В Зале Республики Дома Правительства №1 прошло совещание Федерального агентства лесного хозяйства, на котором были обсуждены вопросы эффективного исполнения переданных полномочий в области лесных отношений субъектами Российской Федерации Дальневосточного федерального округа, а также итоги 2017 года и задачи на 2018 год.

Мероприятие провел заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Николай Кротов. Открывая совещание, он отметил, что в последние годы Правительство РФ систематически и регулярно обращается к проблематике в лесном хозяйстве. Благодаря этому ситуация в этой сфере кардинально изменилась, наблюдаются перемены и в общественном сознании - люди проявляют все больше интереса к тому, что происходит в лесном фонде.

Первый заместитель Председателя Правительства РС(Я) Алексей Колодезников в выступлении отметил, что 2017 год для Якутии выдался тяжелым с точки зрения лесных пожаров. Он также напомнил, что по поручению Президента РФ Владимира Путина в этом году в республике создается федеральное отделение авиалесоохраны. Наиболее острой первый вице-премьер назвал проблему кредиторской задолженности. На сегодняшний день долг составляет 328 млн. рублей, это половина всей кредиторской задолженности в целом по стране.

LesnieOtnosheniya 1

Говоря о планах по погашению кредиторской задолженности по тушению пожаров, заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Николай Кротов пояснил: «В Дальневосточном федеральном округе есть четыре региона – Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский край и Республика Саха (Якутия) – где мы имеем задолженность по тушению лесных пожаров 2017 года, а также задолженность по заработной плате. Сейчас Федеральное агентство лесного хозяйства заканчивает проверку материалов, и мы будем выходить с ходатайством в правительство Российской Федерации по ее погашению».

LesnieOtnosheniya 2

Также заместитель руководителя Рослесхоза сообщил, что объем субвенций, который получит в 2018 году Якутия из федерального бюджета на тушение лесных пожаров и мониторинг, будет увеличен на 254 миллиона рублей и составит 620 миллионов рублей. «Методика распределения субвенций на ведение лесного хозяйства была изменена, и суммарно регионы Дальнего Востока получат по сравнению с 2017 годом на 900 миллионов рублей больше. Якутии будет дополнительно выделено 254 миллиона рублей», - отметил Николай Кротов.

LesnieOtnosheniya 3

В продолжение актуальной темы долгов и субвенций председатель постоянного комитета Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев высказал мнение, что должен быть применен совершенно иной, особый подход при определении финансирования на содержание лиц осуществляющих федеральный государственный пожарный и лесной надзор на Севере и Дальнем Востоке, учитывающий особенности этой территории.

«Так как, в результате несовершенства Методики распределения субвенций между субъектами на исполнение переданных полномочий в этой области, приведшей к многократной разнице в финансовой обеспеченности субъектов, в настоящее время Якутия находится на последнем месте по уровню финансирования за счет средств федерального бюджета. К сожалению, до сегодняшнего дня вариант новой редакции Методики, который в  определенной  степени учитывает региональные особенности Дальнего Востока и предлагает более эффективный механизм распределения финансовых средств, мы не увидели», - подчеркнул парламентарий.

Народный депутат республики при этом отметил, что сумма непогашенной задолженности по тушению лесных пожаров возникает ежегодно, что в свою очередь приводит к судебным разбирательствам, создает социальную напряженность и не способствует эффективности пожаротушения.

LesnieOtnosheniya 4

Исходя из этого, Владимир Прокопьев высказался о необходимости до момента наступления пожароопасного сезона законодательно предусмотреть обязательное авансирование работы по тушению лесных пожаров из средств нераспределенного резерва Рослесхоза. «Необходимо внести изменения в Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, предусматривающие возможность выделения финансовых средств для возмещения расходов на обеспечение мероприятий по тушению лесных пожаров при введении такого режима. Данные расходы относятся к прямым полномочиям Российской Федерации», - резюмировал он.

Кроме того, обращаясь к представителям федеральных ведомств, Владимир Прокопьев обозначил несколько актуальных вопросов, требующих внимания и решения.

Народный депутат республики обратил внимание участников совещания на вопрос использования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока земельных участков, отнесенных к категории земель лесного фонда. Так как, в соответствии с действующим законодательством, земельные участки лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, и их общинам предоставляются в безвозмездное пользование только для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов на срок не более чем десять лет. Народный избранник отметил, что в таком случае представители КМНС будут вынуждены платить арендную плату за пользование земельными участками из земель Лесного фонда, что абсолютно неприемлемо.

LesnieOtnosheniya 5

Оптимальным вариантом устранения вышеуказанных противоречий депутат видит во внесении изменений в земельное и лесное законодательство Российской Федерации с целью закрепления за коренными малочисленными народами права на безвозмездное пользование землями для ведения традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания этих народов на срок до 49 лет с правом пролонгации на новый срок по заявлению указанных граждан или их общин. А также внести изменения в части разрешения использования земель или земельных участков без предоставления прав на земельные участки с разрешения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками на землях всех категорий, в том числе на землях и земельных участках  лесного фонда.

«Нами еще в 2014 году был разработан проект поправок в ряд федеральных законов, который не был поддержан, в том числе, и Вашим ведомством, поэтому мы его отозвали и повторно внесли, доработав его. Предлагаю поддержать наш законопроект и направить соответствующее обращение в профильный комитет Государственной Думы», - сказал Владимир Прокопьев.

LesnieOtnosheniya 6

Далее в своем выступлении председатель профильного комитета парламента внес предложение о необходимости внесения изменения в Правила противопожарного режима и разрешить проведение на территории субъектов ДФО контролируемых выжиганий сельскохозяйственных угодий на основании региональных законов, так как запрет выжигания сухой травянистой растительности касается проведения сельскохозяйственных палов, которые в природно-климатических условиях Якутии являются традиционным и необходимым мероприятием, способствующим восстановлению сенокосных угодий и пастбищ, повышению плодородия почв и улучшению травостоя.

«Наши предки веками этим способом улучшали качество травостоя. Соответствующее решение Комитета Совета Федерации по аграрнопродовольственной политике и природопользованию имеется. Мы надеемся, что возобладает трезвое понимание проблемы, и будут внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» в части разрешения проведения контролируемых выжиганий сухой травянистой растительности сельскохозяйственных угодий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с условием принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации», - отметил он.

LesnieOtnosheniya 7

Следующим вопросом Владимир Прокопьев затронул проблему планирования лесоустроительных работ. «Защитные леса в составе лесного фонда на сегодняшний день не обозначены достаточно чётко. В основу материалов лесоустройства легли подходы, заложенные в 30-50-ых годах ХХ века. В результате состав земель лесного фонда в Якутии лишь на 50-60% состоит, собственно, из самих лесов, остальное – это «незалесенные» участки, тундра, на которых никогда не вырастет хоть какая-либо растительность. Поэтому необходимо выводить из состава лесного фонда такие земельные участки, чтобы получить реальную картину. Федеральному агентству лесного хозяйства России необходимо добиться финансирования проведения мероприятий по лесоустройству», - предложил парламентарий.

И в завершении народный депутат высказался об установлении обязательной процедуры перевода из земель лесного фонда в земли других категорий. «К сожалению, действующий Лесной кодекс решает не все проблемные вопросы. Например, одна из проблем, это законодательно заложенная исключительно добровольная процедура перевода из земель лесного фонда в земли других категорий, в частности, в земли промышленности,  что напрямую влияет на поступление налогов в местные бюджеты. Эту норму, явно пролоббировали крупные промышленные предприятия, необходимо  установить обязательную процедуру перевода», - подчеркнул народный избранник и выразил надежду, что все обозначенные проблемы не останутся только на бумаге, а будут решены в самое ближайшее время.

KVA 7216

Заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Николай Кротов, кратко комментируя предложения Владимира Прокопьева, отметил, что на сегодняшний день федеральные законодатели идут по иному пути: «к сожалению, категории земель, как элемент регулирования земельных отношений, исчезают, и будут предусмотрены только виды целевого использования земель… Все ваши предложения заслуживают пристального внимания», - подчеркнул заместитель руководителя Рослесхоза.

Пресс-служба Ил Тумэна

Поделиться: