В 2022 году исполнится 80 лет со дня основания перегоночной трассы Аляска-Сибирь (АлСиб). По авиакоридору в годы Великой Отечественной войны поставляли американские самолёты по договору ленд-лиза. В Якутии, по территории которой пролегал воздушный путь, в честь этого события проведут ряд мероприятий – от реконструкции сквера до организации экспедиций.
Дмитрий Садовников провел совещание по подготовке и проведению юбилейных мероприятий. Первый вице-премьер республики выслушал предложения народных депутатов республики, работников авиационной отрасли и общественников.
«Трасса АлСиб сыграла большую роль в развитии якутской авиации, ее летчики в последующем составили золотой фонд личного состава Якутского управления гражданской авиации. Среди них – Валерий Кузьмин, Николай Сладков, Петр Кухто, Федор Козин, Владимир Браташ. И в год 80-летия перегоночной трассы, который как раз приходится на 100-летие ЯАССР, мы должны отдать дань уважения нашим землякам и всем тем, кто был связан с этим воздушным коридором», - прокомментировал Садовников.
Он поручил создать оргкомитет юбилейных мероприятий, а также завершить проектно-сметную документацию сквера им. Гагарина, который хотят реконструировать к 80-летию АлСиба. Мемориал памяти погибших перегонщиков установили в 1992 году к 50-летию АлСиба. Позже здесь установили американский самолет Bell P-39 «Airacobra».
Ожидается, что официальное мероприятие состоится в ноябре 2022 года в ДК им. Гагарина. Кроме торжественной части, в Якутии планируют организовать экспедицию по местам падения самолетов, один из которых находится в Томпонском районе.
В юбилейных мероприятиях привлекут и другие регионы, через которые проходил путь АлСиба. В частности, они примут участие в организации зимнего марафона «Полюс Холода – Оймякон – Магадан – Красноярск».
Справка:
Воздушная трасса «Аляска – Сибирь» действовала в период с 1942 по 1945 годы как часть программы лендлиза. Она обеспечивала поставки американских боевых и транспортных самолетов через Аляску, Чукотку и Сибирь в районы боевых действий с нацистской Германией. Строительство трассы заняло девять месяцев. В рамках ее создания было проведено расширение аэродромов в Якутске, Красноярске и Киренске, построены новые аэродромы в Уэлькале, Марково, Сеймчане.
Американские летчики выполняли перегон самолетов от города Грейт-Фолса (штат Монтана) до Фэрбенкса (штат Аляска), где их принимали представители советской военной миссии. Дальше от города Фэрбенкса (США) до Красноярска самолеты перегоняли советские пилоты. Общий путь самолетов до фронтовых аэродромов составлял порядка 14 тысяч километров.
Всего за три года по трассе перегнали более 8 тысяч американских самолетов, что позволило сформировать 250 авиаполков. По воздушному международному мосту перевезли более 18 тысяч тонн различных грузов: военное оборудование, золото, слюду, продовольствие, оборудование для госпиталей, медикаменты. Поставки самолетов по ленд-лизу значительно приблизили общую Победу во Второй мировой войне, сохранили жизнь миллионам советских людей.
Полеты проходили в сложных условиях: над малонаселенной местностью, при низких температурах. Любая поломка грозила экипажу гибелью. Из-за тяжелых условий полета и причин технического характера происходила гибель летчиков и потеря техники: за годы войны до конечного пункта «трассы мужества» не смогли долететь 150 пилотов и около 160 самолетов.
Источник: Сетевое издание Yakutia24/Якутия24