов. По его словам, в связи с этим необходимо сделать акцент на серьезную работу не только с общественными институтами, с экспертным сообществом, но и с самими гражданами, в том числе на стадиях нулевых чтений законопроектов.
Привнесенные изменения и новые форматы работы
Реализация намеченных планов и обозначенных приоритетных направлений деятельности требовала проведения определенных внутренних изменений в работе Ил Тумэна и внедрения новых подходов.
Так, был сформирован состав постоянных комитетов и комиссии Госсобрания (Ил Тумэн), образовано 14 постоянных комитетов и 1 комиссия. В отличие от предыдущего созыва создано 2 новых постоянных комитета – Комитет по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры и Комитет по делам семьи и детства, благодаря деятельности которых стала более целенаправленной работа в области защиты детства и семьи, предпринимательства.
В аппарате парламента была проведена структурная реорганизация, в ходе которой оптимизированы расходы на содержание парламента. Кроме того, Госсобрание (Ил Тумэн) перешло от полугодового на годовое планирование примерной программы своей деятельности.
Была усилена работа совещательных и консультативных органов при Ил Тумэне: впервые начала работу Ассамблея депутатов – представителей коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия); создан Общественно-консультативный Совет при Председателе Государственного Собрания (Ил Тумэн), в состав которого вошли руководители парламента Якутии и депутаты регионального и федерального уровней предыдущих созывов, эксперты в различных отраслях экономики и социальной сферы.
Шестым созывом уделяется особое внимание повышению качества и уровня жизни селян. На первом заседании Общественно-консультативного совета в феврале 2019 года на тему «Тыа сирин сарсыҥҥыта – Миссия современного села» были приняты рекомендации органам исполнительной и представительной власти Якутии по вопросам развития села и сельского хозяйства. Через год впервые была проведена I Декада сельского хозяйства, в ходе которой народные депутаты обсудили вопросы развития агропромышленного комплекса Якутии, увеличения объёмов производства местной продукции, а также необходимые меры господдержки в сельском хозяйстве для реализации Послания Главы Якутии Айсена Николаева.
Возросло количество круглых столов, как экспертных площадок, в котором принимаются рекомендации по решению актуальных вопросов, правительственных часов, как формы текущего контроля за работой правительства.
Ил Тумэн ведет широкую деятельность по открытости парламента и обеспечения диалога депутатского корпуса с обществом. Была создана дискуссионная площадка «Открытый парламент», которая является местом для привлечения общественных активистов к работе над проектами законов, обсуждению законодательных инициатив, анализу правоприменения. Стало традиционным проводить «Час эксперта» на площадках Госсобрания (Ил Тумэн). Это новый проект парламента Якутии в форме парламентского взаимодействия, где ученые, политики, общественные деятели, предприниматели рассказывают депутатам и отраслевым специалистам об актуальных для общества и государства проблемах.
В практику работы внедрен также «Муниципальный час», на котором народными депутатами рассматриваются вопросы социально-экономического развития конкретного муниципального образования или отраслевые вопросы, которые ставят сами муниципалитеты.
В 2019 году впервые в истории парламента Якутии закон о государственном бюджете был принят с нулевого цикла. В весеннюю сессию 2020 года процедура «нулевого» чтения и предварительного согласования позиций законодательной и исполнительной власти республики по основным параметрам проекта госбюджета была закреплена в Законе «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РС(Я)».
В течение 2019 года среди обращений граждан, поступавших в адрес депутатского корпуса, наиболее острыми были вопросы оптимизации учреждений социальной сферы. Народные депутаты совместно с представителями министерств, профсоюзов, главами муниципальных районов активно обсуждали предполагаемые сокращения штатов в бюджетной сфере и возможные последствия реализации Постановления Правительства РС(Я) №202 «О стандартах структуры и параметров минимальной сети объектов социальной инфраструктуры РС(Я)». В итоге данное постановление было отменено, удалось добиться поэтапной процедуры совершенствования сети учреждений социальной сферы с учетом мнения населения и специфики конкретной территории, индивидуального подхода в вопросах оптимизации штатных расписаний.
Возросло количество рабочих поездок делегации Государственного Собрания (Ил Тумэн) под руководством Председателя Госсобрания, по итогам которых ведется постоянный контроль хода исполнения протоколов. Состоялись рабочие поездки Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) в Абыйский, Амгинский, Верхневилюйский, Вилюйский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Момский, Нюрбинский, Сунтарский, Оймяконский, Томпонский, Чурапчинский улусы.
Базовые законы социальной направленности
По итогам эффективного мониторинга за состоянием законодательства РС(Я), других субъектов, федеральных законов Государственным Собранием (Ил Тумэн) VI созыва за два года работы принято 667 нормативных правовых актов, из них 214 законов РС (Я), из которых 27 базовых, и 453 Постановления Госсобрания (Ил Тумэн). Половина принятых законов инициирована народными депутатами РС (Я), в этом отношении в целом возросла активность депутатского корпуса.
Среди базовых, наиболее важных законов, принятых Ил Тумэном VI созыва, выделяются:
Закон «О мерах социальной поддержки детей Великой Отечественной войны», которым установлены меры социальной поддержки гражданам РФ, постоянно проживающим на территории республики, родившимся в период с 3 сентября 1927 года по 31 декабря 1945 года;
Закон «О Стратегии социально-экономического развития РС(Я) до 2032 года с целевым видением до 2050 года», который является основой для разработки и реализации госпрограмм, схемы территориального планирования и плана мероприятий по реализации задач по социально-экономическому развитию Якутии.
Закон «О статусе многодетной семьи в РС (Я)», устанавливающий статус многодетной семьи. Принятие закона должно способствовать повышению социального статуса и общественного престижа многодетной семьи, улучшению демографической ситуации в республике, а также увеличит количество получателей отдельных мер социальной поддержки семей, имеющих детей.
Закон «О поддержке деятельности студенческих отрядов в РС (Я)», принятый в целях регулирования поддержки деятельности студотрядов в республике, а также закрепления полномочий органов госвласти в указанной сфере.
Закон «О запрете продажи несовершеннолетним бестабачных сосательных и жевательных смесей, содержащих никотин и (или) его производные, и внесении изменений в отдельные законодательные акты РС (Я)», установивший административную ответственность за нарушение запрета продажи несовершеннолетним снюсов, а также других смесей, содержащих никотин и его производные.
Закон «Об ограничении розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина, жидкостей для них и устройств для нагревания табака на территории РС (Я)», которым установлено ограничение продажи детям электронных сигарет и вейпов.
Закон «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в РС (Я)», согласно которому установлены выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно из малоимущих семей в размере 50% от величины прожиточного минимума для детей в республике.
Закон «О единовременной денежной выплате за счет средств республиканского материнского капитала «Семья», утвердивший выплаты в размере 15 тысяч рублей в целях принятия мер по недопущению снижения уровня жизни многодетных семей, как наиболее уязвимой группы населения, и обеспечения социальной стабильности.
Закон «О внесении изменений в Закон РС (Я) «О налоговой политике РС (Я)», освобождающий граждан, проживающих в Арктической зоне, от уплаты транспортного налога.
Закон «О внесении изменения в статью 6 Закона РС (Я) «О республиканском материнском капитале «Семья», которым расширен перечень направлений для использования средств республиканского маткапитала «Семья», в том числе добавлено такое направление, как оплата проезда ребенку и сопровождающему его лицу к месту лечения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи и обратно.
Председатель парламента Петр Гоголев в интервью РИА Новости отмечал, что принятие закона по «нулевому» чтению, а также принятие других социально направленных законов стало возможным благодаря тесному взаимодействию с Правительством Якутии и при поддержке Ил Дархана.
Кроме того, парламент подготовил законодательные инициативы для рассмотрения на федеральном уровне, касающиеся изменений законодательства о недрах, контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по информационной системе ЖКХ. Ил Тумэн также инициировал проект закона «Об эпическом наследии народов РФ».
Через тернии СОVID-19 во благо людей
Распространение новой коронавирусной инфекции отразилось на деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) во время весенней сессии 2020 года. Из-за ограничений, связанных с мерами по борьбе с COVID-19, часть мероприятий была перенесена, часть совещаний перешло в онлайн-формат.
Своевременно были внесены изменения в Регламент парламента для проведения дистанционных пленарных заседаний. Модернизация официального сайта Ил Тумэна стала основой для успешной организации дистанционной работы парламента Якутии во время пандемии коронавирусной инфекции. Среди законодательных собраний субъектов РФ подобный специализированный программный продукт был разработан впервые. Парламентарии могут в личном кабинете напрямую ознакомиться с материалами по повестке заседания. Народные депутаты теперь дистанционно принимают участие на различных заседаниях, могут проголосовать, результаты голосования автоматически отображаются в модуле.
Кроме того, Ил Тумэн добивается принятия решения на федеральном уровне о возможности таких дистанционных заседаний региональных парламентов. Предлагается внести положение о возможности проведения заседаний законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации в дистанционной форме в период режима повышенной готовности, режима чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий (карантина), а также иных ограничительных мер. Указанный законопроект внесен в Госдуму для рассмотрения во время осенней сессии.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Саха (Якутия) в период сложной эпидемиологической ситуации народными депутатами были выработаны предложения по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, работников здравоохранения, семьей с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, в том числе семьей с детьми.
В частности, Ил Тумэн предложил обязательное страхование для медицинских, фармацевтических и иных работников организаций здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью; предусмотреть оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения; установить дополнительные республиканские выплаты работникам здравоохранения в связи с работой в особых условиях, обусловленных борьбой с коронавирусом; распространить меры поддержки, принятые для малого и среднего предпринимательства, на организации некоммерческого сектора экономики и в первую очередь на социально ориентированные некоммерческие организации; расширить федеральный перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции; субсидировать расходы субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение средств дезинфекции, формирование запасов средств защиты, термометров и медикаментов и др. Большинство предложений Ил Тумэна было учтено в ряде нормативных и законодательных актов федеральных органов государственной власти, в том числе вопросы страхования медицинских работников.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) также принял республиканские законы для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), касающиеся беззаявительного порядка выдачи дополнительной социальной выплаты пенсионерам в возрасте от 70 до 80 лет выплачивается в беззаявительном порядке; ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет; единовременной денежной выплаты за счет средств республиканского материнского капитала «Семья»; налоговых льгот субъектам малого и среднего предпринимательства, оказавшихся в зоне риска; наделения органов МСУ полномочиями по возможности принятия административных мер за несоблюдение требований, направленных на предотвращение и устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Расширение контрольной функции парламента
Наиболее значимым шагом законодателей VI созыва в сфере расширения контрольной функции парламента явилось принятие закона «О парламентском контроле в РС (Я)». Ведь, непосредственно принимая законы, парламент должен вести постоянный контроль за их исполнением.
Парламентский контроль, как важный институт реализации принципа разделения властей в государстве обеспечивает баланс полномочий трех ветвей власти, повышает эффективность и качество работы органов исполнительной власти, способствует открытости политических процессов и соблюдению публичности деятельности государственного аппарата.
В рамках парламентского контроля за осуществлением мер по борьбе с незаконной предпринимательской деятельностью и теневой занятостью, реализацией мероприятий по совершенствованию механизма привлечения иностранных работников, противодействию незаконной миграции и коррупционным проявлениям в сфере миграции, создана парламентско-общественная комиссия Госсобрания (Ил Тумэн) из числа народных депутатов и представителей общественных объединений с привлечением экспертов по вопросам межнациональных отношений. Также проведены парламентские слушания на эту тему.
По вопросу загрязнения рек Ирелях, Малая Ботуобия и Вилюй из-за прорыва дамб на Иреляхском месторождении, принадлежащем АК «АЛРОСА», Ил Тумэн провел парламентские слушания, по итогам которых органам государственной власти республики и алмазодобывающей компании рекомендовано принять мер по ликвидации последствий аварии, реабилитации экосистемы, обустройству, реконструкции и модернизации производственных объектов в целях недопущения повторения подобной ситуации. А также провести комплексное научное исследование экологического состояния Вилюйской группы улусов и здоровья населения, разработать и реализовать программу обеспечения чистой питьевой водой населенных пунктов, расположенных в бассейне Вилюя. Парламентом ведется постоянный мониторинг исполнения рекомендаций парламентских слушаний, в настоящее время исполнено примерно 65% предложенных мер.
Депутаты не могли не отреагировать на обеспокоенность жителей республики тем, что на верховьях реки Амга намечается вырубка леса. Был проведен круглый стол, парламентариями предложено исключить из лесного участка Верхне-Амгинского участкового лесничества часть территории лесного участка, занятого защитными лесами и водоохранными зонами реки Амга и иных водных объектов.
Арктика на повестке сегодняшнего дня
Вопросы комплексного социально-экономического развития арктических территорий всегда были и остаются в фокусе внимания как республики в целом, так и Госсобрания (Ил Тумэн) в частности. Парламент Якутии последовательно поднимает эти вопросы на различных площадках федерального уровня. В 2019 году часть этих площадок Ил Тумэн организовал в Якутске.
Руководство республики, парламент Якутии, вся общественность республики на протяжении нескольких лет проводили большую работу по включению всех 13 арктических районов Якутии в состав сухопутных территорий Арктической зоны России. В итоге республике удалось этого добиться, что стало результатом совместной работы Главы, Правительства и Парламента республики, экспертного сообщества и активных жителей Арктики, благодаря чему господдержка и преференции для Арктической зоны страны будут распространяться на все 13 арктических районов Якутии.
В 2019 году Государственное Собрание (Ил Тумэн) внесло свои замечания и предложения в разрабатываемые проекты Стратегий развития Арктики федерального и республиканского уровней.
В качестве одного из новых инструментов развития арктических территорий принят федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ». Госсобранием (Ил Тумэн) проведена значительная работа над проектом данного федерального закона – якутский парламент внес большое количество предложений и поправок. Существенная часть предложений Ил Тумэна были учтены Госдумой РФ.
В рамках второго чтения из законопроекта исключены нормы: о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков); о коллегиальном органе управления Арктической зоной, на который возлагалось рассмотрение и принятие мер, направленных на развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, относящихся к Арктической зоне и др.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) было предложено создание Общественного совета при уполномоченном федеральном органе с включением представителей общественных организаций, общероссийских объединений профессиональных союзов, работодателей, потребителей, научных организаций, экспертных организаций, физических лиц. Законопроект в настоящее время содержит статью об Общественном совете Арктической зоны. По предложению Ил Тумэна снижен объем капитальных вложений заявителя для приобретения статуса резидента Арктической зоны до одного миллиона рублей.
Парламентарии Якутии VI созыва настойчиво поднимали вопрос о принятии на федеральном уровне программы или проекта «Дети Арктики», которая учитывает специфику и охватывает вопросы дошкольного и школьного образования, оздоровления и организации отдыха детей, обучения на родных языках детей коренных народов Севера.
Инициатива народных депутатов республики была поддержана руководством РС(Я) и парламентариями других арктических субъектов, на федеральном уровне. Сегодня Минвостокразвития России при плотном взаимодействии с Якутией разработана подпрограмма «Дети Арктики» в составе госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ».
В актуальной повестке парламента Якутии продолжают оставаться вопросы закрепления на федеральном уровне особой «арктической модели» здравоохранения, поддержки на федеральном уровне таких категорий общеобразовательных организаций как «кочевая школа» и «малокомплектная школа», повышения транспортной доступности в Арктике и развития полярной авиации, законодательного и программного обеспечения в области рационального использования и охраны вечной мерзлоты, регулирования сбора ископаемой мамонтовой фауны (бивня мамонта), развитию законодательства в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера.
Дьулус БОРОЧКОВ