На совместном расширенном заседании постоянных комитетов парламента республики рассмотрен вопрос обеспечения продовольствием населения Арктической зоны Якутии. С докладом на эту тему выступил заместитель Председателя Правительства РС(Я) Михаил Никифоров.
Вице-премьер отметил, что в соответствии с распоряжением Главы Якутии Айсена Николаева для выработки предложений по решению вопросов по обеспечению населения отдалённых регионов Арктической зоны РФ с ограниченными сроками завоза грузов с жизнеобеспечивающими товарами под руководством первого заместителя Председателя Правительства РС(Я) Алексея Колодезникова была сформирована рабочая группа. Данной группой проанализированы перечни социально-значимых продовольственных товаров, высчитан объём потребности арктических районов республики, рассчитан расход на завоз всего объёма социально значимых продуктов питания.
Обеспечением арктических районов республики продовольственными товарами по государственному заданию занимаются подведомственные Минсельхозу РС(Я) предприятия – АО «Якутоптторг» и ОАО «Туймаада-Агроснаб».
В настоящее время завершается процесс объединения вышеуказанных предприятий во исполнение поручения главы республики о формировании единой корпоративной структуры хозяйственных обществ АО «Якутоптторг» и ОАО «Туймаада-Агроснаб».
Конечная цель объединения предприятий – оптимизация схемы (логистики) поставок социально-значимых продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции для нужд бюджетных учреждений и населения отдалённых труднодоступных населённых пунктов с ограниченной транспортной доступностью путём максимального перевода доставки автомобильным транспортом в зимний период на водный транспорт в период навигации. В свою очередь, это должно способствовать снижению реализационных цен для населения арктических и северных районов.
Михаил Никифоров назвал положительные моменты от принятого решения об объединении предприятий. Так, изменена логистика завоза социально-значимых продовольственных товаров с учётом наличия собственных судов ОАО «Туймаада-Агроснаб», что позволило АО «Якутоптторг» снизить реализационные цены на социально-значимые продовольственные товары от 3 до 20 %.
К 2021 году будет произведён максимальный переход с автомобильного транспорта на водный транспорт, что приведёт к оптимизации расходов по доставке товаров и продуктов сельхозназначения, а также к экономии субсидий на возмещение транспортных расходов. Для достижения данной цели расширен собственный флот – приобретено судно СТК-1012 грузоподъёмностью 1 500 тонн, сформировано собственное многофункциональное автотранспортное подразделение на 14 единиц грузовой и специализированной техники.
Для развития оптовой и розничной торговли АО «Якутоптторг» усовершенствована закупочная работа с производителями СЗПТ из центральных регионов России, по итогам которой себестоимость реализованной продукции, закупленной в 2020 году, снизилась на 27 млн. рублей. Кроме того, сформирована собственная оптово-розничная сеть в Якутске и в посёлке Нижний-Бестях, проведена реконструкция овощехранилища вместимостью 5 000 тонн.
«И это лишь часть положительных результатов», – подчеркнул Михаил Никифоров.
Якутоптторгом проводится работа по сдерживанию роста реализационных цен на продовольственные товары в арктических районах республики путём снижения собственной торговой надбавки. Объёмы завоза сельскохозяйственной продукции (картофеля, овощей) ежегодно утверждаются распоряжениями Правительства республики, товары завозятся в арктические, северные улусы тремя видами транспорта: водным (в навигацию по рекам), автомобильным (по автозимнику) и авиационным.
Но в отдельные населённые пункты арктических и северных улусов доставка продовольственных товаров осуществляется автомобильным транспортом только в зимний период при открытии «автозимника», то есть в течение 30-90 дней. В этом году сроки поставок в зимний период текущего года затянулись из-за климатических условий: позднего открытия автозимников из-за позднего ледостава, продолжительных ветров с порывами до 34 м/с.
«В 2020 году в навигацию был завезён тройной объём социально значимых продовольственных товаров для обеспечения должного уровня запасов социально значимых продовольственных товаров в районах. В 2019 году в навигацию ушло 1342 тонны СЗПТ, в 2020 году – 5 024 тонны», – сообщил Михаил Никифоров. В зимний период 2020 года в село Таймылыр Булунского улуса было доставлено 39 тонн социально-значимых продовольственных товаров в том числе 18 тонн муки, при имеющимся остатке на месте 15 тонн, в том числе муки 7 тонн, согласно скорректированной годовой заявке Администрации Тюметинского национального (эвенкийского) наслега.
Но завезённый объём оказался недостаточным, в том числе и вследствие ограничительных мер, принятых из-за коронавирусной инфекции – большинство населения было вынуждено отказаться от выездов в отпуск, осталась на дистанционном обучении учащаяся молодежь вузов и ссузов, в связи с этим возрос потребительский спрос.
Отдельными улусами был поставлен вопрос о формировании «зеленых рейсов». Подобная практика стыковочных рейсов вертолётами из районных центров до наслегов применялась только в предыдущие два года и осуществлялась за счёт дополнительного финансирования из бюджетных средств либо за счёт экономии прочих транспортных расходов. Из-за увеличения объёмов завоза экономии на транспортных расходах в текущем году не произошло.
В 2020 году авиационным транспортом необходимо завезти 159 тонн СЗПТ в Абыйский, Аллаиховский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Кобяйский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский и Нижнеколымский улусы. По данным вице-премьера, на 17 декабря 2020 г. фактически доставлено 130 тонн. Осталось выполнить пять авиарейсов, чтоб завезти 29 тонн. Кроме того, предстоит выполнить завоз дополнительного объема на 77 тонн, а это 26 авиарейсов.
Картофель и овощи доставляются авиарейсами в Аллаиховский, Анабарский, Верхоянский, Момский, Оленекский, Усть-Янский и Эвено-Бытантайский улусы. На сегодня плановый объём перевозки по линии «Туймаада-агроснаб» в объёме 113 тонн исполнен на 100%, выполнено 22 авиарейса. При этом вице-премьер отметил, что максимально возможный объём обратной загрузки промысловой продукции авиарейсами составляет 58,1 тонн, на сегодня имеются заявки на объём обратной загрузки лишь на 34,5 тонн.
Сейчас Правительством прорабатываются различные варианты возможности доставки расширенного перечня социально значимых продуктов питания до отдалённых труднодоступных населённых пунктов Булунского, Аллаиховского и Верхнеколымского районов в ближайшее время. Из резервного фонда Правительства республики планируется выделить 25 млн рублей на дополнительную перевозку расширенного ассортимента продовольственных товаров автомобильным и авиационным транспортом в соответствии с заявками от администраций труднодоступных отдаленных населенных пунктов арктических и северных районов для доставки расширенного ассортимента СЗПТ до наслегов.
Руководством республики внесены предложения в Правительство Российской Федерации о рассмотрении возможности предоставления субсидий из федерального бюджета для дополнительного круглогодичного завоза авиарейсами социально-значимых продовольственных товаров в Арктическую зону Якутии, а также для сдерживания роста реализационных цен на продукты питания о рассмотрении возможности открытия баз Федерального агентства по Государственным резервам в городе Якутске и в посёлке Тикси.
Михаил Никифоров отметил, что для улучшения качества жизнедеятельности населения и обеспечения «северного завоза», в котором остро нуждаются северные и арктические районы республики, необходимо увеличить объёмы субсидирования на возмещение транспортных затрат на завоз. Нужно построить логистические центры в арктических районах. На первом этапе планируется строительство четырёх современных торгово-логистических центров в Абыйском районе в посёлке Белая Гора, в Среднеколымском районе в Среднеколымске, в Усть-Янском районе в Усть-Куйге и в Булунском районе в посёлке Тикси.
«Это обусловлено тем, что имеющиеся склады АО «Якутоптторг» в 18 существующих филиалах являются постройками 1960-х годов, износ которых составляет более 50%, по отдельным объектам более 80%. Также в данных филиалах отсутствуют склады, позволяющие хранить овощи и скоропортящиеся продукты питания. В рамках реализации проекта планируется изменение логистической схемы завоза путём максимального перехода завоза с автомобильного на водный транспорт. Данное изменение приведёт к экономии субсидии, выделяемой в качестве возмещения транспортных затрат на завоз СЗПТ в размере 30 млн рублей», – отметил Михаил Никифоров.
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24