Местное самоуправление является одной из предусмотренных Конституцией Российской Федерации форм народовластия. В Конституции подчеркивается, что это самостоятельный уровень власти, независимый от государства и реализующий свои задачи. Вместе с тем не следует забывать, что публичная власть Российской Федерации представляет собой единый механизм.
Первый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят 12 августа 1995 года № 154-ФЗ, состоял из 8 глав и 62 статей.
Действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят 06.10.2003 года № 131-ФЗ и состоит из 12 глав и 84 статей и является олицетворением важного, значительного исторического события в истории России конца 20-го - начала 21 века – реформы местной власти.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В 2017 году было принято 12 федеральных законов, вносящих изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С января по апрель 2018 года было принято три федеральных закона, которые вносят изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
- 1. Федеральным законом совершенствуется правовое регулирование в сфере территориальной организации местного самоуправления в городских округах. Законодатель вводит понятия «городской округ с внутригородским делением».
Городской округ с внутригородским делением это городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования.
- 2. Внесены изменения в некоторые акты по вопросам противодействия коррупции.
- 3. Для депутатов всех уровней решено упростить процедуру организации встреч с избирателями, проводимых в форме публичных мероприятий (кроме собраний и одиночных пикетов), например, в форме митинга.
Уведомление органов власти региона или органов местного самоуправления о таких встречах с избирателями не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения.
- 4. Уточнен порядок формирования представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений.
Закреплено следующее: если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, то такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района.
Ряд поправок касается внесения изменений в устав муниципального образования.
- 5. Муниципальные органы наделены правом помогать развитию физкультуры и спорта инвалидов.
Закреплено, что органы местного самоуправления вправе содействовать развитию физкультуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физкультуры и адаптивного спорта.
- 6. Решено установить единые правовые основы деятельности в организации дорожного движения, разграничить полномочия федеральных, региональных и муниципальных властей, обозначить основные права и обязанности субъектов, обеспечивающих организацию дорожного движения.
Представляется важным отметить следующие нововведения.
Регионы вправе устанавливать ограничения для борьбы с заторами. Так, предусмотрено введение приоритета в движении маршрутных транспортных средств; развитие инфраструктуры в целях обеспечения движения пешеходов и велосипедистов; временного ограничения или прекращения движения транспортных средств. Еще одна мера - взимание платы за пользование парковками (вступает в силу 01января 2019 года).
- 7. Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования отнесено к исключительной компетенции местных представительных органов.
Правила должны содержать требования к благоустройству, его элементам, перечень мероприятий, порядок и периодичность их проведения. Региональными законами могут предусматриваться иные вопросы, регулируемые правилами, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей муниципальных образований.
Кроме того, благоустройство территории исключается из предмета регулирования ряда статей Федерального закона «Об охране окружающей среды».
- 8. Уточнены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления.
Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схем их размещения и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
- 9. В Законе о благотворительности урегулированы вопросы, связанные с добровольческой (волонтерской) деятельностью.
Поправки уравнивают понятия «волонтерство» и «добровольчество», что позволит устранить противоречия между рядом нормативных правовых актов в этой сфере.
- 10. Информация о проверках деятельности органов местного самоуправления будет включаться в единый реестр проверок.
Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой, созданной в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок.
Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации» (вступает в силу 19 августа 2018 года).
С момента вступления в силу Федерального закона № 17-ФЗ в указанный реестр будет также включаться информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
- 11. Появилась статья о старосте сельского населенного пункта в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Он может назначаться для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, городском округе или на межселенной территории. Староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан.
Срок полномочий старосты сельского населенного пункта устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
- 12. Органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять порядок установления льготной арендной платы для находящихся в неудовлетворительном состоянии объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.
- 13. Определены особенности принятия решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций.
Установлено, что в отношении медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления, принятие решения о ее ликвидации, прекращении деятельности ее обособленного подразделения осуществляется на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия такого решения, которая создается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и в состав которой на паритетной основе входят представители законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования, на территории которого находится медицинская организация или ее обособленное подразделение, органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия учредителя медицинской организации, медицинских профессиональных некоммерческих организаций и общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья. В отношении единственной медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти субъекта РФ либо органу местного самоуправления, расположенной в сельском населенном пункте, принятие решения о ее ликвидации, прекращении деятельности ее обособленного подразделения осуществляется в вышеуказанном порядке, с учетом мнения жителей данного сельского населенного пункта, выраженного по результатам общественных (публичных) слушаний.
- 14. С 1 января 2019 года органы службы занятости будут осуществлять организацию сопровождения при содействии занятости инвалидов. Под сопровождением при содействии занятости инвалида понимаются оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя. Мероприятия по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов включаются в региональные программы содействия занятости населения.
В целом предпринимаемые законодателем шаги направлены на повышение эффективности и ответственности каждого уровня власти, обеспечение сочетания в рамках одной системы органов полномочий и расходных обязательств по их исполнению. Указанные программные цели должны быть достигнуты и в ходе реформы местного самоуправления.
Старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления ГАУ ВШИМ при Главе Республики Саха (Якутия), кандидат юридических наук
Афанасьев Софрон Антонович