Андрея Федотова после выборов в Ил Тумэн 2013 года стали считать в республике одним из оппозиционеров. Хотя, если посмотреть на послужной список, видно, что он с молодости занимал высокие государственные должности на республиканском и федеральном уровнях. Но выборы были тогда другие, и Айсен Николаев поступил мудро – не время сейчас разбрасываться такими как он опытными кадрами.
Так, с 2018 года Андрей Федотов успешно работает Постоянным представителем РС(Я) при Президенте Российской Федерации.
- Андрей Сандаминович, было ли для вас неожиданным предложение Ил Дархана Айсена Николаева назначить руководителем Постпредства?
- Нельзя сказать, что я совсем не ждал, – да, я имел желание помогать Айсену Сергеевичу, но в каком качестве, на общественных началах или как – даже не предполагал. Назначение было неожиданным для меня. Но главное то, что начался новый этап развития республики, которая имеет большой потенциал и готова к бурному развитию. Соответственно, когда пришел новый молодой образованный руководитель, безусловно, мы все связывали с ним большие надежды.
Работа интересная. Ожидания, с точки зрения тех планов и целей, которые Айсен Сергеевич еще 2018 году летом сформулировал, сбываются. Эти рукописные записи я сохранил – все, что там написано, сегодня уже реализовано. Это радует.
- Как построена работа с федеральными органами власти? К тому же сейчас в России новое правительство.
- Говорить про новое правительство еще рано, оно только начинает работать, но надежды, безусловно, большие.
Одними из главных задач являются представление, отстаивание, продвижение интересов республики на федеральном уровне, в органах государственной власти, в общественных организациях, в крупных федеральных корпорациях и так далее. Это большая представительская работа, которая требует времени, понимания о ситуации в целом по стране, требует налаживания отношений с конкретными руководителями, организациями, предприятиями. Узнаваемость республики возрастает, авторитет руководителя крепнет. Это чувствуем непосредственно по тем запросам на встречах, по обращениям руководства республики в государственные органы страны и т.д. Мы видим, что внимание повышается. По моим ощущениям, у федеральных властей есть не только интерес, но и уверенность, что в республике все будет хорошо. Те проекты, которые заявлены, и работа, которая идет сегодня, будут иметь серьезные результаты как для республики, Дальнего Востока, так и в целом для страны.
Стране сегодня нужны лидеры. В том числе в регионах, чтобы можно было на кого равнять и равняться. В последнее время нашу республику упоминают в числе лидеров, в числе примеров, как надо организовать работу, как развиваться. Это приятно для всех нас, якутян.
- Чего ждет федеральная власть от республики?
- Те задачи, которые формулируются органами государственной власти на уровне страны, их реализация должны быть прочувствованы каждым гражданином страны. Это переселение из аварийного жилья, создание комфортной городской среды, дорог, реализация других национальных проектов. Комфортные условия проживания, повышение уровня жизни россиян – это самое главное, к чему настраивают и президент, и глава республики. И хочу сказать, в этих направлениях есть определенные продвижения.
- Как вы относитесь к критике? Сейчас информационная среда очень прозрачная, порой бывает много выдуманного негатива.
- Тому, что достаточно критических замечаний, есть объяснение. Во-первых, мы живем в совершенно открытом обществе. Если согласился на публичную работу, на должность, любой госслужащий должен быть готовым, что ему зададут много вопросов, в том числе неприятных. Раз согласился, будь любезен ответить, если не нравится – уходи из публичной деятельности. К этому в самом деле трудно привыкнуть, особенно нашему с вами поколению. С одной стороны, это хорошо, чтобы органы власти были в зоне прозрачности, но, с другой стороны, есть много безответственных заявлений, абсолютно не имеющих ничего общего с действительностью. Такие перехлесты есть, и надо терпеливо разъяснять – другого варианта нет. Люди на это хорошо реагируют. Искренность человека чувствуется даже через СМИ. Когда немного наиграно, это тоже чувствуется. Я всегда своих сотрудников призываю – учитесь, такова жизнь.
- Можете прокомментировать информацию об элитных автомобилях? Кстати, удивило, что информация появилась на медиаресурсах Ходорковского, который доставил немало неприятностей республике в начале 2000-х.
- Неправда, что у нас больше 30 элитных машин. В те дни мы опубликовали документ об автопарке Постпредства. На самом деле у нас сегодня 21 автомобиль – не совсем все элитные, на ходу меньше, три из них списываем. Средний возраст автопарка около 10 лет. Мой автомобиль, например, 2010 года. У нас автобусы – некоторые специализированные, для перевозки маломобильных пассажиров. Мы очень много принимаем заявок на перевозку от якутян, которые приезжают на лечение. Прежде всего, стараемся выполнить заявки детских групп, ветеранов – встречаем, провожаем, куда-то везем… Но наши возможности не бесконечные. Более того, содержание Постпредства каждый год уменьшается. Стоит вопрос о том, чтобы мы нашли дополнительные ресурсы. Сегодня мы работаем, чтобы оптимизировать расходы автотранспортного обслуживания. Так, с этого года заключили договор с «Яндекс. Такси».
- А почему «Яндекс. Такси», а не Индрайвер?
- Мы работаем в рамках 44 ФЗ, должны проводить конкурсы. Сложный закон, очень сильно ограничивает во всем. К примеру, у нас тут столовая, где работает уже третий коллектив. Первые два не справились. Чтобы прекратить контракт, уходит несколько месяцев. Такие же вопросы возникают с охраной. У нас государственный режимный орган. Есть зоны особого контроля, которые должны охраняться. Так вот каждый год мы проводим конкурс. В этом году выиграло охранное предприятие из Тюмени. Как они собираются охранять нас, не знаю. Мы позвонили, а они сказали, что скоро приедем. Получается, прошлогодние ушли, новых нет.
- Как у вас складывается работа с Федеральным Собранием, и как, на ваш взгляд, работают наши депутаты?
- В постпредстве имеется небольшое представительство Ил Тумэна, работаем со всеми в плотном контакте. Они работают непосредственно с Федеральным Собранием РФ. Но и мы занимаемся этим, плотно сотрудничаем со многими депутатами. Часто бывают у нас, и мы бываем у них. Постоянно принимаем участие по разным вопросам в парламентских слушаниях, заседаниях комитетов. Надо отметить, сложились очень хорошие отношения с Федеральным Собранием. Например, в прошлом году, когда решался вопрос финансирования кардиоцентра, онкоцентра и других социальных объектов, Федеральное Собрание нас очень поддержало. Хочу отметить, что Валентина Ивановна Матвиенко лично оказала очень серьезную поддержку, когда решался очень сложный вопрос по финансированию онкоцентра. В положительном решении вопроса во многом предопределила ее личная позиция. Очень активно нам помогал Николай Рыжков, которому в прошлом году исполнилось 90 лет. Николай Иванович очень помог в том числе в продвижении нашего Ленского моста. Поэтому хорошие отношения с Федеральным Собранием мы стараемся укрепить и развивать.
- А как решение по Ленскому мосту так быстро прошло? Ведь это титаническая работа, чтобы доказать, провести экспертную оценку, на одни согласования таких проектов идут годы.
- Во-первых, Айсен Сергеевич изменил подход к аргументации вопросов, которые республика ставит перед федеральным центром. Помните разговор летом прошлого года? Путин в ответ на вопрос по Ленскому мосту сказал: «Вы знаете, а мне транспортники все время рассказывают, что эта дорога в тупик». Действительно, строить мост через Лену дорого, это одно, а если еще посмотреть, то дорога упирается в Якутск и все, тупик, о чем транспортники говорили Путину. Айсен Сергеевич с самого начала, как только началось серьезное обсуждение о строительстве, предложил концепцию – мост является связующим звеном трех федеральных дорог: «Вилюй», «Колыма» и «Лена». И это открывает широкие возможности Северного широтного транспортного пояса, который связывает Иркутск через Мирный и Якутск с Магаданом. Нас активно поддержали наши соседи – иркутяне, сибиряки и магаданцы.
Второе, что было сказано, не будут строить совмещенный мост, а будут строить автомобильный. Айсен Сергеевич с самой первой встречи с министром транспорта России Е.Дитрихом говорил об этом. Я присутствовал на этой встрече: министр задал вопрос – какой мост планируете строить. Айсен Сергеевич сказал – автомобильный. Тогда Дитрих сказал, что правильно, это и снижение стоимости, и самое главное, будут установлены связь и формирование трех больших дорог. Мост объединит разные точки экономического роста России, Сибири, Якутии, Дальнего Востока. Далее рассматривается даже такой транспортный коридор, как Китай – Якутск –Тикси – выход в Европу. Это контейнерные перевозки во время навигации. Конечно, большая работа была проведена к тому, чтобы были представлены последние данные по возможностям развития северо-западной части Якутии, поскольку дорога «Вилюй» проходит далее до Айхала в сторону Саскылаха. Там большое количество месторождений, и что-то может будет построено в будущем. Это тоже легло в основу обеспечения.
Ну и, безусловно, транспортная связанность нашей Якутии. Сегодня республика разделена пять месяцев в году, Якутск находится как на острове, не связанный с ни с чем. Были проведены большие исследования, доказано, что со строительством моста кратно вырастает транспортная доступность до 85% территории республики. Это очень серьезный аргумент. Все это правильно было сложено, упаковано в единый документ, который прошел обсуждение в очень серьезных институтах, во всех органах власти. Помните, Айсен Николаев в первый раз встречался с президентом в середине августа 2018 года перед выборами? Тогда он высказал свое предложение по мосту. Президент сказал, что да, к вопросу надо бы вернуться. А через год с небольшим, 9 ноября 2019 года, Айсен Сергеевич пришел с докладом к президенту о произведенной работе по его поручению. Путин был удивлен: «Надо же, что, все согласились: и Минфин, и Минэкономики?». Айсен Сергеевич: «Да, вот положительное заключение, все считают, что объект готов к реализации. Минтранс дал все заключения». Президент был очень рад. Воспринял положительно, что за столь короткое время, всего за год, была проведена очень серьезная работа. И поставил очень оригинальную визу: «Медведеву Д.А. Ситуация дозрела до реализации проекта. Прошу внести предложение».
- Так и написал?
- Да, так и написал. Сразу после этого поручения президента пошел уже конкретный разговор. На той неделе прошло совещание в Росавтодоре, где вопрос уже звучит совсем в другой подаче – мост включен в государственные программы, и единственное, что сегодня уточняется, – это источники финансирования. Началась работа по изысканиям. Во-первых, прошла конкурсная концессия, и мы очень рады, что выиграл консорциум с участием госкорпорации «Ростехнологии». Они стали ведущими в этом консорциуме, вместе с компанией «ВИС». Почему мы удовлетворены, что выиграли «Ростехнологии»? Мост – это очень сложный технический объект по мерзлотным, ледовым, температурным и другим показателям. Таких мостов в мире нет. Это будет первый! Мы уделяем серьезное внимание технической части проекта. Участие ведущей технологической компании страны дает нам уверенность в том, что все пройдет под государственным контролем, и с точки зрения технического исполнения будет оснащен наилучшим образом, по современным сегодняшним возможностям.
- Как будет происходить финансирование моста?
- Что касается стоимости моста, то сегодня можно ответственно говорить только округленно, так как окончательные цифры будут известны после утверждения проекта в Главгосэкспертизе страны. Оценивается проект более 80 млрд руб. Из них более половины – это средства федерального бюджета, более трети – частные инвестиции, а свою долю порядка 7% начнёт выплачивать только в 2025 году (когда планируется сдача моста в эксплуатацию). То есть все риски строительства ложатся в основном на федеральный бюджет и частного инвестора. Это итоги непростых переговоров с консорциумом инвесторов.
- Частные инвестиции должны отбить, как это будет осуществляться?
- Мост будет платным для грузовых автомобилей, коммерческих перевозок. Все, что касается частных легковых автомобилей до 3 тонн, специализированных автомашин, – будет бесплатно. Мост – это сложнейший технологический объект, который должен быть под постоянным контролем. Обслуживание моста будут вести «Ростехнологии». Техническое состояние будут мониторить специальные службы. Даже с точки зрения внедрения таких высоких технологий в республике – это для нас большой прорыв в области автодорожного, мостового строительства. Подключились крупнейшие автодорожные предприятия, например, в качестве научного сопровождения – самый крупный проектный Санкт-Петербургский институт, Московский автодорожный институт, Росавтодор как исполнитель, организатор, контролер. Поэтому, я думаю, что мост не просто магистраль, а инновационное технологическое новшество – объект, который сильно подвигнет и будет развивать всю автомобильную отрасль республики.
- Планируется ли строительство других мостов?
- Я еще хотел бы обратить внимание, что речь не идет об одном Ленском мосте, ведь по постановке вопроса Айсеном Сергеевичем – это связующее звено трех федеральных дорог. Оно было принято соответствующими серьезными решениями. Сегодня принято решение о строительстве четырех мостов на Вилюе. Один из них в районе Верхневилюйска – очень большой мост.
Еще будет построен мост через Алдан, а этот уже будет совмещенным. Почему? Потому что руководство Магаданской области ставит вопрос о строительстве железной дороги до Магадана. Давняя российская мечта с царских времен. А это предполагает огромные инвестиции в Якутию. Основная протяженность этой дороги пройдет по республике. И будут развиваться наши железнодорожники, автодорожники. Что такое эти пять мостов, их общая стоимость сравнима с ресурсами, которые вкладываются в Ленский мост. То есть мы через Ленский мост притянули еще дополнительно федеральные инвестиции для строительства других мостов. Строить эти объекты будет наша государственная федеральная компания Упрдор «Вилюй». Что такое строительство – это и рабочие места, и огромные инвестиции. Поэтому я уверен, что автодорожная отрасль у нас будет сильно развиваться.
Кроме того, есть национальный проект «Безопасные и качественные дороги». Я хочу обратить внимание на то, что по региональным дорогам и федеральным дорогам «Вилюй», «Колыма», кратно увеличивается количество километров строительства. Видели же, как «Вилюй» активно строится, как «Колыма» сегодня пошла. Будет еще больше. Автодорожники готовы строить до 120-150 км в год.
Айсену Сергеевичу удалось включить Якутск в проект развития агломераций. По первому национальному проекту Якутск не попадал, у нас численности населения не хватало. Айсен Сергеевич настоял на том, что для Дальнего Востока и Севера нужны совершенно другие категории расчета. И Якутск попал с его численностью в понятие агломерации.
- Как удалось добиться увеличения финансирования дорог г. Якутска в прошлом году?
- Раньше для нас применялись совсем другие коэффициенты строительства дорог, без учета наших условий, например, короткого строительного периода. Глава республики настоял, доказал, привлек специалистов, экспертов. В конце концов, министерство транспорта приняло наши расчеты, и почти в два с лишним раза было увеличено финансирование городских дорог Якутска. Вот откуда появилась прошлогодняя история. Неожиданно для всех были выделены огромные федеральные средства на приведение автодорожной сети г. Якутска в надлежащий порядок. А город оказался не готов. Никто не ожидал, что столько денег дадут. И тогда надо было срочно начинать их осваивать. Оказалось, что подрядчиков у нас соответствующих не очень много. И, конечно, в прошлом году с огромными усилиями правительства, мэрии удалось освоить эти средства. Я видел, в каком напряжении работали зампред Алексей Колодезников и Минтранс, особенно во второй половине лета, когда возникла угроза его неосвоения. А что такое угроза неосвоения средств национальных проектов? В этом году ничего не дали бы, сказали бы, вам надо ровно столько снизить, что не освоили. Таковы правила. Было сделано очень много, особенно в осенний период для того, чтобы выполнить программу. Есть, конечно, недочеты по улице Чайковского, еще где-то. Но в контрактах все заложено, что те недочеты подрядчик должен исправить.
В этом году, конечно, будет гораздо более организованнее. Заранее все знаем, республика готовится, и эта программа по объему примерно такая же, если не больше, для города Якутска. Нам представился уникальный случай, чтобы дороги нашей столицы можно привести в нормальное состояние и поддерживать их. Я не слышал, что об этом широко обсуждали, что так много денег получила республика за счет работы нашего руководителя, за счет его активной позиции и четких аргументов.
- Еще какие масштабные преобразования ожидаются в республике?
- Сегодня еще много делаем и в области науки. Так, на днях будет специальное мероприятие по формированию научно-образовательного центра «Север». Сейчас такое время, что наше народное хозяйство не может развиваться без науки. Надо применять новейшие технологии. И в этом есть очень хорошие результаты. Я не буду повторять общеизвестные факты в IT-отрасли, инновациях.
Культура у нас в республике неплохо развивается. Кинофестиваль, который будет проведен в марте в Якутске, приобрел всероссийский уровень. Кажется, что там будет очень высокий уровень присутствия гостей из области кинематографии. Республика поднялась по добыче золота – добыли даже больше, чем в советские времена, 36 тонн. Внутренний региональный продукт стал больше триллиона рублей.
Я еще хотел бы добавить – Северный морской путь ожил. В лучшее советские времена по нему перевозили около 7 млн тонн. В прошлом году перевезли более 20 млн тонн. Почти незаметная информация. Конечно, это за счет сжиженного газа “Новотэка”. Это значит, чтобы Севморпуть действительно ожил, надо обеспечить инфраструктуру. Принято решение о том, что будет реновация в городах-портах Севморпути, куда вошел Тикси. Это радостная новость для жителей Тикси и Булунского улуса.
Большим событием прошлого года стало еще включение восьми наших арктических улусов в арктическую зону РФ. По первому варианту были включены всего пять прибрежных. Большими усилиями руководству нашей республики удалось доказать опять же министерству экономики России, прежде всего. На мой взгляд, Айсеном Сергевичем был применен непробиваемый аргумент – должны войти все, кто находится за Полярным кругом. Куда денешься против географии, вынуждены были принять, сказали – делаем исключение только для вас. Теперь 13 улусов входят в арктическую территорию. Что это дает? Ожидаем, что буквально в эти дни появится подписанная стратегия развития арктической зоны РФ и соответствующая государственная программа, которая предусматривает серьезные преференции, прежде всего, для местного бизнеса. И средний, и небольшой бизнес внесет инвестиции более 10 млн руб, они станут резидентами большого ТОРа, т.е. по всей арктической зоны РФ. Если ранее ТОРы развивались в конкретных местах, таких как Владивосток, Кангалассы, то сейчас решением правительства РФ вся арктическая зона будет являться единым ТОРом. А это значит, что там будет развиваться экономика. Появятся новые рабочие места, преференции по налогам, поддержка, облегчение в привлечении инвестиций. Эта возможность даст в том числе моей родине, Верхоянску, серьезные возможности для развития.
- Молодежь тогда должна оставаться на местах, ведь сейчас немало уезжает за пределы республики.
- Помните, молодежь ехала на БАМ с девизом “Сделай свою жизнь сам”. У нас, на Дальнем Востоке, что-то похожее начало появляться. Особенно у нас в республике. Если молодой, крепкий, образованный – дерзни, попробуй сам что-то сделать, возможности такие есть. Этот тренд начал развиваться.
- В следующем году у Постпредства юбилей. Кроме представительской работы, вы помогаете простым якутянам – сколько добрых дел за эти долгие годы сделано постпредством, не сосчитать. Много добрых слов я слышал о легендарном И.Г. Игнатьеве. Расскажите, как идет подготовка к 100-летию?
- В 2022 году Постпредству, как и всей республике, исполнится 100 лет. Самым первым постпредом был Максим Кирович Аммосов. Иннокентий Гаврильевич Игнатьев известен продолжительностью своей работы. Он работал два десятка лет постпредом, застал многие периоды истории республики, страны. К юбилею мы собираемся выпустить книгу об истории постпредства – от Максима Аммосова до наших дней. Создан небольшой творческий общественный коллектив. Постпредство на самом деле – отражение истории. Как складывается история республики, так и складывается история нашего постпредства. Мы всегда с большим вниманием и уважением относимся к ней. У меня хорошие отношения со всеми постпредами, ныне здравствующими, они часть истории.
- Что хотели бы сказать якутянам в преддверии реализации больших федеральных программ?
- Надо настроиться, чтобы все мы были в проекте. У нас много замечательных идей. Я думаю, что будет построен Арктический центр эпоса. А что такое Арктический центр? Это же, для меня лично, появление филармонии мирового уровня. У нас есть замечательная Высшая школа музыки. А ее воспитанники по всему миру в лучших мировых оркестрах работают. Для того чтобы музыкальные шедевры играли у нас, нужна соответствующая сцена. Ну не едут мировые звезды туда, где нет специальных залов. Это же уникальные голоса, уникальные оркестры. Когда появится центр, тогда мы увидим лучшие музыкальные коллективы. Музыка – это душа человека. И тогда у нас еще таланты появятся, появится возможность развиваться, не уезжая никуда, а развивать талант на месте. Эта замечательная идея. Ее надо воспринимать именно так.
Конечно, клубы сельские нужны. Но и они уже не будут стоять на месте. Отличное ноу-хау для сельских клубов родилось у нас в республике. Сегодня многие фильмы можно увидеть только на большом экране. Нашими ребятами совместно с японцами разработан небольшой аппарат, который позволяет демонстрировать эти фильмы в небольшом поселке. И самое главное, стоит он недорого. Технологически ребята все сделали на «отлично». Министерство культуры России очень серьезно отнеслось, там удивились, что так дешево, заинтересовались. Разрешение, качество картинки – все соответствует стандартам. Самое главное, аппарат позволяет смотреть премьеры новых фильмов одновременно с лучшими кинотеатрами страны. Это же большой прорыв!
В заключение хочу сказать, что наша республика сегодня на старте перед большим рывком. Все для этого есть. Итоги прошлого года нам демонстрируют, что решения государством приняты по всем нашим крупнейшим проектам. Я еще не говорю про авиацию – будут реконструированы 16 аэропортов. Впервые за 30 лет! Это значит, что авиация поднимается. Появляются новые возможности для развития самолетно-вертолетного парка. Все это говорит, что надежд много, что в такой этап бурного развития нам, якутянам, всем надо объединиться вокруг этих идей, сплотиться и работать. Объединиться, сплотиться ради великих целей, ради того, чтобы использовать этот исторический шанс, который у нас есть в республике.
Владимир СТЕПАНОВ
Якутск - Москва – Якутск
Источник: сетевое издание «Yakutia24/Якутия24»