Увеличив временное окно продажи алкоголя, мы вырвем из рук бутлегеров огромную долю выручки. И сможем направить эти деньги на благое дело, вместо того, чтобы плодить коррупцию, уверен народный депутат Госсобрания Ил Тумэн от политической партии ЛДПР Гаврил Парахин. Такую законодательную инициативу он озвучил на заседании профильного Комитета по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры, а само предложение будет вынесено на рассмотрение на ближайшей сессии Ил Тумэн 12 декабря.
Редакция «Якутия.Инфо» обратилась к народному избраннику за комментарием по предложенным изменениям в сфере реализации алкоголя.
– Гаврил Павлович, тему регулирования оборота алкогольной продукции в республике весьма активно поддерживает ваш коллега Виктор Федоров. Неожиданно вдруг услышать подобную инициативу от вас, что вас побудило выступить с таким предложением?
– Я очень часто езжу по нашей стране и бывал во многих регионах. И там на реализацию алкоголя дано больше времени, чем у нас. Но я не увидел там повального пьянства. Я общаюсь с людьми из других регионов, интересовался, как у них с преступностью и проблемой алкоголизма. Если у них алкоголем торгуют, грубо говоря, с утра до вечера, то эти вопросы остро не стоят. А что происходит у нас? Я общался в неформальной обстановке с сотрудниками правоохранительных органов. По их словам, эффекта от ограничения по времени, которое мы у себя в республике ввели, — нет. Количество «пьяных преступлений» не снижается и даже растет. Мне в Алдане рассказывали, что после ведения ограничения по времени и введения «сухого закона» в некоторых наших районах спирт в Алдан по железной дороге уже не вагонами, а цистернами возят. И понятно, что из всего этого разливают нелегальную контрафактную продукцию. И оттуда это всё большими фурами по нашим районам развозится. Мне люди в погонах говорят, что задержание контрафакта целыми фургонами у нас теперь не редкость, — это будни.
– То есть, судя по тому, что вы говорите, от запретительных мер становится только хуже?
- Да, нелегальный бизнес процветает. Контрафакта всё больше и больше. И люди, которые получают деньги от продажи нелегального алкоголя, плодят коррупцию. Ведь эти деньги никак не учитываются. Мы можем установить, сколько продукции задержано, а вот сколько её реализовано? Сколько с этого участковых кормится и людей рангом повыше? Кто знает, что продают людям вне разрешенного времени? Ведь у бутлегеров есть большой соблазн закупать товар не у лицензированных поставщиков, а у нелегальных. Потому что у них дешевле, а ,значит, маржа от продажи выходит больше. И что в итоге у нас по районам продают? Особенно в тех, где действует «сухой закон». Сколько людей губят своё здоровье алкоголем непонятного происхождения? А поскольку всё это продается из рук в руки, без кассового аппарата и прочих контрольных процедур, становится практически невозможным установить ответственного. К тому же в таких условиях нет доверия к официальной статистике потребления алкоголя. Ведь мы не имеем возможности отслеживать нелегальную продукцию. А то, что её очень много реализуется, - у меня лично сомнений нет.
– Что даст увеличение временного окна для продажи алкоголя?
– Мы вырвем из рук бутлегеров ощутимую часть выручки. Эти деньги – вместо того, чтобы уйти в виде прибыли нерадивым коммерсантам и в виде взяток нерадивым чиновникам, – поступят в бюджет. И это будут немалые деньги. Их можно будет направить на решение наболевших вопросов – та же нехватка школ. Или на поддержку детского спорта. У нас нет денег на развитие лыжного спорта среди детей. Не на что инвентарь спортивный закупить, даже в том же Алдане. У нас, наоборот, на эти важные направления финансирование сокращается. Так зачем мы в такой ситуации отказываемся от законной возможности повысить поступления в бюджет?
– На ваш взгляд, какие меры нужно принимать для реальной борьбы с алкоголизмом?
– Я считаю, что нужно делать спорт для людей, и в особенности для детей, более доступным. У нас нет в городе спортзалов шаговой доступности. У нас, чтобы спортивные секции посещать, нужны деньги. Даже для взрослых парней посещение спортсекций не всегда бывает по карману. Я занимаюсь футболом и некоторые бросают ходить, потому что для них 3000 рублей в месяц – дорого. Я уже 25 лет собираю команду. Я же не могу платить за каждого 25 тысяч рублей за зал два раза в неделю. А если бы были бесплатные залы шаговой доступности или по очень демократичным ценам, то уверяю, они были бы забиты людьми и никто бы об этой водке не думал.
– Повлияло бы на ситуацию возвращение права на продажу алкоголя в крупных продуктовых магазинах?
– Думаю, да. К нам люди приезжают отовсюду и они поражаются нашим ограничениям. У меня создалось впечатление, что мы не тем чем надо стремимся отличаться от остальных регионов, – не достижениями в образовании или спорте, а только ограничением времени на продажу алкоголя. В других городах нашей страны алкоголь продают в обычных магазинах и какого-то нездорового ажиотажа я там не видел. Но я считаю, что алкоголь должен продаваться обособленно в специальном отделе. Да, в одном помещении, но не на виду с остальными продуктами. И по истечению разрешенного времени отдел должен строго закрываться. Этот момент нужно строго контролировать. Но самое главное, этим мы существенно сократим сбыт нелегальной продукции.
***
Тема регулирования торговли алкоголем в последние дни стала вновь активно обсуждаться. На днях мэр Якутска Сардана Авксентьева прокомментировала своё мнение о том, какими мерами необходимо воздействовать на заведения реализующие алкоголь под видом лжекафе.
«Я считаю, что путь по повышению расстояния по продаже спиртного от объектов – не выход из ситуации. Если мы увеличим расстояния, под запрет могут попасть законопослушные предприниматели, которые содержат приличные заведения. А недобросовестные могут продолжать работу, несмотря на запреты. Оптимальным решением ситуации ззсчитаю считаю ужесточение требований к точкам общепита на федеральном уровне – во-первых, по санитарным требованиям, во-вторых, по размеру торговых площадей – например, не менее 50 квадратных метров», - прокомментировала мэр.
Глава Якутска также отметила, что наибольшее количество продаж в «алкоточках» или «наливайках» приходится на период с 20:00 до 22:00 – то есть на время, когда продажа в официальных алкомаркетах уже прекращается. Поэтому целесообразным решением былобы рассмотреть такой вариант, как увеличение времени продажи алкоголя в специализированых магазинах.