52-летний журналист и коллекционер Александр Стручков рассказал о своем интересном хобби. Он собрал около трехсот машин, танков и самолетов. Не реальных, а уменьшенных в 43, 24 и 8 раз. Все представленные модели представляют советский период.
Александр начал свой рассказ с коллекции «Легендарные советские автомобили».
- Эта серия охватывает период с 1920-х годов, когда начали выпускать первые машины на базе машин Ford, до 1991 года. Их 60 штук. Здесь представлена вся линейка, начиная с легендарного ГАЗ М-1, «Эмки», которая прошла всю войну. Конечно, коллекция собрана выборочно, поскольку мне интересны автомобили, которые бегали по дорогам Якутска и Якутии. Особенно уазики и «Волги». Единственный момент в этих машинах – они не «открывашки»: ни капот, ни двери не открываются. Но тем не менее это позволяет сохранить полностью 100% геометрию модели. Эти машины масштаба 1:24, то есть уменьшены в 24 раза. Они выходят очень малым тиражом в России. Если раньше это было 5000-10 000, то сейчас тираж для всей России, где у нас проживает около 110 млн человек, составляет 4950. К слову, «Волга-21», в масштабе 1:18, из этой коллекции уже стала раритетной. Я ее покупал за две тысячи рублей. Сейчас ее цена достигает нескольких десятков тысяч рублей. Есть рынок и люди, которые покупают. Можно сказать, что это своего рода инвестиция.
Мне эта коллекция очень сильно нравится. Хочу отметить, что в части технологии эти машины ничем не уступали зарубежным аналогам. Особенно те, которые выпускались в 50-60-х годах. Все это наглядно демонстрируется и описывается в журналах, приложенных к моделям машин. В общем, есть чем гордиться. Та же самая «Волга» ГАЗ-21! По-моему, ее все обожают! Как много мы смеялись над «Запорожцем», как много анекдотов было, но это действительно легендарная машина, которая обладает уникальным и собственным дизайном, техническими характеристиками, соотношением цены и качества. В то же время мы смеялись и над «Окой». На самом деле, в истории мирового автомобилестроения она тоже занимает свою нишу. Она достаточно удобна, комфортабельна по мере своих возможностей, имеет хорошие тяговые возможности. По стоимости она была самой рентабельной и имела, пожалуй, одну из самых низких цен для покупателя в мире. Люди с удовольствием на ней ездили. Выпускалась аж до 2008 года.
Я увлекаюсь исключительно советским периодом. Он мне как-то ближе. У меня самого были «Запорожец» и «Жигули». Это своего рода воспоминания. Помню, как мы радовались, когда коллега купил «семерку», другой — «Москвич 412» красного цвета, ровно как машины из моей коллекции. Иногда возникают такие ассоциации: кто, как и на чем ездил. Даже вот эти желтые рафики! Это были маршрутные такси в городе, которые ездили из речпорта. Мы специально стояли на остановке Дома культуры имени Кулаковского и ждали, когда приедет такси, и за 15 копеек проезжали две остановки. Просто чтобы прочувствовать мягкость и комфорт маршрутного такси. Проезд в автобусе тогда стоил 6 копеек. И такое явление было у нас в Якутске.
Вообще, мое хобби родом из детства. Когда я был третьеклассником, в 1979 году моя сестра поехала в «Артек» и привезла мне машинку с символикой Олимпиады 1980 года в Москве. Это тоже была серия легендарных машин, выпускающихся в Саратове. Она была в такой хорошей и качественной упаковке! Там было написано: вы можете заказать машину по такому-то адресу. Ну я и написал письмо, и через некоторое время, к моему удивлению и к удивлению мамы, машинки пришли. Это было весьма интересно. Ведь тогда таких продаж не было. После этого я начал коллекционировать машины. Потом я ушел в армию, и машины достались моим племянникам. В 90-х возобновился выпуск, я увлекся заново, и у меня появилась небольшая коллекция машин масштаба 1:43. Удивительно, что даже выпустили командно-штабную машину Р-142Н, на которой я служил начальником радиостанции в Советской армии.
В коллекции моделей масштаба 1:43 сейчас у меня насчитывается порядка 80 машин. Кроме этого, у меня есть коллекция «Русские танки». Здесь представлены не все модели, поскольку я испытываю трудности в выставочных площадях. По этой серии можно проследить историю страны, начиная с первого отечественного танка до танка Т-90. Во втором ряду представлены танки, участвовавшие в ВОВ. Танки «Черчилль» и «Матильда», которые поставляли по ленд-лизу, тоже считаются «оружием Победы». Детям такое занятие было бы очень интересно: собирать, знакомиться с историей. Такие модели недорогие, стоят 300 рублей.
Также у меня представлены модели советского авиамоторного строительства. Помимо всего есть коллекция орденов Советского Союза со времен Гражданской войны, когда каждая республика, входящая в состав СССР, имела собственные ордена. Это реплики, которые выпускают специально для коллекционеров.
На данный момент я занят сборкой легендарной «Волги» ГАЗ-21, дизайнером которой якобы был сам Жуков. Эта модель масштаба 1:8. Год назад вдруг вышла реклама, и мне, как ценителю советского автопрома, стало очень интересно. Мне понравилась полная деталировка модели: все двери открываются, опускаются стекла и сиденья, тщательно проработан двигатель и имеется действующий рулевой привод. Я начал собирать ее в январе 2018 года. Планирую завершить в апреле текущего года. С нетерпением жду, когда можно будет услышать звуковой сигнал, заработают поворотники, фары, ближний и дальний свет, габариты. Машина, конечно, ездить не будет. Она электрическая и очень тяжелая.
Это очень интересное занятие. Отвлекаешься от текущих дел, узнаешь много нового. Это журнальная серия. Это значит, что вместе с деталями к машине приходят журналы, где есть не только инструкция по сборке, но и история создания этой «Волги». Журнал рассказывает о том, что происходило в стране в это время, переходит на новости, связанные с машиной: на каком заводе выпускался, какие модификации были сделаны, кто принимал участие и в какие страны ее поставляли. «Волга» же экспортировалась в разные страны мира. Удивительно! В те времена порядка 43 стран мира закупали нашу «Волгу». В Бельгии был налажен выпуск нашей машины — «отверточная сборка».
2 года сборки — это совершенно нормальные сроки. Учитывая опыт читателей, производители решили немного сократить количество номеров, чтобы люди успевали собрать машину за 100-110 номеров. Раньше это занятие растягивалось на 130 номеров. То есть по времени занимало больше двух лет. На данный момент у меня собрано 94 номера. И вот через четыре посылки, буквально через три месяца, машина будет готова. Осталось собрать крылья, багажник, габариты и прочее. Вообще, журнал выходит 4 раза в месяц, еженедельно. Нам, подписчикам, для удобства отправляют сразу 4 журнала одной посылкой.
На самом деле сама сборка очень быстрая. Четыре номера можно собрать за один вечер. Отвертки, умелые руки, Мусечка и Васечкин — и все готово. Мусечка и Васечкин — наши домашние питомцы и мои главные помощники. Они очень любят наблюдать за процессом. Их задача — находить упавшие на пол детали. Я просто поражаюсь тому, что они понимают, что вещь представляет для меня ценность, и ничего не трогают. Хотя они очень любопытные и часто бегают по квартире.
Супруга, родственники, друзья поддерживают мое увлечение. Мне часто дарят и привозят машинки. Это очень приятно. Конечно, иногда промахиваются с моделями, но я всегда все с радостью принимаю. Однажды друзья подарили мне сразу 5 машин. Было трогательно, что они отнеслись с душой. Единомышленников в Якутске у меня нет. В основном я общаюсь на специальных сайтах и в соцсетях. Мы создали страницу во «ВКонтакте», на нее подписаны примерно 3500 человек. Это те люди, которые коллекционируют, приобретают модели машин. Ну и общение тоже занимает некоторое время: обмен, советы, взаимовыручка, помощь в сборке. Кстати, я очень сильно удивился реакции людей, когда выложил фото «Волги» в Facebook. Было столько просмотров и лайков. Значит, тема интересна. Возможно, людям нужна какая-то отдушина. Я призываю читателей тоже заниматься этим делом. Мы, мужчины, все любим машины.
В апреле, когда закончу «Волгу», появится легендарный автомобиль УАЗ. Тоже масштаба 1:8. Подумываю. В свое время мы все выросли на уазиках. Да и до сих пор ездим. Страсть коллекционера неописуема. Хочется эту и ту модель. Даже когда определялись модели, которые будут выпускаться, мы очень сильно переживали. Что-то писали, было организовано интернет-голосование: какого цвета, года выпуска должна быть серия. Я считаю, что у каждого человека должно быть хобби. Человек тем и отличается от других существ на планете, что у него есть востребованные вещи, страсти, желания. Любопытство, желание достичь совершенства в чем-то — двигатель прогресса.
Мое хобби не очень затратное. Например, танки стоят 300 рублей, машины с доставкой выходят в районе 1600 рублей. Большая «Волга» стоит порядка 54 000 рублей. За два с половиной года одна посылка обходится примерно в 1600 рублей. Если есть желание, можно постараться выкроить деньги или отказать себе в чем-то. Что касается времени, то для любимого дела оно найдется всегда.
Фото Вадима Скрябина и Александра Стручкова
Автор: Марианна Тойтонова
Источник: News.Ykt.Ru