Пандемия коронавируса резко ускорила внедрение цифровых технологий – на карантине ими стали постоянно пользоваться даже те люди и организации, которые раньше обходились без них. Но если у детей и молодежи освоение новых технологий проблем обычно не вызывает, то у людей старшего возраста часто возникают трудности. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Лариса Смирных изучила, как цифровая грамотность и степень цифровизации предприятий влияют на занятость пожилых людей.
В последние десятилетия в мире идут два процесса, которые могут сильно повлиять на занятость разных групп населения. Первый – цифровизация организаций, все более широкое использование облачных сервисов, электронной торговли, разного рода систем планирования и мониторинга и т.д. Второй – старение населения, увеличение доли пожилых людей, ответом на который становятся повышение пенсионного возраста и государственная поддержка программы активного долголетия и трудовой деятельности.
В результате этих двух процессов растет спрос предприятий на людей, которые владеют компьютерными программами и онлайн-сервисами. Однако пожилые люди в силу возраста осваивают эти технологии с трудом и могут проигрывать конкуренцию более молодым соискателям. Вместе с тем, это не приговор: кроме политики замещения в отношении пожилых людей может действовать и политика дополнения, когда опыт и знания пожилых сотрудников дополняют креативность и продвинутые навыки молодых работников. Ценность работников старшего возраста повышается благодаря накопленному ими человеческому капиталу: образованию (в том числе повышению квалификации), знаниям и опыту. На руку им играет и дефицит рабочей силы на рынке труда. Тем не менее исследователи отмечают предубеждение работодателей против людей в возрасте, которое может проявляться в форме дискриминации. Под действием всех этих факторов положение пожилых людей на рынке труда оказывается довольно шатким.
Чтобы понять, как влияет (и будет влиять в будущем) цифровизация на занятость людей старшего возраста, профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Лариса Смирных проанализировала статистику Евросоюза и России. Для европейских стран использовались данные об уровне цифровой грамотности разных возрастных групп населения и уровне цифровизации организаций. Результаты анализа подтверждают интуитивные ожидания о том, что молодежь лучше других возрастных групп работает с цифровыми технологиями – чем старше группа, тем ниже в ней доля людей, владеющих ими хотя бы на базовом уровне (более 80% среди людей 16-24 лет и чуть более 20% в группе 65-74 лет). Организации же становятся все более «цифровыми» – доли предприятий с низким и очень низким уровнем цифровизации постепенно сокращаются, а с высоким – увеличиваются.
Автор исследования решила проверить, есть ли связь между уровнем цифровой грамотности и занятостью (безработицей) пожилых людей. Оказалось, что связь действительно есть – в странах, где пожилые люди лучше владеют цифровыми навыками и компетенциями, бóльшая их часть продолжает работать. При этом в развитых странах корреляция между двумя переменными значительно сильнее, чем в странах с переходной экономикой. Выявлено также, что в развитых странах и странах с переходной экономикой влияние цифровой грамотности на безработицу среди пожилых людей различается. В развитых странах рост доли лиц с высоким уровнем цифровой грамотности среди пожилых людей приводит к снижению среди них уровня безработицы, а в развивающихся странах, наоборот, к росту. В результате в странах с переходной экономикой рост цифровой грамотности пожилых работников меньше защищает их от безработицы, чем в развитых странах. Вероятно, уровень занятости пожилых людей в странах с переходной экономикой в меньшей степени зависит от их цифровой грамотности и в бóльшей – от других факторов. Так, в Болгарии, где уровни цифровизации предприятий и цифровой грамотности пожилого населения сравнительно низкие, уровень занятости пожилых (64,4%) заметно выше, чем в странах с высоким уровнем цифровой грамотности в этой возрастной группе (во Франции 53%, Испании 53,8%, Италии 54,3%).
Российская статистика дает представление о характеристиках организаций, уровне их цифровизации и доле занятых на них работников старше 55 лет. По индексу цифровизации организаций Россия уступает многим странам Европы, например Финляндии, Дании, Бельгии и Швеции, уровень невелик даже для стран с переходной экономикой (Россия находится в одной группе со странами Прибалтики, Румынией, Польшей, Болгарией и другими). Кроме того, российские организации очень мало тратят на обучение сотрудников – в среднем 0,2% всех затрат на цифровые технологии. Доля работающих людей в возрасте 55-64 лет в России также одна из самых низких в Европе (43-48%), и она остается почти неизменной на протяжении последних 15 лет, в то время как в европейских странах за это время доля выросла с 41% до 59%.
Анализ данных опроса предприятий (ВВВРТ, 2020), которые репрезентативны по России, показал, что существует зависимость между уровнем цифровизации предприятий и долей на них сотрудников старшего возраста: чем активнее предприятия используют цифровые технологии, тем меньше на них заняты пожилые работники. При этом значительная часть работников старшего возраста аккумулируется на предприятиях, которые вообще не используют какие-либо цифровые технологии. Более того, уровень увольнений работников старшего возраста на предприятиях с высоким уровнем цифровизации значительно опережает уровень их найма, и выше уровня увольнений остальных возрастных групп. Вместе с тем, выявленный эффект цифровизации в отношении возрастной структуры персонала предприятий неодинаков для всех предприятий. Он наиболее ощутим на предприятиях с относительно высокой долей работников старшего возраста, а также связан со сложностью и квалификаций выполняемых ими функций. Для рабочих он более выражен, чем для менеджеров и специалистов.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что одностороннее повышение цифровой грамотности пожилого населения не способно решить проблему его занятости. Требуется иной взгляд предприятий на рабочую силу пожилого возраста и активизация действий по созданию цифровых рабочих мест для пожилых – предприятия не должны бояться вкладывать в обучение и переобучение работников среднего и пожилого возраста для повышения уровня их цифровых компетенций. Окупаемость таких инвестиций может быть достаточно быстрой, и при умелой организации может превышать эффективность использования иностранной рабочей силы или молодежи без опыта работы.
«В условиях нарастающего дефицита рабочей силы и необходимости замены труда мигрантов местной рабочей силой, а также при снижении уровня рождаемости и замедлении смертности, при нехватке на рынке труда молодой рабочей силы использование пожилого населения становится все более актуальным. Пожилые работники с цифровыми навыками могут в некоторых сферах деятельности восполнить дефицит молодых работников. При этом создание рабочих мест для пожилых и повышение цифровой грамотности пожилого населения может решить не только проблему обеспечения его занятости, но и дефицита рабочей силы в некоторых секторах экономики», – рассказала автор работы, профессор факультета экономических наук Лариса Смирных.
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24