С 29 июля по 2 сентября 2020 года состоялась уникальная экспедиция якутских спасателей на Северный Ледовитый океан, посвященный 120-летию Русской полярной экспедиции в 1900-1902 гг.  Уникальность экспедиции в том, что решили добраться до острова Беннета на надувном катамаране. Предоставляем слово руководителю экспедиции, кандидату биологических наук, Почетному полярнику России, Председателю Якутского отделения Российского союза спасателей (ЯРО РОССОЮЗСПАС) Н.А. Находкину.

EkcpediciyaRGO 9

Полигон МЧС в Арктике

В октябре 2019 года мной была подана заявка в Русское географическое общество от имения Якутского регионального отделения РОССОЮЗСПАСа на организацию комплексной экспедиции на остров Беннетта. Она посвящена 120-летию Русской полярной экспедиции и 30-летию МЧС России. 28 мая 2020 года Попечительский совет РГО одобрил заявку. В Арктике очень короткое лето и времени на подготовку серьезной экспедиции было в обрез, но по правилам РГО, Гранты на экспедиции не переносятся на следующий год. Было необходимо верстать научную программу, разрабатывать логистику и готовить команду. В связи с проектом создания в Якутске экспериментального полигона МЧС России по практическим испытаниям новой техники и снаряжения для спасательных работ, решили воспользоваться возможностями экспедиции для испытаний новой потенциальной полезной технологии для спасательных формирований МЧС в Арктике. Как начало регулярных практических испытаний технологий в Арктических условиях от ВНИИ ГО ЧС МЧС РФ, т.к. формально с 1 июля являюсь представителем ВНИИ ГО ЧС в Якутии.

EkcpediciyaRGO 8

Команда состояла из 7 человек: Николай Находкин – руководитель, Нюргун Павлов – капитан, Игорь Ермаков – видеооператор и опытные спасатели ГБУ «Служба спасения Республики Саха (Якутия)»: Тит Алексеев, Валерий Андросов, Серафим Гуляев и Батыр Сейдалов. Тестирование проводили с соблюдением всех правил безопасности.

EkcpediciyaRGO 2

Как показал себя надувной катамаран на Ледовитом океане?

Транспортным средством для экспедиции был избран моторный надувной катамаран. При всей экзотичности транспорта для Ледовитого океана, он выбран сознательно. С учетом его практичности и глобальных климатических изменений в Арктике. Огромные просторы Ледовитого океана раньше освобождаются от ледовых полей.  А современный надувной катамаран не является резиновой надувной лодкой. Современные ПВХ материалы позволяют использовать их с высокой степенью надежности. На нашем катамаране каждая гондола имела 13 метров в длину и 1 метр в диаметре. При этом, полезная площадь палубы составляет 5м х 10 м, т.е. 50 кв м. Двигателем являлся подвесной мотор Ямаха 70 л.с. и в качестве запасного Ямаха 40 л.с. По сути, катамаран, имея вес и двигатель сравнимый в обычными маломерными судами типа «Прогресс» или «Казанка» (и чуть большие вес «Солар») перевозит в 10 раз больше груза.

EkcpediciyaRGO 3

Для целей МЧС РФ в северных и арктических районах представляет интерес прежде всего большой грузоподъемностью и транспортабельностью. Во время обширных паводков в труднодоступных районах невозможно привезти туда транспортные суда или амфибийную вездеходную технику. Катамаран может перевозиться на вертолете, собираться на месте. Его грузоподъемность позволяет перевозить по воде машины типа УАЗ, квадроциклы, большое количество груза или людей.  Небольшая осадка позволяет использовать на мелких водоемах до 0,7 м. При необходимости можно массово транспортировать вертолетами в труднодоступные места для ликвидации нефтеразливов, доставки сорбентов, расстановки боновых заграждений. Большая и открытая палуба позволяет производить такие работы. Кроме того, может служить основой работы водолазной станции.

Во время экспедиции катамаран с грузом 6,5 тонн прошел более 3000 км от г. Якутска до острова Большой Ляховский на Новосибирских островах, при этом 2400 км маршрута лежало за Северным полярным кругом. За трое суток перешел своим ходом одно из самых суровых в Северном Ледовитом океане море Лаптевых.  Скорость с грузом около 8-9 км/час, пустого – 15 км/час.

EkcpediciyaRGO 4

Испытание средств защиты в Арктике

Стандартные спасательные жилеты, которыми оснащены все владельцы маломерных судов в Арктике, а также личный состав судоходных компаний, ВМС не выдерживают никакой критики в холодных водах. А в Арктике вода никогда не прогревается выше нескольких градусов выше нуля. Для безопасности членов экспедиции мы использовали плавающие костюмы, разработанные и испытанные в ГБУ «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» с 2012 года.

14 августа в Северном Ледовитом океане в проливе Дмитрия Лаптева провели протокольные испытания плавающего костюма. Температура воздуха составляла +3 С, воды +5 С. Ветер северный со снегом. По плану испытаний один из двух членов вахты в плавающем костюме на полном ходу катамарана выпадает за борт. Рулевой подает сигнал тревоги. Спасательное средство в виде лодки «Солар» с мотором в полной готовности всегда находилось на привязи к катамарану. По сигналу тревоги, был сброшен ход катамарана, спасательная команда из двух человек заскочила в лодку. За это время упавшего унесло на 50 метров. Было визуально видно, что плавающий костюм хорошо держит человека на плаву. В связи с этим, было решено спасательный круг и конец Александрова не сбрасывать, чтобы фал от них не запутался в винтах моторах, и не затруднил маневрирование. К этому времени спасательная лодка подъехала к пострадавшему, подала ему весло для удержания и подтащила к катамарану, который развернулся и подошел навстречу. С борта спустили веревочную лестницу и человека втащили на борт катамарана. Вся спасательная операция заняла две с половиной минуты. Человек в плавающем костюме в ледяной воде имеет время для спасения около 2 часов. Все испытания хронометрировались и снимались на видео камеру. В таких климатических условиях нельзя переодеваться. Пострадавший в мокром костюме стоял на палубе без переохлаждения до достижения берега. В ватной или другой одежде этого невозможно сделать. Вода, попавшая внутрь плавающего костюма, быстро согревается до температуры тела, а оставшаяся прослойка воздуха сохраняет тепло, не пропускает ветер. При достижении берега, пострадавший самостоятельного разжег костер из НЗ, размещенного в кармане плавающего костюма. Такие костюмы при введении их в нормы оснащения спасателей и судовладельцев спасут много жизней в северных регионах.

Отдельно тестировались и использовались индивидуальные средства безопасности в Арктике: сигналы охотника – шумовые и огневые, газовый спрей от хищника, вечные непромокаемые спички. Компактные спасательные спальники постоянно имелись у каждого в НЗ внутри одежды и т.д.

EkcpediciyaRGO 5

Организация связи экспедиции

Несмотря на небольшие размеры и ограниченность электрического обеспечения катамаран был достаточно современно оснащен средствами связи для безопасного автономного плавания в Северном Ледовитом океане:

- Автономная передача координат каждые два часа, проводилась при помощи трекера Рокстар (Компания Сателлит). Это обязательное требование к судам в открытом море. Трекеры имелись на катамаране и отдельно в спасательной лодке. К удобствам такой связи можно отнести компактность (как спутниковый телефон), всепогодность, долгий заряд и возможность бесперебойной двустороннней связи, как с операторами в штабе, так и между собой. Отвечало требованиям и погранслужбы.

EkcpediciyaRGO 6

- Для постоянной связи членов экспедиции по обычному сотовому телефону посредством СМС передачи, использовался компактный спутниковый ретранслятор Иридиум-ГО, который раздавал вай-фай связь внутри катамарана. Поэтому члены экспедиции по своим телефонам постоянно имели СМС связь с Большой Землей.

- Два спутниковых телефона Иридиум от РГО и ГБУ «Служба спасения РС(Я)» обеспечивали голосовую связь со спасательными службами и штабом.

- Отдельно нами в IT-парке Якутии была разработана система определения геопозиции человека в условиях плохой видимости, отсутствия сотовой и спутниковой связи. Если бы человека унесло в тумане в океан и т.д. Датчик размером с пачку сигарет был у каждого члена экспедиции. Ретранслятор с антенной позволял определять его координаты и выставлять на экране телефона. Может представлять большую перспективу при организации координации работ при тушении лесных пожаров, когда каждый участник в любом дыму будет виден на экране. В принципе его можно добавить датчиками по состоянию человека (пульс и т.д.). По сравнению с армейскими аналогами на порядок меньше весом и стоимостью. Для хозяйственного использования может применяться для отслеживания домашних животных (лошадей и др.) – без оплаты спутниковых трафиков, что в сотни раз экономически эффективнее существующих спутниковых методов слежения.

EkcpediciyaRGO 10

Экспедиция продолжится в следующем году

Вследствие долгого согласования выхода катамарана в море было упущено оптимальное время проведения экспедиции с середины июля, когда море очищается ото льдов, но мало штормов. При проходе пролива Этерикан начались сильные встречные осенние шторма со снегом. В связи с угрозой зимовки, решили стройматериал для постройки спасательного депо оставить на метеостанции Кигилях о. Большой Ляховский. Сама экспедиция будет продолжена в 2021 году в благоприятное время. 

Потеря времени на согласование выхода в море произошла из-за того, что современные катамараны не входят в устоявшиеся формулировки нормативных актов. В Штабе морских операций в Мурманске требовали порт морской прописки судна (а оно прописано в Якутске, в ГИМС). Для пограничников (Петропавловск на Камчатке) не понятно было маломерное судно ГИМС 6 (!) раз пересекающее морскую государственную границу в Северном Ледовитом океане. Подход и отход от каждого острова на 20 миль означал прохождение госграницы, которую надо отдельно фиксировать. И т.д. Даже требования ГИМС, к примеру, не разрешают располагать ГСМ на палубе. А куда размещать 1600 л топлива, трюмов нет.

Сняты обширные видео и фотоматериалы сняты фото- и видеоматериалы об экспедиции, исторических фактах освоения Арктики и природе одного из малоизученных мест нашей страны. Будем монтировать видеофильм.

Результаты испытаний спасательных технологий в Арктике можно представить отдельной экспозицией на выставке «Комплексная безопасность 2021».

Катамаран на обратном пути из порта Нижнеянск был транспортирован в трюме до г. Якутска на попутном судне «Вадим Тюрнев». Часть команды из Тикси вылетела в Якутск на самолете и прибыла раньше. Все живы здоровы, хотя все были в первый раз в открытом море.

EkcpediciyaRGO 7

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24

Поделиться: