Всем привет на “Дискурсе”! Ох уж это страшное слово “оптимизация”. Оно как процесс проникает всё глубже, всё обширнее, всеобъемлюще! И виноваты в этом кто? Ясень пень — сам Путин с Медведевым, сам Николаев с Солодовым. Между тем, от них мало что зависит, скажу я вам. Это — система, и называется она капиталистической. Диктатурой не пролетариата, но буржуазии. Короче говоря, произвол мировой капиталистической системы. А что вы хотели, — и от социализма отказаться, и капитализм обуздать?

Дикий оскал

Нате вам, пожалуйста, “дикий оскал капитализма”! Если не нравится, то “чемодан – вокзал – Пхеньян”. На худой конец, в Шанхай. Или в Кубу. Черт побери, а мир-то не клином сошелся.

А в России капитализм. Дикий, но и во всем мире он такой клыкастый. Палец в рот засунешь, по локоть оттяпает.

И на чем капитализм зиждется? На частной собственности. Частная собственность — священная корова капитализма. Она неприкосновенна и беспрекословна по всему “цивилизованному” миру, за которыми и стараемся поспевать вот уж лет тридцать. Без такой святыни, как частная собственность нет и капиталистического строя.

Во-вторых, частная собственность может развиваться как капитал только на условиях рынка. Чем больше покупателей, потребителей услуг, чем меньше административных препонов и границ, тем лучше. Должна быть соответствующая инфраструктура, доступность, свободное хождение капитала и рабочих рук. То есть, чем шире и доступнее рынок, тем благоприятнее для капитала, то есть, для развивающейся частной собственности. Тут все ясно.

В-третьих, Россия является частью глобальной капиталистической системы. Периферией кредитно-финансовой, опять же, системы. То есть, она вот уже тридцать с гаком лет пытается развиваться под диктовкой тех господ, которые эмитируют мировую валюту по своему произволу. Если те захотят, то обеспечат мировой валютой, захотят — перекроют. Вот и вся конкуренция между Западом и остальным миром, “золотым миллиардом” и “закадровым” человечеством.

С высоты с этих трёх позиций только диву даешься, как до сих пор эта самая “оптимизация” еще не достигла таких успехов, как на Аляске и в Канаде.

На тамошних просторах, лесах и долах, горах и тундрах должны проживать коренные жители. Эскимосы (инуиты), алеуты и индейцы. Но все территории, что называется, социально-разгружены. Чтобы для деятельности добывающих компаний не было никаких преград, никаких социальных обязательств перед аборигенами.

Почти все население сосредоточено в агломерациях вокруг крупных городов. И никаких “северных якутов”, эвенков, эвенов, чукчей, юкагиров и долганов в местах с природными богатствами нет. Например, в Аляске проживает около 70 тысяч человек, из них более 75 %-тов — белые люди. То есть, не коренные. Собственно, эскимосов, алеутов и индейцев в совокупности насчитывается 85 тысяч. А теперь внимание: мы завидуем этим беднягам, что им ежемесячно отстегивается по тысяче долларов. Но 85 тысяч долларов для бюджета США (или для добывающих компаний) — что это такое? Это кость, выброшенная собаке, курам на смех! И более 90 % населения проживает в трех городах (Анкоридж, Джуно, Ситка), есть 15 боро (муниципальных районов, 11 зон переписи населения, где людей раз-два и обчелся). В остальных территориях — только вахтовые поселки.

Та же картина в Канаде — население сосредоточено в основном на комфортных побережьях. Индейцы, инуиты — по резервациям. Если в Канаде проживает порядка 37,5 миллионов человек, то индейцев насчитывается по переписи 2006 года чуть более 700 тысяч человек. Резервации выделялись из расчета 260 га на семью из пяти человек. То есть, на одного человека получается по 52 га, или 0,52 кв. км земли. Значит, на 700 тысяч индейцев препадает 364 тысячи кв. километров земли. Если территория Канады составляет 9,98 миллионов кв. километров (три раза больше Якутии), то получается, что индейцы, которые являются коренными канадцами, аборигенами, автохтонами и прочее, распоряжаются всего лишь 3,6 %-ми родной земли. Вот, как-то так. Думается, на деле еще меньше, наверное. Ведь, не все семьи состоят из пяти человек, наверное.

Не мытьем, так катаньем

То есть, на Аляске и в Канаде территории были “оптимизированы” изначально — силовым способом. А у нас нет. Конечно, капиталистической системе не нравится, что миллиарды рублей тратятся, с точки зрения рыночной экономики, почем зря. Для капитала самое главное прибыль. А тут совершенно бесполезная трата  для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность пары сотен человек, тащить за тысячи километров бездорожья пару бочек солярки. Миллиарды кредитных средств, чтобы обеспечить “северный завоз”. Где тут рыночная логика? Школы, детские сады, дома культуры, больницы, санитарные рейсы, субсидирование авиарейсов и так далее по списку. Зачем все это содержать? Для капиталистической системы это совершенно бесполезно. Вот система и потихоньку берёт своё — не мытьем, так катаньем. Вот так время от времени обнажает свой ласковый оскал. Чтобы когда-нибудь да полностью разгрузить территории Якутии. Чтобы в конце-концов вытащить всех людей из наслегов и северных поселков вокруг Якутска. В Центральную Якутию. Где есть инфраструктура, есть подобие рыночных отношений.

А пока вся Якутия, да и 65% территорий России, где царствует вечная мерзлота, содержится за счет бюджета. Это при советской власти налаживали промышленное производство лишь для того, чтобы обеспечить людей рабочими местами. Например, автомобилестроение в Грузии — производство “подгорных” тягачей “Колхида” чистой воды было социальным проектом. А ныне нет, пардон, капитализм. Рынок-с!

Как только начались “рыночные отношения”, например, население Арктической зоны Якутии сократилось на 60% — с 182,2 тысяч человек в 1990 году до 70,1 тысяч в настоящее время. И сокращение продолжается аршинными шагами. Если раньше рабочие поселки закрывали ликвидацией государственных золото- и оловодобывающих предприятий, а людей выманивали на “материк” даже с предоставлением жилищного сертификата, то сегодня вот так — постепенной “оптимизацией” социальных благ. “Социальная разгрузка северов” встает на новые рельсы.  

Что делать?

Как было сказано выше, оптимизация происходит системно. Притом, в мировом масштабе. И руководители любого ранга, будь то Владимир Путин или Айсен Николаев, Дмитрий Медведев или Владимир Солодов, все они являются людьми системы. Они могут, конечно, противиться “оскалу капитализма”, но без особого успеха.

С другой стороны, сегодня много говорится о кризисе капитализма. Может статься, что в свое время на занятиях научного коммунизма советских студентов учили правильно и империализм действительно окажется последней стадией капитализма. Предвестником этого, кажется, является слом “однополярного мира”, на верхушке которого стояли США. Россия, на случай обретения суверенитета от доллара, накапливает золотые запасы, Китай выбивается на передние рубежи мировой экономики. И тут Россия и Китай взялись торговать между собой на национальные валюты. А ведь Китай-то коммунистический. Пусть со своей китайской спецификой, но там единолично властвует единственная и безальтернативная коммунистическая партия.

Значит, против капиталистической системы есть смысл бороться. Не руководителям, которые являются представителями системы, а людям. Законными путями.

И надо понимать, за что бороться. Потеря рабочих мест, социальных учреждений, койко-мест в больницах, части сельских бюджетников обязательно приведет к потере наших исконных земель. Такова природа капитала — разгружать полезные территории, нагружать рынки там, где развитая инфраструктура. И на наши стенания о “земле предков” внимания не обращает.

Руководители пойдут против системы только при поддержке народа. И если народ борется исключительно законными методами.

В этом Конституция РФ на стороне народа. Так, 43 статья Основного закона констатирует: “Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях”. То есть, в никаком якутском селе школа не должна закрываться. Иначе какая гарантированная доступность, если ближайшее село как обычно находится в десятках километров. А на Севере за сотни километров.

Такая же защита имеется в Статье 41: “Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии в федеральным законом”.

Как вы думаете, если по произволу руководителей целые наслега остаются без врача, без фельдшера, без возможностей получать первичную медицинскую помощь, то разве это не “обстоятельство, создающее угрозу жизни и здоровья людей”?

Нарушение Конституции — угроза государству. Если нарушается Конституция, то в государстве образовывается хаос и беззаконие. Значит, руководители, нарушающие Конституцию ничем не отличаются от революционеров-радикалов или тех же террористов, добивающихся государственного переворота. То есть, если люди консолидированно будут отстаивать свои конституционные права, даст бог, дождемся слома капитализма и торжества “китайского социализма”.

Виталий СУР

Поделиться: