Правительство РФ утвердило рост тарифов ЖКХ в различных регионах в 2019 г. Он будет двукратным – 1 января на всех территориях стоимость поднимется на 1,7%, а 1 июля – в среднем на 2,4%. Но тут есть нюансы – в одних регионах летнее повышение дойдет только до 2%, а в других, как например, в Москве и Санкт-Петербурге, будет ближе к 5%. Это, по словам политологов, может привести к очередному витку социальной напряженности, что может быть использовано оппозицией. Собеседники «РК» прогнозируют, что рост протестных настроений, в частности, отразится на результатах выборов губернатора северной столицы и депутатов Мосгордумы. Подробности – в нашем обзоре.
Централизованное решение
Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил индексы изменения платы граждан. Ранее повышение тарифов в середине отопительного сезона было запрещено законодательно, но Минэкономразвития предложило сделать исключение из-за роста НДС.
Как поясняет «Коммерсант», в 2019 году традиционная индексация тарифов ЖКХ будет разбита на два этапа — на 1,7% в январе и на 2,4% в июле в среднем по стране. При этом если в начале года увеличение платы для различных территорий будет ограничено на уровне 1,7%, то летом индекс платы во многих регионах будет превышать установленные на федеральном уровне 2,4%.
Если смотреть детальнее, то примерно в половине регионов (среди них, например, Калининградская, Ярославская и Саратовская области) индекс платы установлен на уровне 2%, что ниже средней по России индексации тарифов ЖКХ.
А вот двум столицам и рядку кавказских территорий не повезло: в Москве тариф вырастет на 4,8%, Санкт-Петербурге – на 4,5%, в Кабардино-Балкарии и Чечне на 4%, а в Дагестане – на 3,8%.
Главы регионов уже устанавливают максимальные индексы для муниципальных образований.
При этом, как выяснили обозреватели FreeNews-Volga, поднимающиеся в следующем году тарифы ЖКХ и налог на добавленную стоимость (с 18% до 20%) опередят рост номинальных зарплат в России, а реальные доходы жителей страны, вероятнее всего, снизятся.
И действительно, индексация номинальных заработных плат для категорий работников, не подпавших под действие майских указов 2012 года, запланирована с 1 октября 2019 года только на 4,3%, передает ТАСС. А это в совокупности меньше, чем повышение НДС и сумм в платежках.
Мусорный и сетевой коллапс
Тем временем «МК» напоминает, что с 1 января 2019 года плата потребителей за вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) вырастет в десятки раз из-за изменений в системе обращения с отходами: их планируется перерабатывать, а не просто вывозить на свалки. И если ранее вывоз коммунальных отходов был составляющей графы «Содержание и текущий ремонт», сейчас услуга перешла в разряд коммунальных. Тарифы на услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами устанавливают власти субъектов РФ – то есть это могло и не учитываться федеральными властями. По данным Комитета ГД по экологии, в ряде регионов сумма платежа возрастет в 50 раз. Однако в некоторых муниципальных образованиях операторы еще не определились с тарифами, поэтому с наступлением 2019 года они могут просто перестать вывозить мусор. Со сменой «мусорных» компаний такой коллапс произошел в Челябинске – об этом подробнее писал «РК». В итоге перспектива перед жильцами в регионах вырисовывается мрачная: либо «благодаря» мусорной строке в счетах платить за коммуналку гораздо больше запланированного уровня, либо получить горы неубранного мусора на улицах. Впрочем, у исполнительной и законодательной власти есть еще полтора месяца, чтобы найти решение этой проблемы, отмечает издание.
Между тем Екатеринбург, как ожидают журналисты Ura.ru, ждет теплосетевой коллапс. Участники состоявшегося 20 ноября заседания комитета думы Екатеринбурга по городскому хозяйству заявили, что в будущем в городе будет расти число аварий на тепловых сетях и объектах «Водоканала». И без пересмотра действующих коммунальных тарифов или финансовой помощи со стороны областной власти это может привести к большой системной проблеме, утверждают управленцы.
В частности заместитель главы Екатеринбурга по вопросам ЖКХ Владимир Гейко заявил присутствующим, что в настоящее время средний износ теплосетей в уральской столице составляет 67%. Согласно нормативам, для недопущения роста аварийности городской власти необходимо ежегодно заменять 115 километров труб. Но уплачиваемых населением по действующим тарифам средств хватает на замену только 60-65 километров.
Гейко заявил, что действующие тарифы являются экономически необоснованными. Чиновник отметил, что данная тема обсуждалась на прошедшем в этот же день совещании с участием свердловского министра Николая Смирнова.
В разговоре с журналистами Гейко признал, что повышать тарифы для населения выше установленного правительством РФ предельного коэффициента не позволяет действующее законодательство. Поэтому выход из данной ситуации чиновник видит в том числе в выделении средств на ремонт екатеринбургских сетей из бюджета Свердловской области в рамках одной из госпрограмм.
Будет ли протест?
Конечно, в совокупности с ростом НДС, пенсионной реформой и иными мерами российского правительства, повышающими доходность бюджета страны, социальная напряженность вырастет, говорит в беседе с «РК» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. Однако само по себе поднятие тарифов на 4% таких рисков не дает.
«Вряд ли социальная напряженность выразится в общественных выступлениях, хотя отдельные попытки организовать и канализировать эти настроения в форме уличного протеста будут, потому что наша оппозиция, к сожалению, не придумала иных форм капитализации своего политического влияния. Однако, скорее всего, речь пойдет о попытках оптимизировать выплату налогов. Россияне довольно подкованы в этом смысле, и любые попытки напугать их повышением налогов либо тарифов ЖКХ приводят к росту популярности способов скрыть собственные доходы. То есть в итоге руководство страны получит меньше налоговых отчислений, как не раз уже бывало. Конечно, происходящее отразится на имидже правящей партии», — добавляет политолог.
А еще повышение тарифов ЖКХ негативно повлияет на предстоящие выборы в Мосгордуму. Протестные настроения также могут повлиять и на выборы губернатора Санкт-Петербурга, отмечает координатор федеральных программ «Максимов-Консалтинг» Андрей Максимов.
«При этом важно учитывать и тот факт, что Москва – это достаточно либеральный город. Социальный протест на экономической основе более характерен для левого электората. Но у нас КПРФ и «СР» находятся в стадии внутренней дезорганизации в силу того, что не могут решиться на смену политических лидеров, поэтому основными выгодоприобретателями от этой ситуации в политическом плане будут те, кого обыватели сочтут главными оппонентами власти, то есть либеральные демократы проявятся в Москве совершенно точно. На других территориях многое будет зависеть от грамотной работы пресс-служб и команд губернаторов, потому что 4 % – это традиционное увеличение тарифов ЖКХ, соответствующее уровню инфляции (в среднем по стране за два этапа индексации тарифы поднимутся на 4,1 %: 1,7 % + 2,4 % – прим. ред.). Вопрос в том, как это подать в регионах, компенсируют ли это ростом зарплат бюджетников и выплатами пенсионерам, потому что главная электоральная сила – это именно данные категории избирателей и в меньшей степени другие группы», — отмечает эксперт.
И действительно, протест на рост тарифов ЖКХ будет зависеть от быстроты реакции властей, подтверждает член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин. Он также отметил, что две столицы всегда отличались повышенным уровнем протестной активности.
«Конечно, разумно было бы, если бы сразу вслед за этим сообщением о подъеме тарифов городские власти обозначили публично свою позицию, будут они помогать социально уязвимым группам населения или нет. Но даже в этом случае мы знаем, что несистемная оппозиция стремится использовать любой повод для мобилизации протестных действий. Поэтому, если даже городские власти отреагируют адекватно, не исключено, что определенные попытки мобилизации протестных действий и проведения акций все-таки состоятся», — заключает Зудин.
Источник: regcomment.ru