С генеральным директором Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Леонидом Петуховым мы говорим о том, какие факторы помогают привлекать инвестиции на Дальний Восток, какие отрасли экономики и крупные инвестиционные проекты могут ускорить темп развития Якутии, о международной работе после снятия ограничений, и том, как Агентство перебалансировало работу в период пандемии.

- Леонид Геннадьевич, для освещения деятельности вашего Агентства вы выбрали именно Якутию. Почему?

- В Якутии сильная управленческая команда, а у самого региона много возможностей для развития экономики, запуска новых инвестиционных проектов. В 2019 году темпы роста промышленного производства, а также строительства в Якутии значительно опережали средние по ДФО и России в целом (промышленность: 111,2% в Якутии против 105,8% по ДФО и 102,3% по РФ; строительство: 111,4% в Якутии против 95,3% по ДФО и 100,6% по РФ). Сейчас, конечно, мы видим, как на экономику повлияло распространение коронавирусной инфекции. Это, в том числе, снижение индекса промышленного производства (за четыре месяца он составил 94,6%, а это ниже, чем в среднем по Дальнему Востоку), темпов строительства (в регионе они упали до уровня 56%). И наше Агентство готово оказать поддержку региону, чтобы Якутия стала одним из самых активных в сфере экономики и привлечения инвестиций регионом, потому что потенциал для этого безусловно есть.

Еще один немаловажный фактор – это активность регионального агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Его сейчас возглавляет наш бывший коллега, активный и деятельный молодой человек, который хорошо себя зарекомендовал в АНО АПИ. Поэтому нам легко было установить тесные связи, чтобы инвесторам было максимально комфортно работать в регионе. Также внутри нашего Агентства достаточно сильная сопровождающая команда, включающая в себя специалистов, которые много лет работали в Якутии и знают специфику региона.

- Какие меры предпринимало Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта для того, чтобы укрепить связи с регионами Дальнего Востока, содействовать в реализации масштабных инвестиционных проектов?

- В нашем Агентстве есть два основных направления. Первое направление – отраслевое. То есть поддержка по определенным сегментам экономики. Это позволяет увидеть общие проблемы, проанализировать ситуацию в отрасли, разработать и предложить Минвостокразвития России, полпредству ДФО меры поддержки бизнеса. Второе направление – работа по регионам. Это когда определенные команды специалистов глубоко погружаются в специфику того или иного региона, видят его сильные и слабые стороны, инициируют привлечение инвесторов и способствуют старт инвестиционных проектов и предлагают возможности для развития бизнеса. Благодаря этому мы сразу получаем несколько возможностей: это и понимание того, что предлагать инвестору в регионе, как его связать с бизнес-партнерами, как получить федеральную и региональную поддержку, а также это понимание того, как можно реализовать проект в нескольких регионах, что часто бывает актуально для бизнеса. Например, мы предложили крупнейшей в Инди медицинской компании «Меданта» реализовать проект по созданию медицинских учреждений в нескольких регионах Дальнего Востока, в том числе создать в Якутии центры онкоскрининга.

- Какие регионы Дальнего Востока вы считаете лидерами в сфере привлечения инвестиций? И почему?

- Агентство стратегических инициатив каждый год представляет Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата. Так, в прошлом году Якутия заняла в нем 22 место. Это хороший инструмент, чтобы понять, какое состояние инвестиционного климата в регионах, на какой позиции тот или иной регион по привлечению инвестиций находится на Дальнем Востоке и по сравнению с другими регионами. Дополнительно можно посмотреть и другие рейтинги инвестиционной привлекательности регионов, которые готовят другие структуры, например, в конце прошлого года такой рейтинг презентовала газета «Коммерсантъ» при участии агентства «РАЭКС-Аналитика».

Понимание, какая сформирована общая инвестиционная среда позволяет предлагать регионам те или иные варианты привлечения инвесторов, разрабатывать и внедрять новые меры поддержки. Но безусловно надо учитывать разницу в климате, в численности населения и другой специфики региона. Например, на Камчатке запускается ряд крупных проектов в сфере туризма и гостиничного дела. Параллельно мы участвуем в проекте по модернизации аэропорта. То есть это будет тренд для региона. А для Еврейской автономной области актуально поддержка и развитие проектов в сфере сельского хозяйства. Сейчас мы заводим туда крупных инвесторов, уже завершили инвентаризацию сельскохозяйственных земель.

В Якутии проекты по выращиванию агрокультур пока единичны. Это круглогодичные теплицы. Но трендом это не назовешь. Зато в республике сильные IT-команды, актуальна поддержка алмазогранильной отрасли. Одним из источников восполнения налоговых доходов регионального бюджета могут стать проекты добычи угля в Южной Якутии: разработка Эльгинского месторождения (потенциально до 12 млн тонн к 2023 году и до 28 млн тонн к 2036 году), проекты ГК «Колмар» с доведением добычи до 20 млн тонн и ряд других угольных проектов; увеличение поступлений от разработки Чаяндинского НГКМ.

Новым акционером ЯТЭК предложен проект строительства магистрального газопровода с Запада на Восток: со Средневилюйского месторождения до порта Аян со строительством завода по производству СПГ. Новые магистральные газопроводы создают возможность для организации собственного производства топлива. Среди крупных проектов растущей золотодобычи – Нежданинское месторождение со сроком выхода на проектную мощность 5,5 тонн к концу 2022 года, расширение на месторождении Гросс и Таборное, 2 этап Тарынского ГОКа и ряд других, от реализации которых объем добычи может превысить 40 тонн к 2024 году. При поддержке нашего Агентства в среднесрочной перспективе (2021-2026 гг.) будет реализован проект добычи железой руды на месторождениях «Таежное» и «Десовское» (до 15 млн т. в год) с выпуском металлургической продукции.

Также мы видим еще два перспективных направления в экономике Якутии – туризм и строительство. Правительством Якутии подготовлены проекты создания туркластеров «Ленские Столбы» и «Полюс холода». Это позволит формировать новый пакет предложений для туроператоров и даст новые возможности для привлечения инвесторов. Если говорить о строительстве, то это проекты, связанные с формированием комфортной городской среды, проекты на стыке строительства и высоких технологий.

- Какие факторы помогают привлекать новые проекты и ускорять развитие экономики на Дальнем Востоке? - Наверное, самый мощный фактор – это личное участие руководства страны в развитии Дальнего Востока. В течение трех месяцев Правительство РФ разработает Национальную программу развития Дальнего Востока.  Цель программы – в ближайшие четыре года добиться, чтобы на Дальнем Востоке все показатели качества жизни людей и экономического развития росли быстрее, чем в среднем по России. Курировать ход работы над документом будет Юрий Петрович Трутнев. В программу должны войти предложения по дополнительным мерам развития ДФО. Это, в том числе, снижение административных барьеров, уменьшение давления со стороны контрольных структур, сокращение и упрощение процедур, дополнительные налоговые преференции и другие. То есть все то, что сможет дать новый импульс для развития экономики макрорегиона, как в свое время это сделали и продолжают делать преференциальные режимы ТОР и свободного порта.

- Ни для кого не секрет, что регионы ДФО обладают рядом инфраструктурных недостатков. Они мешают быть конкурентноспособными и внутри страны, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Какие шаги предпринимает система развития Дальнего Востока и Агентства, чтобы изменить ситуацию и сгладить эти факторы?

- Наше Агентство активно участвует в проектах по модернизации и реконструкции дальневосточных аэропортов. Мы видим, что такие проекты реализованы в Приморском и Хабаровском краях. Сейчас обсуждаются параметры проекта реконструкции аэропорта на Камчатке. В начале года мы организовали бизнес-миссию тайских инвесторов на Сахалин, и одна из тем обсуждения – модернизация аэропортовой и портовой инфраструктуры.

Сейчас мы совместно с регионами прорабатываем вопрос создания унифицированной и доступной терминальной инфраструктуры для развития малой авиации для обеспечения доступности внутри региональных перевозок. Малая авиация на Дальнем Востоке развита слабо. Она состоит из аэропортов с грунтовыми полосами, но строить здесь терминалы слишком дорого. Из-за малого пассажиропотока инвестиции не окупаются. Проекты по созданию и модернизации терминальной инфраструктуры для малой авиации с использованием быстровозводимых конструкций готова реализовывать немецкая компания. Мы инициировали переговорный процесс между инвестором и региональными властями, чтобы понять, готовы ли регионы со своей стороны вкладываться в модернизацию или реконструкцию грунтовых полос.

- Поговорим о конкретных отраслях и проектах. Какие отрасли экономики и крупные инвестпроекты могут ускорить темп развития Якутии?

В республике действуют две ТОР – «Якутия» и «Южная Якутия». Резидентами этих ТОР являются 38 инвесторов (22 в ТОР «Якутия» и 16 в ТОР «Южная Якутия»), реализующие проекты с общим объемом инвестиций 122,4 млрд рублей и предполагающие создание 9 690 рабочих мест. Резидентами уже осуществлено 48 млрд рублей частных инвестиций, создано 7 165 рабочих мест, реализовано 19 инвестиционных проектов (10 в ТОР «Якутия» и 9 в ТОР «Южная Якутия»). В 2019 году две якутские ТОР пополнились 8 резидентами с реализацией проектов на 0,12 млрд рублей (по 4 инвестора для каждой ТОР). В 2020 году резидентами ТОР «Якутия» стали еще 3 инвестора с проектами на 8,3 млрд рублей: АО «Жатайская судоверфь» с проектом на 5,081 млрд рублей, ООО «Грузовой терминал Нижний Бестях» с проектом на 3,195 млрд рублей и компания «Григори», которая организует в ювелирно-гранильном кластере «Сэйбиэм» цех по огранке алмазного сырья.

В планах нашего Агентства на текущий год – привлечь в якутские ТОРы 10 новых резидентов. Резидентом уже стала одна компания ООО «ЖСВ», которая намерена реализовать проект по модернизации и развитию мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей (планируемый объем инвестиций в проект - 5,081 млрд рублей). Заявки от 9 компаний на получение статуса резидента находятся на стадии подготовки. С помощью режима ТОР могут быть реализованы проекты по освоению месторождений и созданию перерабатывающих производств, строительству оздоровительных центров, запуску предприятий по безотходной переработке древесины и другие. Планируемый объем инвестиций по 9 проектам потенциальных резидентов ТОР составляет 544 974 млн рублей.

Также мы инициируем начало реализации 8 инвестиционных проектов вне режима ТОР. Это, в том числе, проект индийской клиники «Меданта» по созданию медицинского центра онкоскрининга, о котором я уже говорил, строительство гостиничных комплексов, производство гибридных электростанций и другие. Планируемый объем инвестиций по этим проектам составляет 6 254 млн рублей.

Реализация этого плана и запуск новых 18 проектов позволит привлечь на территорию Якутия 556,3 млрд рублей частных инвестиций с созданием 13 641 рабочих мест.

Если говорить об отраслях, то мы видим, как активно развивается IT-индустрия. Это связано с запросом на цифровизацию экономики, особенно в сфере государственных услуг. На конец 2019 года число компаний-резидентов IT-парка, открывшегося в конце 2018 года, увеличилось с 16 до 110. За 2019 год по сравнению с 2018 годом объем экспорта IT-услуг оценочно увеличился в 1,4 раза (1,36 млрд рублей). Республика Саха (Якутия) заняла первое место в ДФО и входит в первую двадцатку субъектов Российской Федерации по экспорту IT-услуг.

Компетенции якутских разработчиков позволяют создавать продукты мирового уровня. Этот вопрос поднимался Юрием Петровичем Трутневым на совещании по вопросу социально-экономического развития Якутии. По итогам совещания он дал поручения Минвостокразвития России совместно с Минэкономразвития России, Минпромторгом России, высшими органами исполнительной власти дальневосточных регионов представить в Правительство РФ предложения по необходимым мерам поддержки высокотехнологичных, инновационных проектов, в том числе в области биотехнологий, IT технологий, фармацевтики. Отдельное поручение касалось мер дополнительной поддержки таких проектов. Так, Минвостокразвития России было поручено представить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты РФ в части максимально возможного снижения для резидентов ТОР, реализующих высокотехнологичные, инновационные проектов, в том числе в области биотехнологий, IT технологий, фармацевтики арендных платежей промышленных зданий, строительство которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета (за исключением расходов на обслуживание площадей и предоставленных энергетических и коммунальных ресурсов), земельных участков, предоставленных резидентам АО «Корпорация развития Дальнего Востока». Еще одно из поручений было связано с проработкой вопроса о возможности субсидировать затраты резидентов ТОР на покупку отечественного программного обеспечения (при отсутствии аналогов РФ – зарубежного) при реализации проектов в сфере IT-технологий. Мы также участвуем в этой работе, потому что наша задача – сделать так, чтобы как можно больше инвестиционных проектов было успешно реализовано и как можно быстрее развивалась экономика. Например, мы создали рабочую группу для поиска финансирования и поддержки IT-сферы на Дальнем Востоке. Как только пандемия закончится, и будут сняты ограничения на передвижение, приступим к работе.

- Последние годы площадка Восточного экономического форума стала привлекать все больше иностранных инвесторов из разных стран. Какие направления вы видите приоритетными в международной работе на Дальнем Востоке после снятия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции COVID-19?

- Мы продолжаем работу в плановом режиме. Действительно распространение коронавирусной инфекции повлияло на наше взаимодействие с зарубежными партнерами, потому что переговоры стали проходить в режиме онлайн. Но это не значит, что наша активность прекратилась. Просто планируемые бизнес-миссии пришлось отложить, и они пройдут чуть позже. Но отмечу, что сейчас технологии позволяют проводить конференции, семинары, переговоры и обсуждать различные вопросы, когда люди физически не находятся вместе. Например, недавно мы проводили онлайн-встречу с участием Юрия Петровича Трутнев с французским бизнес-сообществом, а до этого у нас была серия семинаров и переговоров с индийскими партнерами.

- Какие антикризисные меры предложило Агентство? Как оно перебалансировало работу после пандемии коронавируса, были ли приняты решения по снижению ключевых показателей эффективности на этот год? Если нет, то как вы готовы их достичь и закрыть этот разрыв, который пробила в нашей работе пандемия?

- Мы проводили исследование бизнес-среды и делали опрос предпринимателей. На его основе мы сделали анализ, какие меры более востребованы и чего не хватает, и подготовили ряд предложений, который представили в Минвостокразвития России, как куратору нашего Агентства. Но отмечу, что это не только меры, связанные с поддержкой бизнеса в связи с коронавирусом, а это систематическая работа, когда мы смотрим, что происходит в той или иной отрасли и предлагаем федеральным и региональным властям внедрить дополнительные меры поддержки. Например, мы предлагали недавно такие меры по поддержке судостроительной отрасли, в сфере марикультуре, развития туризма.

Беседовала Анастасия ХОДУЛОВА

Поделиться: