Будь у злодея Стэплтона из «Собаки Баскервилей» вездеходный транспорт, он мог бы, совершенно ничем не рискуя, ездить вглубь Гримпенской трясины. При этом возить с собой своего, наводящего ужас, гигантского пса и еще много другого груза. Вездеходы - автомобили, специально созданные для эксплуатации в суровых условиях и призванные проходить там, где не ступала нога человека. Им нипочем глубокий снег, лед, вода и болота. А ведь другая техника по якутской тундре просто не сможет проехать.
За Полярным кругом свой уклад жизни, продиктованный суровыми природными условиями, которые, в свою очередь, требуют наличия особой техники для передвижения. Здесь зачастую дорог нет. В холодное время года их, в основном, заменяют зимники, которые к лету превращаются в глубокие колеи с непролазной грязью. Немногие даже супер внедорожники не смогут здесь выжить. Но есть такие виды автотехники, которые можно отметить как самых заслуженных тружеников Севера.
Трекол и Ямал
Начнем с самых простых колесных вездеходов, базирующихся на серийных компонентах джипов УАЗ. Так, «Трекол» представляет из себя обычный «Хантер» на огромных колесах низкого давления. Машина отлично едет по грязи и снегу, но на укатанных зимниках в салоне не слишком комфортно. Шасси очень тряское из-за ужасно пружинящих огромных колес. Поэтому для большего комфорта благодаря системе подкачки шин через ступицы можно спустить давление. Но тогда от мороза и нагрузки будут трескаться боковины дорогих шин. Также из-за размера «обуви» часто лопаются диски и полуоси, да и хантеровский мотор слабоват для тяжелой машины. Есть еще один вездеход по имени «Ямал». Это усовершенствованный «Патриот» на таких же колесах. Он существует в 4-х и 6-колесном исполнении, имеет более тяговитый мотор и автономную отопительную систему. Да и в целом конструкция «Ямала» более продуманная и надежная, хоть и стоит такой джип ощутимо дороже «Трекола».
Бобр
Формально это бортовая или пассажирская «Газель», поставленная на гусеничную тягу и полюбившаяся геологам, нефтяникам и прочим энергетикам Крайнего Севера. Благодаря гусенице «Бобр» отлично едет по любой поверхности и к тому же рассчитан на работу при температурах до -50 градусов. Под капотом такого авто 2,8-литровый дизель Cummins на 130 лошадиных сил, разгоняющий «Бобра» до 65 км/ч на суше. Кроме того, вездеход не зря получил свое имя – он также умеет и плавать! При помощи гусениц на воде он может развивать до 6 км/ч и перевозить по 3–4 человека. Минусом машины можно назвать ее небольшую грузоподемность и малое количество пассажирских мест. К тому же, «Бобр» стоит дороже «Трекола» – 2,2 миллиона рублей против 1,5 миллионов у первого участника нашей подборки.
Лось
Гость из далекой Швеции нередко встречается за Полярным кругом. Это еще более экзотичное транспортное средство, представляющее собой две спаренные гусеничные «кубышки». Машину начали проектировать еще в 1974 году для нужд шведской армии в качестве сочлененного с прицепом вездехода. В результате получилась нереально проходимая штука, которая может взять на борт до 2,5 тонн груза. Однако есть и минусы. Во-первых, «Лось» не такой вместительный, как бы хотелось полярникам. Во-вторых, сочлененная трансмиссия весьма сложна в ремонте, хоть и ломается вездеход в разы меньше отечественных конкурентов. Да и цена импортного «проходимца» оставляет впечатление космической – все благодаря зарубежным комплектующим. Это дизель Mercedes-Benz на 3 литра и 136 сил, а также 5-ступенчатый «автомат» и 2-скоростная раздатка.
ГАЗ-34039
Советский ветеран, выпускавшийся аж с 1985 года и по-прежнему находящийся на службе полярников. Это уже полноценный гусеничный вездеход, больше напоминающий бронетранспортер. В движение этого монстра приводит 4-цилиндровый мотор на 110 «лошадей» в паре с 5-ступенчатой механической коробкой. Мотор оборудован системой предпускового подогрева, а коробка имеет пониженную передачу. Все это позволяет ГАЗу отлично чувствовать себя на снегу, грязи и в условиях топкой весенней тундры. Неприхотливый дизель легко «переваривает» любую солярку, а автономная система отопления прогревает большой салон. К слову, рассчитан он вплоть до 10 человек. Кроме того, внутри салона можно оборудовать 4 спальных места. Из минусов можно отметить крайнюю медлительность вездехода и солидный возраст сохранившихся экземпляров.
МТЛБ
Многоцелевой тягач легкий бронированный – именно так расшифровывается название, пожалуй, самого удачного вездехода Крайнего Севера. Машина принята на вооружение армии еще в 1964 году, но потом быстро нашла применение и у гражданских. Этот «жучок» на гусеничной тяге отлично плавает, форсирует болота и крутые подъемы, а также может взять на борт до 11 человек. Дизельный V8 развивает 240 лошадиных сил и почти 900 Нм крутящего момента, что позволяет разгонять далеко не легкий вездеход до 60–80 км/ч. Расход топлива при этом может доходить до 90 литров на 100 километров, однако с учетом огромных баков запас ход вплотную приближается к 500 километрам. Из минусов можно отметить неудачно расположенную лебедку, чей трос при обрыве прилетает прямо в лобовое стекло, и необходимость закупоривать сливные отверстия при форсировании бродов.
Вездеходы для нужд северных и арктических улусов
Сегодня для нужд северных и арктических улусов республики имеются вездеходы «Кержак», «Камаз-Нефаз» и «Сивер». «Кержаки» – в Аллаиховском, Усть-Янском и Среднеколымском улусах. «Нефазы» получили Верхоянский и Жиганский районы, Нижнеколымский улус эксплуатирует вездеход «Сивер». Специально для Якутии вездеходы были произведены в усиленном варианте и впервые доставлены на территорию нашей республики более 10 лет назад. За это время они хорошо себя зарекомендовали. За 7 лет, по информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики, не было зафиксировано ни одной поломки важных узлов и агрегатов.
Интересный факт
В начале нулевых годов в Якутии говорили о местных вездеходах «Тугут», «Хорой», «Сиэгэн», которые прошли успешное испытание в условиях тундры. Автотранспорт отличался простотой в управлении и устранением неисправностей аналогичных вездеходов.
Источник: Сетевое издание «Yakutia24/Якутия24»