«Музей рецептов» продолжается и на этот раз они попробовали «Эhэ баппа5айа» – лапу медведя! Но на этот раз они также рассказали о добыче хозяина тайги.

«Тыатаа5ы» (медведь) у народов Якутии очень уважаемое животное, в некоторых моментах можно сказать даже тотемное. Единоборство с сильным и опасным животным считалось высшим проявлением доблести, а добытая шкура или когтистые лапы становились надежным оберегом от действий злых сил.

В самые древние времена, охотники использовали деревянную рогатину. Но как мы знаем и как отмечают многие исследователи, якуты издавна занимались кузнечным делом. И орудия охоты, почти всегда были изготовлены с применением металла. При добыче медведя, в первую очередь, конечно же использовали Батас и Батыйа (есть даже легенды, что отдельные люди могли с одного удара сразить медведя), но кроме них существовали и специальные «копья» по типу рогатины.

Но апофеозом кузнечного дела в Якутии, стало изготовление огнестрельного оружия. Уже в начале XIX века мастера весьма точно копировали дульно-зарядные ружья, по некоторой информации могли делать даже нарезные стволы. Прекрасный пример представлен в селе Кэнтик Верхневилюйского улуса, где находится Музей кузнецов «Чап уустара».

А в Якутске есть прекрасная коллекция старинного оружия в этнографическом комплексе «Чочур Муран», где нам любезно разрешили провести сьемку, за что мы очень благодарны!

С появлением «огнестрела» жизнь охотников стало намного легче, но древние обычаи никуда не делись. О медведе рассказывали, как о полубоге и получеловеке. По тем рассказам, как полубог, он знал всё, что о нём думают и говорят. Приводили полу-были о том, как медведь наказывал жаждавших встречи с ним и хвастунов, похвалившихся, что добудет косолапого. Рассказывали много и о доброте и мудрости хозяина тайги. Отсюда, в прошлом никто не смел думать плохо о медведе. Все воздерживались от ругани, даже тогда, когда медведь задирал людей и скот. «Дедушка осудил» (Сэмэлээтэ) - говорили раненые медведем.

Наши предки добывали косолапого преимущественно в берлоге «ар5ахха», к нему допускались не все даже из числа профессиональных охотников. Главный «эhэhит» (добытчик медведя) отбирал себе учеников из среды промысловиков не только физически закаленных, но и с достаточной нервной закалкой и хладнокровием. При обнаружении малейших симптомов паникерства и робости, забраковывали и отстраняли даже силачей. Высоко ценились быстрота реакций, ловкость и находчивость.

Во время промысла медведя все участники полностью переходили на особую жаргонную речь — «харысхал тыл» — язык оберегов. Он заменял условными словами чуть ли не каждое слово обычной речи. Так же было запрещено называть друг друга настоящими именами.

Спящего медведя обязательно будили, до полного его пробуждения запрещено было приступить к действиям. Будили из поверия, чтобы другие медведи не напали на них самих в спящем состоянии.

А отправляли будить в берлогу обычно самого молодого, это было своеобразное посвящение. При первом проколе ножом для снятия шкуры приговаривали: «Осторожно, деда, острые сучья: не обколись!» Снимающие шкуру должны были работать ножами, стоя только с одного бока туши.

Это лишь малая часть всех традиций и правил применяемых при добыче медведя у наших предков, большинству из них придерживаются и сейчас. Но самым главным из традиций был Чалбаранг – или сэбээрин, т. е. пир медвежатиной был подлинным пиром в смысле получения редкого удовольствия от еды. Мы, к счастью, не знаем, что такое подлинный голод, когда люди пухнут и умирают, а тогда в зимние времена, когда еды не было это был отдельный праздник.

Чалбаранг не нуждался в приглашениях. Живших на доступном расстоянии было немного и каждый пожелавший имел право приходить без приглашения. И тут переходим к нашему сегодняшнему блюду, лапу медведя преподносили либо самому молодому, который разбудил «старого» в берлоге, либо тому, кто сразил его.

В наше время медведей добывают куда больше, и мы смогли раздобыть лапу, чтобы показать Вам как его готовят. Некоторые снимают шкуру, а некоторые просто опаливают ее. Но мы решили снять его, так как шкура весьма толстая и возможно это убыстрит время приготовления. Подготовленную лапу просто варим на медленном огне, мы готовили 2,5 часа и прекратили только из-за того, что воды испарилась слишком много. А так рекомендуется варить не менее 4-5 часов.

Но тем не менее мясо приготовилось, когда пробовали обязательно крикнули как ворон «куу!» это тоже традиция, показывающая духу медведя, что не человек его ест, а ворон. По вкусу трудно с чем ни будь сравнить, мясо волокнистое не рыхлое, самое ближайшее с чем мы смогли найти схожесть – это мясо белки, которое мы пробовали в прошлом году).

Изучайте и уважайте традиции наших предков и приятного аппетита!

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24

Поделиться: