В эти дни в Якутии с деловой программой прибыл один из основателей автономной некоммерческой организации «Большая земля» Олег Степанов. Олег Владимирович в первую очередь известен тем, что был одним из тех, кто стоят у истоков туристического чуда «Териберки». Этот мало кому до последних лет известный поселок у берегов Баренцево моря сейчас стал настоящей туристической Меккой, который каждый год посещают несколько сотен тысяч туристов.

С Олегом Степановым мы встретились в этнокультурном центре «Улуу Тогой», который в скором времени возможно станет одной из главных локаций крупного туристического фестиваля. 

- Олег Владимирович, расскажите пожалуйста о чуде «Териберки»

Началось все достаточно спонтанно. Я со своими друзьями, создателями кооператива «Лавка-Лавка», который был создан в начале 2000-х для продвижения фермерской продукции, решили после премьеры фильма Левиафан, решили поехать и посмотреть на это места съемок и, если есть возможность помочь в его возрождении. С этого и началась наша работа по развитию территорий. Сейчас в этом поселке (с. Териберка в Архангельской области) 22 гостиницы, 2 ресторана, множество туристических объектов, за последний год его посетило около 200 тыс. туристов. Предприниматели вкладывают деньги в его развитие, всем очевидно, что у него хорошее будущее. 

После этого нас стали приглашать работать в другие регионы, а нам стало очевидно, что нам это нравится. Мы стали получать некий опыт, развивать его и распространять. Учредили организацию АНО «Большая земля», которая способствуют устойчивому развитию территорий.

- А в чем суть устойчивого развития?

- Его суть очень простая – вложенные средства должны быть меньше полученного результата. Территория должна развиваться не за счет внешних вливаний, а за счет собственных ресурсов.    

На каждой территории есть свои ресурсы – это природа, культура, традиции, фольклор, кухня, музыка, история и т.д. может ей нужен внешний толчок, помощь государства, например, но эта поддержка не должна быть постоянной. После заданного вектора развитие должно идти само.

- Вернемся к Териберке, за какой срок произошел такой скачок? 

- На наш первый фестиваль приехало примерно 200 человек, но выхлоп в СМИ был большой, на второй тоже народу было не очень много. Но на третий год, после того, как все местные силы были брошены на амбразуру, эффект превзошел все наши ожидания. ГАИ в эти дни зафиксировало 3000 машин, двигавшихся в сторону Териберки. В этот момент мы почувствовали, что начало что-то меняться, и что дальше уже не будет, как раньше, что даже после фестиваля, поселок будет жить и развиваться.      

- А как так произошло, что фестиваль, который по сути является событийным мероприятием, смог привлечь постоянный приток туристов?

- Это не работа по устройству праздника. Как обычно у нас праздники устраиваются? Привозят каких-либо музыкантов, известных людей, вот и народ на них собирается, но они та уезжают и праздник заканчивается. Мы же если, кого-то и привозили, то они взаимодействовали с местными ресурсами и их вытаскивали. Например, есть местная кухня, но развития она не получила, мы к ним привозим профессиональных поваров, которые работают с местными поварами над этой кухней и оставляют после себя уже готовое меню. Люди начинают ходить в свои рестораны и пробовать свои блюда, которые были практически забыты. Есть еще хороший пример с экологическим туризмом. Мы привезли в Териберки известного орнитолога, который проложил экологическую тропу, которая работает и востребована до сих пор.  

- Какие впечатления о Якутии и его потенциале?

- Я побывал в очень многих местах нашей родины, но меня здесь очень удивили живые традиции. Обычно все-таки региональные культуры успешно умерли за советское время, но здесь все по-другому. Люди знают свою историю, успешно развиваются различные сферы культуры, и все это я заметил всего лишь за день пребывания. Мне кажется, что это огромный потенциал, потому что самое главное, чтобы были живые традиции. Простой пример, который я всегда привожу это – водка. Никакие маркетинговые бюджеты на его раскрутку не тратились, просто русские люди ее любят и это живая традиция. Поэтому она стала известна во всем мире. С шампанским, хамоном и пармезаном та же история. Если бы люди не любили своих продуктов они бы не стали известны всему миру. Все что нужно для этого, все это в Якутии уже есть. Есть местные сокровища, которые нужно просто подсветить.

Источник: Сетевое издание «Yakutia24/Якутия24»

Поделиться: