52-летний журналист и коллекционер Александр Стручков рассказал о своем интересном хобби. Он собрал около трехсот машин, танков и самолетов. Не реальных, а уменьшенных в 43, 24 и 8 раз. Все представленные модели представляют советский период.

Александр начал свой рассказ с коллекции «Легендарные советские автомобили».

- Эта серия охватывает период с 1920-х годов, когда начали выпускать первые машины на базе машин Ford, до 1991 года. Их 60 штук. Здесь представлена вся линейка, начиная с легендарного ГАЗ М-1, «Эмки», которая прошла всю войну. Конечно, коллекция собрана выборочно, поскольку мне интересны автомобили, которые бегали по дорогам Якутска и Якутии. Особенно уазики и «Волги». Единственный момент в этих машинах – они не «открывашки»: ни капот, ни двери не открываются. Но тем не менее это позволяет сохранить полностью 100% геометрию модели. Эти машины масштаба 1:24, то есть уменьшены в 24 раза. Они выходят очень малым тиражом в России. Если раньше это было 5000-10 000, то сейчас тираж для всей России, где у нас проживает около 110 млн человек, составляет 4950. К слову, «Волга-21», в масштабе 1:18, из этой коллекции уже стала раритетной. Я ее покупал за две тысячи рублей. Сейчас ее цена достигает нескольких десятков тысяч рублей. Есть рынок и люди, которые покупают. Можно сказать, что это своего рода инвестиция.

 AStruchkovKollekcioner 4

AStruchkovKollekcioner 4

AStruchkovKollekcioner 4

Мне эта коллекция очень сильно нравится. Хочу отметить, что в части технологии эти машины ничем не уступали зарубежным аналогам. Особенно те, которые выпускались в 50-60-х годах. Все это наглядно демонстрируется и описывается в журналах, приложенных к моделям машин. В общем, есть чем гордиться. Та же самая «Волга» ГАЗ-21! По-моему, ее все обожают! Как много мы смеялись над «Запорожцем», как много анекдотов было, но это действительно легендарная машина, которая обладает уникальным и собственным дизайном, техническими характеристиками, соотношением цены и качества. В то же время мы смеялись и над «Окой». На самом деле, в истории мирового автомобилестроения она тоже занимает свою нишу. Она достаточно удобна, комфортабельна по мере своих возможностей, имеет хорошие тяговые возможности. По стоимости она была самой рентабельной и имела, пожалуй, одну из самых низких цен для покупателя в мире. Люди с удовольствием на ней ездили. Выпускалась аж до 2008 года.

Я увлекаюсь исключительно советским периодом. Он мне как-то ближе. У меня самого были «Запорожец» и «Жигули». Это своего рода воспоминания. Помню, как мы радовались, когда коллега купил «семерку», другой — «Москвич 412» красного цвета, ровно как машины из моей коллекции. Иногда возникают такие ассоциации: кто, как и на чем ездил. Даже вот эти желтые рафики! Это были маршрутные такси в городе, которые ездили из речпорта. Мы специально стояли на остановке Дома культуры имени Кулаковского и ждали, когда приедет такси, и за 15 копеек проезжали две остановки. Просто чтобы прочувствовать мягкость и комфорт маршрутного такси. Проезд в автобусе тогда стоил 6 копеек. И такое явление было у нас в Якутске.

 AStruchkovKollekcioner 8

AStruchkovKollekcioner 8

AStruchkovKollekcioner 8

AStruchkovKollekcioner 8

Вообще, мое хобби родом из детства. Когда я был третьеклассником, в 1979 году моя сестра поехала в «Артек» и привезла мне машинку с символикой Олимпиады 1980 года в Москве. Это тоже была серия легендарных машин, выпускающихся в Саратове. Она была в такой хорошей и качественной упаковке! Там было написано: вы можете заказать машину по такому-то адресу. Ну я и написал письмо, и через некоторое время, к моему удивлению и к удивлению мамы, машинки пришли. Это было весьма интересно. Ведь тогда таких продаж не было. После этого я начал коллекционировать машины. Потом я ушел в армию, и машины достались моим племянникам. В 90-х возобновился выпуск, я увлекся заново, и у меня появилась небольшая коллекция машин масштаба 1:43. Удивительно, что даже выпустили командно-штабную машину Р-142Н, на которой я служил начальником радиостанции в Советской армии.

В коллекции моделей масштаба 1:43 сейчас у меня насчитывается порядка 80 машин. Кроме этого, у меня есть коллекция «Русские танки». Здесь представлены не все модели, поскольку я испытываю трудности в выставочных площадях. По этой серии можно проследить историю страны, начиная с первого отечественного танка до танка Т-90. Во втором ряду представлены танки, участвовавшие в ВОВ. Танки «Черчилль» и «Матильда», которые поставляли по ленд-лизу, тоже считаются «оружием Победы». Детям такое занятие было бы очень интересно: собирать, знакомиться с историей. Такие модели недорогие, стоят 300 рублей.

Также у меня представлены модели советского авиамоторного строительства. Помимо всего есть коллекция орденов Советского Союза со времен Гражданской войны, когда каждая республика, входящая в состав СССР, имела собственные ордена. Это реплики, которые выпускают специально для коллекционеров.

 AStruchkovKollekcioner 13

AStruchkovKollekcioner 13

AStruchkovKollekcioner 13

AStruchkovKollekcioner 13

AStruchkovKollekcioner 13

На данный момент я занят сборкой легендарной «Волги» ГАЗ-21, дизайнером которой якобы был сам Жуков. Эта модель масштаба 1:8. Год назад вдруг вышла реклама, и мне, как ценителю советского автопрома, стало очень интересно. Мне понравилась полная деталировка модели: все двери открываются, опускаются стекла и сиденья, тщательно проработан двигатель и имеется действующий рулевой привод. Я начал собирать ее в январе 2018 года. Планирую завершить в апреле текущего года. С нетерпением жду, когда можно будет услышать звуковой сигнал, заработают поворотники, фары, ближний и дальний свет, габариты. Машина, конечно, ездить не будет. Она электрическая и очень тяжелая.

Это очень интересное занятие. Отвлекаешься от текущих дел, узнаешь много нового. Это журнальная серия. Это значит, что вместе с деталями к машине приходят журналы, где есть не только инструкция по сборке, но и история создания этой «Волги». Журнал рассказывает о том, что происходило в стране в это время, переходит на новости, связанные с машиной: на каком заводе выпускался, какие модификации были сделаны, кто принимал участие и в какие страны ее поставляли. «Волга» же экспортировалась в разные страны мира. Удивительно! В те времена порядка 43 стран мира закупали нашу «Волгу». В Бельгии был налажен выпуск нашей машины — «отверточная сборка».

2 года сборки — это совершенно нормальные сроки. Учитывая опыт читателей, производители решили немного сократить количество номеров, чтобы люди успевали собрать машину за 100-110 номеров. Раньше это занятие растягивалось на 130 номеров. То есть по времени занимало больше двух лет. На данный момент у меня собрано 94 номера. И вот через четыре посылки, буквально через три месяца, машина будет готова. Осталось собрать крылья, багажник, габариты и прочее. Вообще, журнал выходит 4 раза в месяц, еженедельно. Нам, подписчикам, для удобства отправляют сразу 4 журнала одной посылкой.

На самом деле сама сборка очень быстрая. Четыре номера можно собрать за один вечер. Отвертки, умелые руки, Мусечка и Васечкин — и все готово. Мусечка и Васечкин — наши домашние питомцы и мои главные помощники. Они очень любят наблюдать за процессом. Их задача — находить упавшие на пол детали. Я просто поражаюсь тому, что они понимают, что вещь представляет для меня ценность, и ничего не трогают. Хотя они очень любопытные и часто бегают по квартире.

 AStruchkovKollekcioner 16

AStruchkovKollekcioner 16

AStruchkovKollekcioner 16

Супруга, родственники, друзья поддерживают мое увлечение. Мне часто дарят и привозят машинки. Это очень приятно. Конечно, иногда промахиваются с моделями, но я всегда все с радостью принимаю. Однажды друзья подарили мне сразу 5 машин. Было трогательно, что они отнеслись с душой. Единомышленников в Якутске у меня нет. В основном я общаюсь на специальных сайтах и в соцсетях. Мы создали страницу во «ВКонтакте», на нее подписаны примерно 3500 человек. Это те люди, которые коллекционируют, приобретают модели машин. Ну и общение тоже занимает некоторое время: обмен, советы, взаимовыручка, помощь в сборке. Кстати, я очень сильно удивился реакции людей, когда выложил фото «Волги» в Facebook. Было столько просмотров и лайков. Значит, тема интересна. Возможно, людям нужна какая-то отдушина. Я призываю читателей тоже заниматься этим делом. Мы, мужчины, все любим машины.

В апреле, когда закончу «Волгу», появится легендарный автомобиль УАЗ. Тоже масштаба 1:8. Подумываю. В свое время мы все выросли на уазиках. Да и до сих пор ездим. Страсть коллекционера неописуема. Хочется эту и ту модель. Даже когда определялись модели, которые будут выпускаться, мы очень сильно переживали. Что-то писали, было организовано интернет-голосование: какого цвета, года выпуска должна быть серия. Я считаю, что у каждого человека должно быть хобби. Человек тем и отличается от других существ на планете, что у него есть востребованные вещи, страсти, желания. Любопытство, желание достичь совершенства в чем-то — двигатель прогресса.

Мое хобби не очень затратное. Например, танки стоят 300 рублей, машины с доставкой выходят в районе 1600 рублей. Большая «Волга» стоит порядка 54 000 рублей. За два с половиной года одна посылка обходится примерно в 1600 рублей. Если есть желание, можно постараться выкроить деньги или отказать себе в чем-то. Что касается времени, то для любимого дела оно найдется всегда.

AStruchkovKollekcioner 27

AStruchkovKollekcioner 27

AStruchkovKollekcioner 27

AStruchkovKollekcioner 27

AStruchkovKollekcioner 27

AStruchkovKollekcioner 27

AStruchkovKollekcioner 27

AStruchkovKollekcioner 27

AStruchkovKollekcioner 27

AStruchkovKollekcioner 27

AStruchkovKollekcioner 27

AStruchkovKollekcioner 27

Фото Вадима Скрябина и Александра Стручкова

Автор: Марианна Тойтонова

Источник: News.Ykt.Ru

Поделиться: