Педиатр, неонатолог, организатор здравоохранения, заслуженный врач Республики Саха (Якутия), заслуженный врач России, отличник здравоохранения, Почетный гражданин Верхневилюйского района, кандидат медицинских наук Радомир Александров говорит о профессии неонатолога так, что кажется, доведись ему выбрать путь еще раз, он снова выбрал бы ее. То, что станет педиатром, он знал с самого начала, но именно неонатология, трудная, но очень увлекательная, стала его судьбой.
- Радомир Иванович, где Вы начинали работать как педиатр?
- В 1978 году после окончания Томского ордена Трудового Красного знамени медицинского института, я был направлен на работу в Амгинский район. В то время на весь район я был единственным педиатром, поэтому приходилось работать и участковым врачом-педиатром, и заведующим детским отделением Амгинской центральной районной больницы, и микропедиатром (так до появления специальной службы называли тех педиатров, которые занимались новорожденными), и районным педиатром.
Это звучит буднично и будто предполагает размеренную жизнь, но на самом деле это работа 24 часа в сутки: с утра - роддом, потом обход в отделении, прием, после обеда - детская консультация, обслуживание вызовов, патронаж, а ночью – как повезет. Может случиться экстренный вызов к больному ребенку в дальнее село, могут быть роды. «Саквояж у меня был старинный с самодельной капельницей (рационализатор-самоучка, он и катетер для внутривенных инъекций придумал сам и коллег сельских научил их делать и использовать), берешь его и едешь», - вспоминает Радомир Иванович. Так было в Амге, а потом и в Покровске. Встретив свою половинку, тоже педиатра, еще три года отработал участковым и районным педиатром в Орджоникидзевском районе.
- А как Вы стали неонатологом?
- В 1982 году мне предложили поехать на учебу в клиническую ординатуру Санкт-Петербургской медицинской педиатрической академии (тогда Ленинградский педиатрический институт), чтобы получить специализацию по неонатологии. Главным акушером-гинекологом Минздрава Якутии была заслуженный врач республики и России Тамара Семеновна Станкевич, она дала мне рекомендательное письмо. Уже было известно, что в Якутске откроется новое здание роддома, поэтому меня целенаправленно готовили для работы в новом роддоме. Учился я у известного профессора, академика, доктора медицинских наук, заведующего кафедрой неонатологии Николая Павловича Шабалова. В то время кафедра в Санкт-Петербургской медицинской педиатрической академии только открылась, так что мне посчастливилось войти в число первых выпускников ординатуры, ставших врачами-неонатологами.
Начинающий неонатолог много дежурил в областной больнице, не отказывая старшим коллегам и благодарно набираясь опыта. Бывало, что в месяц до семнадцати дежурств выходило. В результате успешного завершения клинической ординатуры по специальности «педиатрия и неонатология» он вполне мог, наверное, остаться и в Ленинграде, но его ждали дома.
- Куда Вас направили по возвращении в Якутск?
- Вернувшись в Якутию, я получил направление в родильное отделение Якутской городской клинической больницы №1. Мне было поручено возглавить неонатальную службу больницы. В больнице было два родильных отделения: первое - для физиологических родов и здоровых новорожденных и второе - для женщин с экстрагенитальной патологией. В первые годы было много работы по организации неонатальной помощи новорожденным детям. Я очень благодарен своим наставникам, которые помогали мне, делились своим бесценным опытом, когда я пришел работать. Благодаря высочайшему профессионализму и самоотверженности этих врачей была спасена не одна детская жизнь. Так что учителя у меня были хорошие.
- Что было важным в организации работы по выхаживанию недоношенных детей на том этапе?
- В те годы, благодаря тесной преемственности между детскими учреждениями, специалисты родильного отделения Якутской городской клинической больницы и отделения выхаживания недоношенных детей, обеспечивалось соблюдение этапности лечения и реабилитации недоношенных детей, что положительно влияло на успешное их выхаживание и эффективную социальную адаптацию. При введении в эксплуатацию здания роддома № 1 было закуплено венгерское медицинское оборудование - инкубаторы для выхаживания тяжелых новорожденных поэтому, в первую очередь, мы приступили к их освоению. В те годы впервые было организовано круглосуточное дежурство врачей-неонатологов в роддоме с обязательным присутствием при родах, при необходимости они оказывали неотложную медицинскую помощь. Ранее ночные дежурства врачей-неонатологов в роддоме не практиковались, их вызывали только по необходимости. Благодаря внедрению такой практики, при родах в первые секунды рождения малыша, врачи могли проводить первичную реанимацию, поставить клинический диагноз, определить прогноз и оказать своевременную квалифицированную медицинскую помощь, своевременное проведение заменного переливания крови при гемолитической болезни новорожденных или выявить врожденные заболевания, требующие срочной хирургической помощи. Это было очень важно.
- Ваша судьба напрямую связана со строительством Центра охраны материнства и детства, Радомир Иванович. Как это было?
- Да, мне посчастливилось принять непосредственное участие на всех этапах проектирования и строительства Перинатального центра. В 1990 - 1992 годах, будучи заместителем министра здравоохранения республики, я принимал участие в обосновании, проектировании и подготовке технического задания Центра охраны материнства и детства. Как представитель Минздрава республики по строительству ЦОМиД, в 1995 году я был назначен и.о. директора строящегося Центра охраны материнства и детства. Вместе с акушером-гинекологом Антониной Алексеевной Егоровой и другими специалистами мы работали по подбору оборудования, укомплектованию, подготовке и обучению высококвалифицированных кадров для будущего Центра. Многое при строительстве этого уникального Центра было сделано впервые. Так, к примеру, с открытием Центра в структуре неонатального блока Перинатального центра было обосновано и открыто отделение выхаживания недоношенных новорожденных. Впервые в истории здравоохранения республики одновременно было открыто отделение инфекционных заболеваний новорожденных и реанимационное отделение для новорожденных и благодаря этому появилась возможность своевременного перевода детей с гнойно-септической патологией и неонатальной инфекцией из учреждений родовспоможения республики, была ликвидирована вспышечная инфекционная заболеваемость среди новорожденных. Также при строительстве Центра впервые были предусмотрены вентиляционные системы, газовая печь с двухступенчатым сжиганием, таким образом, была решена проблема утилизации медицинских отходов и биологического материала, выделена отдельная линия стирки и стерилизации мягкого инвентаря для новорожденных.
Все это было сделано впервые и было поистине революционным решением.
- Как оснащали ЦОМиД?
- Важным шагом для успешной работы был выбор медицинского оборудования для Центра, поскольку от этого напрямую зависело качество оказания медицинской помощи. Оно подбиралось под руководством министра здравоохранения Прокопия Николаевича Яковлева при активном участии акушера-гинеколога Антонины Алексеевны Егоровой, заведующего отделением лучевой диагностики Медицинского центра Владимира Алексеевича Баранова, с участием специалистов всех профильных служб. Было выбрано медицинское оборудование производства Германии, Америки, Италии и Австрии на сумму около 35 миллионов долларов для реанимации, хирургии и других отделений. По тем временам это было самое современное импортное оборудование, и время показало, что выбор мы сделали правильный, до сих пор, хотя и прошло достаточно времени, Перинатальный центр по степени оснащенности медико-техническим оборудованием и аппаратурой считается одним из лучших на Дальнем Востоке и в России.
- Как подбирались кадры?
- Еще задолго до открытия ЦОМиД целенаправленно были подготовлены высококвалифицированные кадры для работы в Центре на базе Республиканской детской поликлиники (главный врач – Александра Дмитриевна Кычкина), так что они и стали первыми новоселами в новом здании. На торжественном открытии Центра, которое состоялось в 1997 году, директор ЦОМиД поблагодарил коллег за то, что заранее позаботились о подготовке кадров для детской поликлинической службы. Организация своевременной реанимационной помощи детям повлияла на снижение уровня показателей перинатальной заболеваемости и смертности среди новорожденных. Благодаря внедрению современных перинатальных технологий снизились показатели перинатальной заболеваемости и смертности, улучшились показатели деятельности коечного фонда, повысилась эффективность лечения и выхаживания новорожденных, улучшилась преемственность с лечебно-профилактическими учреждениями города и республики. Конечно же, в первую очередь, это результат слаженной работы всех специалистов неонатальной службы республики. С огромным уважением называю сегодня имена своих коллег, соратников: Натальи Титовны Сосиной, Светланы Васильевны Авдеевой, Надежды Иннокентьевны Винокуровой, Евгения Иннокентьевича Бурцева и Аиды Револьевны Бурцевой.
- Я знаю, что Вы лично вылетали на тяжелые роды в районы и перевозили недоношенных детей в Якутск…
- С момента открытия Перинатального центра (Центра охраны материнства и детства) как руководитель неонатального блока Перинатального центра я непосредственно занимался организацией неонатальной помощи новорожденным, транспортировкой тяжелых новорожденных со всей республики по санитарной авиации. За двадцать лет мною выполнено около полутора тысяч вызовов по линии санитарной авиации, по два-три раза в неделю вылетал.
- Я как-то видела, как Вы привезли маму и ее ребенка из района сайрейсом. Как происходит транспортировка недоношенных детишек?
- Транспортировка тяжелых новорожденных осуществляется в специальных кювезах-инкубаторах, где в автономном режиме поддерживается температура, подача кислорода, ведется мониторирование за жизненными функциями ребенка: слежение за пульсом и концентрацией кислорода в крови новорожденного. Инкубатор снабжен автономным обогревом, так что даже зимой внутри него поддерживается оптимальная для новорожденных температура, надо ли говорить, что температурный режим имеет очень большое значение при транспортировке недоношенных детей.
Видела-то я возвращение неонатолога из рейса ранней весной, было довольно холодно, а он вошел в здание ЦОМиД в халате, будто зашел из соседнего блока, легко катя перед собой кювез с малышом. Благодаря строительству ангара, смежного с приемным отделением, реанимобиль доставил младенца, его маму и доктора прямо к дверям отделения, не допустив переохлаждения ребенка.
- Вы много работали с коллегами из районов республики…
- Да, мы внедрили в практику круглосуточное дистанционное консультирование по телефону и по телемедицинской связи врачей-неонатологов и реаниматологов Перинатального центра коллег из улусов и города Якутска по вопросам лечения и выхаживания тяжелых новорожденных.
- Особая тема в Вашей врачебной деятельности – выхаживание новорожденных с экстремально низким весом.
- В рамках реализации рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) новорожденным к 2012 году плод с 22 недель беременности с массой 500 грамм и более при рождении вошел в статистику как живорожденный ребенок. Для успешной реализации рекомендаций ВОЗ проводилась соответствующая подготовка специалистов на базе ведущих институтов не только в России, но и за рубежом, в Японии, Турции, Израиле, обновление медицинского оборудования в рамках реализации программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы. Сегодня, благодаря современному оборудованию, мы можем выхаживать недоношенных новорожденных с 500 граммов. За последние годы ежегодно рождается более двухсот новорожденных с массой тела при рождении с 500 до 1500 грамм. Благодаря работе большого коллектива неонатальной службы снижаются показатели перинатальной заболеваемости и смертности, улучшились показатели деятельности коечного фонда, повысилась эффективность лечения и выхаживания новорожденных, улучшилась преемственность с лечебно-профилактическими учреждениями города и республики.
Добавлю: в течение последних десяти лет младенческая смертность в Якутии самая низкая по Дальнему Востоку, а материнская – вот уже три года как сошла на нет. «Благодаря своевременному строительству ЦОМиД», - говорит Радомир Иванович. Конечно, но есть в снижении младенческой смертности немалая заслуга и неонатолога Александрова (результат мониторинга, транспортировки женщин с угрожающей беременностью и недоношенных детей, выхаживание малышей с крайне низким весом в течение двадцати лет сыграли положительную роль), и он может по праву этим гордиться.
- Был у нас такой случай: у родной сестры нашей коллеги Лены Афанасьевны Сидоровой родился мальчик с четырьмя пороками сердца, весом 1500 грамм. Мама умерла в родах от сердечной недостаточности. Я его выхаживал, потом им занималась бабушка. Я ездил тогда в Америку, видел, как они оперировали ребенка с пороками, сказал, что у нас тоже есть такой ребенок. Они взяли его, оперировали в Сан-Франциско, это был 1995-96 год, за шесть часов все пороки устранили! Мальчик вырос, окончил техникум, здоров. А с Леной Афанасьевной и сейчас вместе работаем. А однажды летел в самолете с тройней, которую выходил. Ребята выросли, стали студентами. Дети из еще одной тройни тоже выросли очень способными, постоянно выигрывали все олимпиады в республике, поступили в МГУ, выучились. Вообще мы благополучно выходили тридцать с лишним тройняшек. Был случай, когда поступала мама, которая должна была родить четверых, а у нас уже лежали три женщины, родившие тройняшек, еще одна должна была вот-вот поступить, и мы попросили коллег в Томске, чтобы они взяли эту беременную к себе. Томичи взяли, подготовили к родам, и роды разрешились благополучно. Бригада из двадцати врачей принимала этих детей, мы бы в тот момент врачей столько не набрали…
- Над чем работаете сейчас, Радомир Иванович?
- В республике сейчас выхаживается до пятидесяти детей в год с весом до килограмма и до двухсот детей с 1500 граммов. Набирая вес, такие дети лежат по два-три месяца в перинатальном центре и, выписываясь домой, остаются без должного внимания, а ведь им требуется постоянное наблюдение специалистов. В Якутске на базе Республиканской клинической больницы очень своевременно открылся второй Перинатальный Центр, третьего уровня, где проектом предусмотрено отделение катамнеза для новорожденных, родившихся с экстремально низкой массой тела при рождении и очень низкой массой тела при рождении, а также для тяжелых новорожденных, находившихся в отделении реанимации и интенсивной терапии и рожденных с врожденной аномалией развития при рождении, и я с 2017 года возглавляю это отделение. На учете у нас четыреста детей, они наблюдаются у нас до трех лет. Мы укомплектованы на 100%. В отделении есть все узкие специалисты, чья помощь жизненно необходима нашим детям: детский окулист, детский кардиолог, детский хирург, детский травматолог-ортопед, детский невролог, физиоврач, врач ЛФК, массажист, педиатры. Есть дневной стационар. Мы активно приглашаем мам, чтобы недоношенный ребенок мог получить соответствующее лечение. Реабилитация в первые годы дает прекрасные результаты, дети выхаживаются и растут на глазах. Недоношенному ребенку необходима реабилитация, постоянное внешнее наблюдение, помощь, своевременная коррекция, вот этим я сейчас и занимаюсь.
А еще говорят «дважды в одну реку не входят»! Радомир Александров вернулся в клиническую больницу, получившую за эти годы статус республиканской, где начинал работать в девяностых в отделении новорожденных и возглавил работу отделения по реабилитации недоношенных детей. Логично!
- Мы тесно работаем вместе с 1998 года, - говорит врач-неонатолог, отличник здравоохранения республики, врач высшей категории Наталья Сосина. - Радомир Иванович много летал с санрейсами по районам, по экстренным тяжелым родам, вывозил в Якутск недоношенных детей, поскольку был практически единственным мужчиной, ведь надо было, вылетая на вызов, всю технику везти с собой, инкубаторы, потом и кювезы. В нашей профессии надо быть очень организованным, терпеливым, готовым понять родителей, родственников, легким на подъем, доброжелательным, коммуникабельным, а Радомир Иванович к тому же очень аккуратный, кропотливый, надежный человек, обладающий прекрасными организаторскими способностями. Работу он хорошо знает, и все наши проблемы может решить. Он всегда по-доброму относится к коллегам, помогает всем, никогда не отказывает в помощи, умеет найти общий язык с любым человеком. Один из первых врачей-неонатологов республики, он много сделал для развития службы. Радомир Иванович очень домашний, семейный человек, у него хорошие дети, хорошие внуки. Хотелось бы пожелать, чтобы он был сам здоров и пусть здоровы будут его дети и внуки.
- Оправдались ли Ваши ожидания от профессии, Радомир Иванович?
- Я счастлив, что выбрал эту специальность и работаю неонатологом. Я вложил в неонатологию все свои знания, силы, энергию, всю свою медицинскую деятельность посвятил новорожденным. Я благодарен своим коллегам, мои сподвижникам и бесконечно рад, что работал и продолжаю работать рядом с прекрасными специалистами, без них я бы ничего не добился. Придет время, и новые возможности акушерско-гинекологической службы поднимутся на такой уровень, о котором в начале ХХ века никто и не мечтал.
Сегодня Радомиру Ивановичу Александрову исполняется семьдесят, он в прекрасной форме и по-прежнему занят делом, которому посвятил свою жизнь.
- Ваша медицинская мечта, Радомир Иванович?
- Моя мечта как врача – чтобы не было недоношенных детей, чтобы все дети рождались здоровыми.
- С днем рождения Вас, и пусть все у Вас будет хорошо!
Подготовила Зоя ИГНАТЬЕВА