7 октября к жителям республики обратился Глава Якутии Айсен Николаев. «Мы уже почти семь месяцев живем в режиме повышенной готовности, за все это время он не отменялся ни на один день. Благодаря не только введенным ограничениям, но и ответственности, проявленной якутянами, нам удалось к лету снизить уровень заболеваемости. Это дало возможность снять часть запретов, практически вернуться к нормальной жизни», - говорится в начале его послания.
Ил Дархан отметил, что независимо от наших усилий вирус развивается, ситуация обостряется и в стране, и во всем мире. Вторая волна заболеваемости, о которой говорили, уже наступила. Ситуация очень сложная, прежде всего, в городе Якутске. Ситуация осложняется тем, что за лето мы утратили то, что санитарные врачи называют эпидемиологической настороженностью. Мы перестали чувствовать личную ответственность за распространение инфекции. Многие решили, что коронавирус не страшен, большинство действительно переносит болезнь легко. В результате, повсюду массовое нарушение санитарных требований, игнорирование масочного режима, социальной дистанции. К сожалению, нарушают как граждане, так и организации.
Никто не хочет, чтобы снова вводились жёсткие запреты, снова были закрыты торговые центры, общепит, учреждения культуры. Но мы все должны понимать одно – работать сфера услуг может, только строго соблюдая предписанные санитарные требования. Нужна ответственность каждого, чтобы не испытывать на прочность систему здравоохранения. Почти семь месяцев медицинские учреждения, наши медики работают в совершенно новой реальности, на пределе своих возможностей.
Именно врачи сталкиваются с опасностью лицом к лицу, они борются за выздоровление людей 24/7. Чтобы узнать, как все это выглядит изнутри, в месте событий мы обратились к знакомому врачу Никифору Иванову, который с весны этого года находился на передовой.
- Никифор, как и когда ты столкнулся с новой инфекцией?
- Этот год начинался просто прекрасно! Ничего ведь не предвещало беды, сложностей мирового масштаба. На новости из Китая, о вспышке новой инфекции, как и миллионы других людей, особого внимания не обращал, пока она не перекинулась в другие страны. С этого момента стал искать нужную информацию о COVID-19, чтобы узнать, как можно больше о ней. Можно сказать, проснулся врачебный интерес.
В конце марта меня позвали на работу в обсервационный госпиталь «Малой Академии наук» в с. Чапаево Хангаласского улуса на должность коменданта. Это был хороший опыт для меня, научился облачаться в СИЗ, соблюдать меры защиты.
В июне нашу Октемскую участковую больницу, в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации, срочно перепрофилировали под временное инфекционное отделение для лечения коронавирусных больных, которым не требовалась кислородная поддержка. Удивила слаженность работы хангаласских медиков, которые буквально за 6 часов подготовили отделение к приему первых пациентов, оснастив и укомплектовав его до необходимого уровня. И это несмотря на все прошедшие «реформы» и «оптимизацию» здравоохранения.
Так я стал врачом-инфекционистом. Работа выдалась в самое жаркое время нашего короткого лета. В костюмах было тяжело работать, но мы старались для наших больных, чтобы им было комфортно у нас. Подбадривали их, особенно в первые дни госпитализации, вместе радовались их улучшению состояния здоровья, ждали отрицательные результаты ПЦР, чтобы их выписать домой. Некоторые сложности были с пациентами таджикской национальности из-за нашего больничного питания, некоторые из них плохо говорили на русском языке и не понимали нас. Но мы справились и с этим. В июле ситуация в республике стала стабилизироваться и это отделение было закрыто. На некоторое время я и другие врачи смогли выдохнуть. Ведь всем хочется жить нормально, как прежде.
- А после ведь тебя срочно направили в Мохсоголлох?
- Да, это как будто были военные сборы, в одночасье собрался и поехал.
В августе в п. Мохсоголлох было открыто 2 инфекционное отделение, из-за локальной вспышки, куда я был направлен на усиление. Работа в этом отделении была осложнена спецификой поступившего контингента пациентов, хронических больных психоневрологического профиля. Мы предварительно изучили их привычный распорядок дня и старались его придерживаться, чтобы дополнительно не травмировать этих пациентов. Придерживаясь всем правилам нам удалось локализовать и ликвидировать болезнь.
- Ты практически полгода пробыл на передовой. И не то, чтобы не ездил домой, а находился хоть и в близком, но другом районе. Каково это находиться на такой, если можно выразиться, вахтовой работе?
- Работа медиком сейчас особенно трудна, когда многие работают в отрыве от своих родных и привычного образа жизни, общая нагрузка на систему выросла в разы, эта зараза нещадно выбивает из строя медперсонал, и оставшимся приходится работать за двоих, троих. Патогенетического лечения нет, диагностика этого заболевания продолжает разрабатываться, заболевание до конца не изучено и последствия еще неизвестны, а имеющиеся мощности не справляются со 2 волной.
- По телевизору, всем СМИ говорят о том, что нужно жить по-новому. И не учиться этому, это уже реалии сегодняшнего дня. Что бы ты посоветовал, как человек, который непосредственно столкнулся с этим?
- Болезнь есть и ее не нужно игнорировать. Простые правила: избегать любые скопления людей, носить маску и перчатки, чаще мыть руки.
Если говорить о личном опыте соблюдения мер профилактики: на улице ношу маску и перчатки, обрабатываю руки с помощью карманного баллончика с дезинфектантом, чаще мою руки. И знаешь, считаю, что в инфекционном стационаре было безопаснее! Есть «красная» зона, где лежат коронавирусные больные и ты заходишь туда полностью защищенным от инфекции, и есть «белая» зона, где живет медперсонал и там нет заразы. А в городе, «красная» зона может быть в любом месте! В лифте, где недавно проехал чихающий больной, в автобусе, где рядом с тобой сидит бессимптомный разносчик, в аптеке, на работе, в школе и садике, в кафе и магазине.
Поэтому придерживаться простых правил необходимо всем: чтобы значительно понизить риск заболевания или неведомо того разнесения вируса. Об этом не случайно говорят врачи, ВОЗ, Роспотребнадзор. Недавнее обращение Главы о том же. Все правильно, в первую очередь, нам нужно самодисциплинироваться, соблюдая правила поведения, для предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Ведь никто никого специально не заражает COVID-ом, все происходит случайно, при несоблюдении несложных рекомендаций врачей.
Все хотят жить как прежде, но сегодня к этому добавилось как минимум обязательно ношение масок и избегание большого скопления людей, пока не появится эффективная вакцина и вирус удастся взять под контроль. Я думаю это несложно.
И в конце хотелось бы напомнить финальную часть обращения Главы РС(Я) Айсена Николаева.
Я всегда честно и открыто говорю с вами, не скрывая сложностей, не пугая разными домыслами и не снимая с себя ни капли ответственности. Этого же требую и жду от всех руководителей, в первую очередь, от глав муниципальных образований, которые полностью отвечают за ситуацию на местах.
Мы научились работать в условиях распространения коронавируса, настроили систему здравоохранения на борьбу с инфекцией. Но, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения, нужна всеобщая ответственность – властей, медицинских работников, работодателей, всех жителей республики.
Я призываю вас, друзья, осознанно отнестись к этой ситуации, чтобы без введения жестких мер мы смогли пережить вторую волну заболеваемости, не допустить тяжелейших последствий для экономики, сохранить самое главное – человеческие жизни!
Сейчас важно, чтобы мы все ясно и трезво понимали риски, не впадали в панику, но и не игнорировали опасность. Будем солидарными и ответственными, поддержим друг друга! Нам надо выстоять, защитить здоровье и жизнь всех якутян!
Беседовал Андрей ШИЛОВ
Источник: сетевое издание «Yakutia24/Якутия24»