Будь у злодея Стэплтона из «Собаки Баскервилей» вездеходный транспорт, он мог бы, совершенно ничем не рискуя, ездить вглубь Гримпенской трясины. При этом возить с собой своего, наводящего ужас, гигантского пса и еще много другого груза. Вездеходы - автомобили, специально созданные для эксплуатации в суровых условиях и призванные проходить там, где не ступала нога человека. Им нипочем глубокий снег, лед, вода и болота. А ведь другая техника по якутской тундре просто не сможет проехать.

За Полярным кругом свой уклад жизни, продиктованный суровыми природными условиями, которые, в свою очередь, требуют наличия особой техники для передвижения. Здесь зачастую дорог нет. В холодное время года их, в основном, заменяют зимники, которые к лету превращаются в глубокие колеи с непролазной грязью. Немногие даже супер внедорожники не смогут здесь выжить. Но есть такие виды автотехники, которые можно отметить как самых заслуженных тружеников Севера.

PS Trekol

Трекол и Ямал

Начнем с самых простых колесных вездеходов, базирующихся на серийных компонентах джипов УАЗ. Так, «Трекол» представляет из себя обычный «Хантер» на огромных колесах низкого давления. Машина отлично едет по грязи и снегу, но на укатанных зимниках в салоне не слишком комфортно. Шасси очень тряское из-за ужасно пружинящих огромных колес. Поэтому для большего комфорта благодаря системе подкачки шин через ступицы можно спустить давление. Но тогда от мороза и нагрузки будут трескаться боковины дорогих шин. Также из-за размера «обуви» часто лопаются диски и полуоси, да и хантеровский мотор слабоват для тяжелой машины. Есть еще один вездеход по имени «Ямал». Это усовершенствованный «Патриот» на таких же колесах. Он существует в 4-х и 6-колесном исполнении, имеет более тяговитый мотор и автономную отопительную систему. Да и в целом конструкция «Ямала» более продуманная и надежная, хоть и стоит такой джип ощутимо дороже «Трекола».

PS Trekol

Бобр

Формально это бортовая или пассажирская «Газель», поставленная на гусеничную тягу и полюбившаяся геологам, нефтяникам и прочим энергетикам Крайнего Севера. Благодаря гусенице «Бобр» отлично едет по любой поверхности и к тому же рассчитан на работу при температурах до -50 градусов. Под капотом такого авто 2,8-литровый дизель Cummins на 130 лошадиных сил, разгоняющий «Бобра» до 65 км/ч на суше. Кроме того, вездеход не зря получил свое имя – он также умеет и плавать! При помощи гусениц на воде он может развивать до 6 км/ч и перевозить по 3–4 человека. Минусом машины можно назвать ее небольшую грузоподемность и малое количество пассажирских мест. К тому же, «Бобр» стоит дороже «Трекола» – 2,2 миллиона рублей против 1,5 миллионов у первого участника нашей подборки.

PS Trekol

Лось

Гость из далекой Швеции нередко встречается за Полярным кругом. Это еще более экзотичное транспортное средство, представляющее собой две спаренные гусеничные «кубышки». Машину начали проектировать еще в 1974 году для нужд шведской армии в качестве сочлененного с прицепом вездехода. В результате получилась нереально проходимая штука, которая может взять на борт до 2,5 тонн груза. Однако есть и минусы. Во-первых, «Лось» не такой вместительный, как бы хотелось полярникам. Во-вторых, сочлененная трансмиссия весьма сложна в ремонте, хоть и ломается вездеход в разы меньше отечественных конкурентов. Да и цена импортного «проходимца» оставляет впечатление космической – все благодаря зарубежным комплектующим. Это дизель Mercedes-Benz на 3 литра и 136 сил, а также 5-ступенчатый «автомат» и 2-скоростная раздатка.

PS Trekol

ГАЗ-34039

Советский ветеран, выпускавшийся аж с 1985 года и по-прежнему находящийся на службе полярников. Это уже полноценный гусеничный вездеход, больше напоминающий бронетранспортер. В движение этого монстра приводит 4-цилиндровый мотор на 110 «лошадей» в паре с 5-ступенчатой механической коробкой. Мотор оборудован системой предпускового подогрева, а коробка имеет пониженную передачу. Все это позволяет ГАЗу отлично чувствовать себя на снегу, грязи и в условиях топкой весенней тундры. Неприхотливый дизель легко «переваривает» любую солярку, а автономная система отопления прогревает большой салон. К слову, рассчитан он вплоть до 10 человек. Кроме того, внутри салона можно оборудовать 4 спальных места. Из минусов можно отметить крайнюю медлительность вездехода и солидный возраст сохранившихся экземпляров.

PS Trekol

МТЛБ

Многоцелевой тягач легкий бронированный – именно так расшифровывается название, пожалуй, самого удачного вездехода Крайнего Севера. Машина принята на вооружение армии еще в 1964 году, но потом быстро нашла применение и у гражданских. Этот «жучок» на гусеничной тяге отлично плавает, форсирует болота и крутые подъемы, а также может взять на борт до 11 человек. Дизельный V8 развивает 240 лошадиных сил и почти 900 Нм крутящего момента, что позволяет разгонять далеко не легкий вездеход до 60–80 км/ч. Расход топлива при этом может доходить до 90 литров на 100 километров, однако с учетом огромных баков запас ход вплотную приближается к 500 километрам. Из минусов можно отметить неудачно расположенную лебедку, чей трос при обрыве прилетает прямо в лобовое стекло, и необходимость закупоривать сливные отверстия при форсировании бродов.

PS Trekol

PS Trekol

PS Trekol

Вездеходы для нужд северных и арктических улусов

Сегодня для нужд северных и арктических улусов республики имеются вездеходы «Кержак», «Камаз-Нефаз» и «Сивер». «Кержаки» – в Аллаиховском, Усть-Янском и Среднеколымском улусах. «Нефазы» получили Верхоянский и Жиганский районы, Нижнеколымский улус эксплуатирует вездеход «Сивер». Специально для Якутии вездеходы были произведены в усиленном варианте и впервые доставлены на территорию нашей республики более 10 лет назад. За это время они хорошо себя зарекомендовали. За 7 лет, по информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики, не было зафиксировано ни одной поломки важных узлов и агрегатов.

Интересный факт

В начале нулевых годов в Якутии говорили о местных вездеходах «Тугут», «Хорой», «Сиэгэн», которые прошли успешное испытание в условиях тундры. Автотранспорт отличался простотой в управлении и устранением неисправностей аналогичных вездеходов.

Источник: Сетевое издание «Yakutia24/Якутия24»

Поделиться: