За отчетный период Государственным Собранием (Ил Тумэн) проведено 4 пленарных заседания и 1 заседание Совета парламента, на которых принято 133 нормативных правовых акта, из них 42 закона Республики Саха (Якутия), из которых 9 базовых, и 91 постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Статистика принятых законов Республики Саха (Якутия) в динамике по созывам Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) выглядит следующим образом:
Базовые |
Внесение изменений и дополнений |
О признании утратившими силу |
Всего |
|
I созыв (1994–1997 годы) |
59 |
40 |
- |
99 |
II созыв (1998–2002 годы) |
120 |
122 |
- |
242 |
III созыв (2003–2008 годы) |
226 |
289 |
41 |
556 |
IV созыв (2008–2013 годы) |
143 |
514 |
12 |
669 |
V созыв (2013–2018 годы) |
242 |
572 |
10 |
824 |
VI созыв (октябрь–декабрь 2018 года) |
9 |
33 |
- |
42 |
В сфере государственного управления и конституционных основ законодательства Республики Саха (Якутия)принято 11 нормативных правовых актов, из них 6 законов.
В сфере местного самоуправления Государственным Собранием (Ил Тумэн) принято 5 нормативных правовых актов, в том числе 4 закона.
В сфере бюджетного и налогового законодательства принято 12 нормативных правовых актов, из которых 8 законов.
По вопросам собственности и экономического развития Республики Саха (Якутия) Государственное Собрание (Ил Тумэн) приняло 14 нормативных правовых актов, в том числе 6 законов.
В сфере сельского хозяйства, природопользования и земельных отношений принято 12нормативных правовых актов, в том числе 4 закона.
В сфере социальной политикиГосударственное Собрание (Ил Тумэн) приняло 10 нормативных правовых актов, в том числе 6 законов.
В сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера принят 1нормативный правовой акт.
По вопросам науки, культуры, образования, здравоохранения принято 14 нормативных правовых актов, в том числе 3 закона.
В сфере административной ответственности, обеспечения общественной безопасности и правопорядка принято 5 нормативных правовых актов, из них 3 закона.
В сфере охраны окружающей среды Государственное Собрание (Ил Тумэн) приняло 4 нормативных правовых акта, из них 2 закона.
В соответствии со статьей 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) право законодательной инициативы принадлежит Главе Республики Саха (Якутия), народным депутатам Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия), представительным органам местного самоуправления, региональным отделениям политических партий. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Республики Саха (Якутия) и Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) по вопросам их ведения.
Распределение законов Республики Саха (Якутия) по субъектам права законодательной инициативы в динамике по созывам Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) выглядит следующим образом:
Субъект права законодательной инициативы |
III созыв |
IV созыв |
V созыв |
VI созыв |
Глава Республики Саха (Якутия) |
42 |
99 |
95 |
11 |
Правительство Республики Саха (Якутия) |
325 |
315 |
250 |
15 |
Народные депутаты Республики Саха (Якутия) |
182 |
243 |
304 |
15 |
Представительные органы местного самоуправления |
7 |
5 |
164 |
1 |
Региональные отделения политических партий |
- |
- |
- |
- |
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) |
- |
4 |
3 |
- |
Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) |
- |
3 |
1 |
- |
Совместные законодательные инициативы |
7 |
- |
||
Итого: |
556 |
669 |
824 |
42 |
Кроме того, рассмотрены и приняты решения по 45 организационным вопросам, касающимся деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) и Правительства Республики Саха (Якутия).
Правовые акты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в рамках исполнения контрольных полномочий по согласованию назначения кандидатур на должности исполнительных и правоохранительных органов власти Республики Саха (Якутия)
|
I созыв |
II созыв |
III созыв |
IV созыв |
V созыв |
VI созыв |
Избрание мировых судей |
- |
16 |
66 |
81 |
52 |
4 |
Избрание судей федеральных судов |
22 |
69 |
- |
- |
- |
- |
Назначение судей Конституционного суда РС(Я) |
1 |
0 |
4 |
2 |
8 |
- |
Согласовано кандидатур на должность Прокурора РС(Я) |
- |
- |
3 |
- |
1 |
- |
Согласовано кандидатур на должности исполнительных органов власти РС(Я) |
18 |
59 |
38 |
25 |
27 |
12 |
Формирование Центральной избирательной комиссии РС(Я) |
5 |
10 |
5 |
4 |
2 |
- |
В период осенней сессии 2018 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) рассмотрено и поддержано 16 проектов федеральных законов,поддержаны 1 законодательная инициатива и 3 обращения законодательных органов субъектов Российской Федерации.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) за осеннюю сессию 2018 года в порядке законодательной инициативы внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 96 и 108 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постановление от 21 ноября 2018 года ГС № 60-VI).
На конец 2018 года на рассмотрении Государственной Думы находятся 4 законодательные инициативы Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Государственное Собрание (Ил Тумэн) за отчетный период внесло на рассмотрение Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации 3 проекта федеральных законов:
1) «О внесении изменений в статьи 39.10 и 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2) «О внесении изменений в статью 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации»;
3) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Одной из форм работы Государственного Собрания (Ил Тумэн) является организация и проведение парламентских слушаний, правительственных часов и круглых столов. За осеннюю сессию 2018 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) проведено 3 парламентских слушания, 4правительственных часа и 7 круглых столов.
За период осенней сессии 2018 года проведено 78 заседаний постоянных комитетов и комиссии Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Народные депутаты Республики Саха (Якутия), осуществляющие свою деятельность на постоянной основе, выезжали в командировки 99 раз, из них 66 раз по районам республики, 29 раз за пределы республики и 4 раза за рубеж.
Исполнение примерной программы деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в период осенней сессии 2018 года по разделу «Нормотворческая деятельность» составило 69%, по разделу «Мероприятия» – 67%.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в период осенней сессии 2018 года провело ряд общественно-политических мероприятий и заседаний общественно-консультативных органов при парламенте республики.
18 декабря 2018 года состоялось первое заседание Ассамблеи депутатов – представителей коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Ассамблея формируется из числа народных депутатов Республики Саха (Якутия) и депутатов представительных органов муниципальных образований, представляющих интересы малочисленных народов.
Участники первого заседания Ассамблеи депутатов – представителей коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) при Государственном Собрании (Ил Тумэн) обсудили вопросы финансирования строительства и модернизации социальных объектов, обновления и модернизации жилищного фонда в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, приобретения техники повышенной проходимости для осуществления внутриулусных грузопассажирских перевозок в арктических и северных районах, разработки и издания учебных пособий по родным языкам и литературам коренных малочисленных народов Севера.
Члены Ассамблеи указали на необходимость реформирования и адаптации механизма государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера к изменяющимся экономическим условиям и принятия отдельной комплексной государственной программы по экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия).
Также участники первого заседания Ассамблеи отметили, что остается ряд проблемных вопросов в сфере защиты прав коренных малочисленных народов:
– отсутствие механизма подтверждения национальной принадлежности;
– необходимость совершенствования существующего перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;
– необходимость совершенствования законодательства в связи с введением принципа платности использования природных ресурсов, аукционного или конкурсного распределения земельных, лесных, рыбопромысловых участков и охотничьих угодий;
– нерешенность земельного вопроса в части безвозмездного пользования земельными участками.
Приняты рекомендации в адрес высшего законодательного (представительного) и контрольного органа, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления республики. Вчастности Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) рекомендовано:
1) проработать совместно с членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.К. Акимовым, Е.А. Борисовым, депутатами Государственной Думы ФС РФ Г.И. Данчиковой, Ф.С. Тумусовым и внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в виде законодательной инициативы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проекты федеральных законов:
– «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
– «О внесении изменений в федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части исключения ставки платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственного соглашения с общинами и объединениями коренных малочисленных народов Севера;
2) рассмотреть возможность внесения изменения в законодательство Республики Саха (Якутия) о введении института представительства коренных малочисленных народов Севера в структурах организаций крупных промышленных компаний, осуществляющих деятельность в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера;
3) рассмотреть и внести изменения в структуру аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в части введения штатной единицы по работе с Ассамблеей депутатов – представителей коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
4) предложить Контрольному комитету Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) рассмотреть вопрос об исполнении принятых постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в период 2014-2016 годов по вопросам социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера.
25 декабря 2018 года состоялось заседание Совета представительных органов муниципальных образований при Государственном Собрании (Ил Тумэн) по вопросам развития сотрудничества представительных органов муниципалитетов и парламента республики для координации нормотворческой деятельности и иных форм взаимодействия.
Совет рассмотрел вопрос об исполнении резолюции I Съезда представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия), проведенного в марте 2018 года.
По данному вопросу Совет принял рекомендации в адрес органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе Государственного Собрания (Ил Тумэн):
1) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения» от 26 декабря 2014 года №1367 №291-V в части перераспределения полномочий;
2) провести в 2019 году круглый стол по вопросу избрания глав муниципальных образований на территории Республики Саха (Якутия) и применения оптимальной модели избрания глав городских поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов;
3) продолжить практику оказания организационно–методической помощи представительным органам муниципальных образований Республики Саха (Якутия);
4) рассмотреть вопрос о создании единого электронного портала представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
Также были рассмотрены отдельные вопросы резолюции I Съезда представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) и приняты рекомендации в адрес представительных органов муниципальных образований.
К 25-летию принятия Конституции Российской Федерации Государственным Собранием (Ил Тумэн) совместно с Конституционным судом Республики Саха (Якутия), Северо-Восточным федеральным университетом, Академией наук Республики Саха (Якутия) с 19 по 21 декабря 2018 года проведена республиканская научно-практическая конференция на тему: «25 лет Конституции Российской Федерации: актуальные вопросы конституционного развития России».
В научно-практической конференции приняли участие около 200 человек, в т.ч. руководство Республики Саха (Якутия), члены Правительства Республики Саха (Якутия), народные депутаты, представители министерств и ведомств, органов местного самоуправления, Конституционного суда Республики Саха (Якутия), Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), Академии наук Республики Саха (Якутия), научных и общественных организаций, студенты и аспиранты.
В рамках конференции были организованы пять секционных площадок:
1) «Конституция Российской Федерации как основа юридической науки, образования, законодательства и правоприменительной практики в Республике Саха (Якутия)»;
2) «Конституция Российской Федерации как законодательная основа экономического развития Российского государства»;
3) «Исторические процессы и Конституция Российской Федерации»;
4) «Конституция Российской Федерации как основа реализации и защиты прав коренных малочисленных народов России»;
5) «Политико-правовые аспекты Конституции Российской Федерации».
Участники научно-практической конференции отметили, что 25-летний период действия Конституции Российской Федерации обеспечил формирование принципиально нового уклада жизни общества, прогресс и стабильное его развитие, особенно с учетом того, в какой сложной переломной политической ситуации проходило ее принятие.
Участники научно-практической конференции приняли за основу проект рекомендаций, в котором рекомендации даны органам государственной власти республики, территориальным подразделениям федеральных органов, органам судебной власти, местного самоуправления, Северо-Восточному федеральному университету им. М.К. Аммосова.
В проекте рекомендаций, который будет доработан с учетом поступивших предложений, в январе 2019 года, Государственному Собранию (Ил Тумэн) рекомендовано:
1) создать общественный научно-консультативный совет по вопросам права и правоприменения;
2) продолжить работу по внесению и продвижению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов: об Арктической зоне Российской Федерации, об этнологической экспертизе, об оленеводстве, о защите исконной среды обитания коренных малочисленных народов Российской Федерации;
3) продолжить с федеральными органами государственной власти работу по принятию решений о ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах»
4) осуществлять организацию и регулярное проведение публичных слушаний о результатах наблюдения за деятельностью органов публичной власти с участием должностных лиц – представителей этих органов с целью повышения уровня доверия граждан к деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления по обеспечению и защите основных прав и свобод человека и гражданина;
5) принимать надлежащие законодательные меры по нормативному обеспечению организационно-правовых условий повышения уровня участия граждан и их объединений в государственном управлении и местном самоуправлении, а также реализации гражданских инициатив;
6) обеспечивать осуществление регулярной и систематической деятельности органов государственной власти по конституционному просвещению населения, особенно молодежи, акцентируя внимание на просветительской работе в образовательных организациях различного уровня образования: среднего и высшего профессионального, в том числе в формате проведения внеаудиторных мероприятий, посвященных конституционному просвещению молодежи.
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) П.В. Гоголев 11 декабря 2018 года принял участие во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «25 лет Конституции Российской Федерации: трансформация парадигмы права в цивилизованном развитии человечества», организованной Институтом государства и права Российской академии наук, Ассоциацией юристов России при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
Председатель якутского парламента выступил с докладом, в котором на примере Республики Саха (Якутия) рассказал о кодификации регионального законодательства, регулирующего отношения в отдельных сферах жизни общества.
С 12 по 14 декабря 2018 года Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) П.В. Гоголев принял участие в мероприятиях Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, в том числе в семинаре для руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации – членов Совета законодателей России при Федеральном Собрании Российской Федерации.
В ходе семинара для руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации – членов Совета законодателей России при Федеральном Собрании Российской Федерации 13 декабря 2018 года в Совете Федерации состоялась встреча с Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко.
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) П.В. Гоголев вошел состав двух комиссий Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации – по социальной политике и по образованию и науке.
13 декабря 2018 года спикер якутского парламента принял участие в заседании комиссии Совета законодателей по социальной политике. По вопросу о налоговых льготах организациям отдыха и оздоровления детей внес предложение о софинансировании непредвиденных расходов субъектов Российской Федерации в связи с организацией выезда на отдых и оздоровление детей с мест, подвергшихся воздействию природных катаклизмов и т.д. Предложение поддержано членами комиссии. Также спикер парламента Якутии вошел в состав рабочей группы по подготовке данного вопроса к заседанию Президиума Совета законодателей Российской Федерации.
Кроме того, поддержано предложение Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) о рассмотрении комиссией по социальной политике в 2019 году вопроса о мерах по обеспечению доступности современной качественной медицинской помощи в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах посредством внедрения цифровых технологий.
По материалам информационно-аналитического управления Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я)