Аида КАРДАШ и Зарина ПРОХОРОВА – врачи акушеры-гинекологи, и если вы подумали, причем тут «красная зона», то ошибаетесь. Рожениц и родильниц среди заболевших ковид довольно много, и их лечением в республиканской клинической занимаются врачи-инфекционисты и акушеры-гинекологи, в одной связке.
Уже никому, по-моему, не надо доказывать, что месяцами находиться в «красной зоне» тяжело и морально, и физически, поэтому, если такая возможность появляется, на замену тем, кто долгое время работал в «красной зоне» руководство больницы старается найти замену и дать врачам передохнуть. Хотя бы немного. Мои собеседницы вышли из «красной зоны» сегодня и готовы поделиться своими впечатлениями. Инфекционное отделение акушерского стационара, где лечатся женщины с акушерской и гинекологической патологией, рассчитано на пятнадцать коек, к ним сравнительно недавно добавились пять провизорных.
Зарина Леонидовна ПРОХОРОВА уже двенадцать лет работает в Перинатальном центре Якутской республиканской клинической больницы, Аида Бильдановна КАРДАШ поменьше – шесть лет.
- Расскажите, как вам работается в условиях пандемии.
- В отделении работают три врача, два врача-дежуранта и заведующий отделением. В этом году мир столкнулся с совершенно новой инфекцией, основное лечение ещё до конца не изучено, отдаленные результаты ещё не известны, есть уже девять версий, ведения и лечения данной патологии, разработанных ВОЗ. Нет специфического лечения, нет точных протоколов ведения, нет вакцины, работать сложно... Наши пациентки очень специфичны, поскольку действие инфекции на организм беременной женщины и плод также ещё изучаются. Работа в «красной зоне» - то определённый опыт для каждого врача, работа с covid-19 вызывает большой профессиональный интерес, но работа с такими пациентами налагает и огромную ответственность.
- Вам, вероятно, надо быть универсалами, ведь женщины поступают к вам не только с гинекологическим заболеванием…
- Да, у женщин часто встречаются осложнения со стороны разных систем организма, которые провоцируются беременностью, поэтому врачу нужно быть начеку. Пациенты с ковид не знают, что их ждёт, это, конечно, вызывает тревогу, так что дополнительно к основным обязанностям врача-гинеколога нам приходится быть психологами. Течение болезни у всех пациенток разное и исход разный. Бывают порой клинически интересные случаи, к примеру, пневмония с очень большим процентом поражения, а вирус не идентифицирован. Бывает, что нет каких-либо клинических проявлений, а вирус долгое время выделяется. И это приходится объяснять пациентам, ведь многие не понимают, что с ними происходит, не верят в болезнь. С началом второй волны пандемии мы столкнулись с более серьёзным течением, пациенты стали тяжелее, их стало больше. Ситуация утяжеляется еще наслоением сезонных ОРВИ.
- Почему вы приняли решение работать с женщинами, больными ковид?
- Получилось так, что нужна была смена, подошла наша очередь, и мы, конечно, дали согласие. Это определённый опыт для нас, нужно узнать изнутри, как проходит лечение инфекции, как происходит течение заболевания. А вообще мы с каждым днём убеждаемся, что сделали правильный выбор. Наша профессия очень интересная, хотя и очень ответственная, поскольку мы работаем с беременными женщинами и отвечаем за две жизни.
- Как складывается ваш рабочий день и как долго длится?
- Наш рабочий день начинается с утренней конференции, идет обсуждение назначений и лечебных манипуляций, решаются вопросы выписки и перевода в другие отделения. Затем начинается обход в «красной зоне», который занимает длительное время. Потом роды, операции, гинекологические манипуляции. Акушерское инфекционное отделение – это своего рода мини-больница, где есть свой приёмный покой, отделение патологии беременных, родовый и операционный блоки. Мы также ведем и послеродовых женщин. Все это в одном отделении. Рабочий день у нас по нормативу с 8 до 16 часов, но вовремя уйти не всегда удаётся. Бывает, что задерживаемся до ночи, могут вызвать на работу из дома в любое время суток. Это специфика нашей работы, к тому же мы часто проводим телемедицинские консультации с ведущими центрами Москвы.
- Как защищаете себя от возможного заражения?
- Работа в «красной зоне» только для выносливых, потому что приходится работать, используя средства индивидуальной защиты. Мы работаем в защитных костюмах, соблюдая все правила безопасности, одеваемся и раздеваемся по принятому алгоритму, принимаем душ по выходу с «красной зоны», мы выработали для себя правила: тщательно умываться, правильно питаться, пить много воды и хорошо высыпаться. Хотя последнее у нас не всегда получается, поскольку приходится задерживаться допоздна или приезжать на работу ночью. Такая у нас специфика работы.
- Вы живете в изоляции?
- Да, приходится жить в изоляции от родных. Никуда нельзя ходить, надо избегать людных мест. Только работа и дом. Потому что есть риск распространения инфекции. А это может не каждый, поэтому многие отказываются работать в «красной зоне».
- Что нужно знать беременным женщинам? Что должны знать их близкие?
- Мы бы хотели обратить внимание самих беременных и их родных на то, что кроме акушерских осложнений у женщин, больных ковид, очень часто встречаются осложнения. Группу наиболее высокого риска развития тяжелых форм covid-19 составляют беременные, имеющие соматические заболевания: хронические заболевания легких, в том числе бронхиальная астма, заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, артериальная гипертензия, иммуносупрессия, в том числе на фоне лечения онкологических заболеваний, ожирение, хроническая болезнь почек, заболевания печени.
Дорогие женщины, берегите себя от различных инфекций, лечите хронические заболевания, хорошо питайтесь, принимайте поливитамины. И помните: беременным необходимо строго соблюдать режим самоизоляции, социального дистанцирования, правила гигиены, избегать мест скопления людей, контактов с больными ОРВИ. Избегайте переохлаждения. В случае повышения температуры, кашля и одышки обратитесь за медицинской помощью.
Беседовала Зоя ИГНАТЬЕВА