Рассказ о том, как одного генерала кормили… Все началось летом две тысяча шестого. В этот год в Якутию приехал генерал-майор милиции Стахов Яков Григорьевич, назначенный на должность министра внутренних дел.
Он приехал в сопровождении профессора Академии Управления МВД РФ полковника милиции Киреева М.П. – абсолютно честного и бескорыстного человека. Была организована прогулка на катере с застольем, где Михаил Павлович произнес тост о том, что Стахов боевой генерал, честный человек, бессребреник. Он был прав. В то время по Москве ходили слухи, что Стахов является самым бедным генералом, имеющий в собственности только трехкомнатную квартиру на отшибе и скромную должность в Академии МВД.
Деформация его личности началась с назначением его на должность министра внутренних дел Якутии. Не знаю, как прошел генерал огонь и воду, но медные трубы он точно не преодолел.
Узнав о назначении, к Стахову обратился ушлый полковник из подмосковной милиции Вагин и предложил коттеджный участок в Домодедовском районе Московской области, а взамен попросил должность заместителя министра. Стахов с радостью согласился, взяв Вагина к себе заместителем. Позже, во время суда в Якутске Стахов сетовал, что Вагин его предал, собрал вокруг него шайку жуликов, которые подставили его. Себя он к жуликам не перечислял.
В Якутии Стахову наперебой стали предлагать дорогие подарки в виде квартир и коттеджей, от которых он, изголодавшийся от вечного безденежья, даже не думал отказываться. Например, один начальник районной милиции, за продвижение по службе своего сына-милиционера, абсолютно бесплатно построил ему коттедж на живописном месте с видом на реку Лена. Крупные строители дарили ему с барского плеча целые квартиры. Одним словом, за два года Стахов стал богатейшим человеком в республике. Позже, когда Стахов скрылся, следственно-оперативная группа выехала в Москву и проводила обыск в его коттедже. Все были поражены его богатству: добротный забор из красного кирпича, большие помещения с бассейном, бильярдным, беседка с прудом, шкуры белых медведей…
Стахов попал в близкое окружение тогдашнего Президента Штырова (Грабцевич и др.), был в близких отношениях с начальником ФСБ Панасенко, прокурором республики Подласенко. Ему благоволили начальник Департамента собственной безопасности МВД России генерал Драгунцов и его заместитель генерал Деревянко (позже был уволен за коррупцию).
Я лично два раза выезжал за свой счет в Москву и докладывал о тех безобразиях, которые творятся в МВД Якутии под руководством Стахова. Но, увы, указанные выше лица из Департамента собственной безопасности встали на сторону Стахова.
Апогеем моего противостояния со Стаховым стала ранняя весна 2008 года. Поступила информация о том, что один полковник, руководитель крупного подразделения МВД Якутии, выехал в соседний район на сходку, приуроченную ко дню рождения одного из преступных авторитетов, и там был причастен к смерти человека. По нашей информации, во время сходки один из присутствующих предъявил претензии, мол, почему милиционер находится на таком мероприятии, где должны быть только братки и бандиты. Между полковником и этим человеком произошла потасовка, в ходе которого последний оторвал рукав пиджака милиционера. Тогда телохранители полковника насмерть забили человека, тело положили в его же машину, которую отогнали и оставили недалеко от райотдела милиции.
Я немедленно доложил об этом Стахову, тот опешил от такой вести и приказал срочно выехать на место и разобраться. Когда я только стал собирать группу для выезда, Стахов отменил свое решение, объяснив, что этим делом займется лично заместитель министра Вагин. На место происшествия был направлен полковник «М» - друг того самого полковника, который был причастен к смерти человека. Естественно, он все укрыл, по делу был привлечен рядовой член группировки, который отделался условным наказанием (неосторожное нанесение тяжких повреждений, повлекших смерть).
Узнав об этом, я сразу позвонил в приемную тогдашнего министра ВД России Нургалиева и доложил о случившемся, предупредив о том, что в Департаменте собственной безопасности России сидят друзья Стахова. Несмотря на это, Нургалиев дал поручение Департаменту, то есть друзьям Стахова, провести служебное расследование. Узнав о том, что прибывает группа сотрудников собственной безопасности из Москвы, подозреваемый полковник скрылся, и за десять дней работы в Якутии, московские проверяющие так и не смогли его найти. Но, тем не менее, они вынесли вердикт, что полковник не при делах, он абсолютно чист перед законом. А через месяц этого полковника-оборотня Стахов назначил начальником отдела милиции крупного промышленного района.
После этого, поняв бесперспективность дальнейшей службы, я вынужден был подать в отставку.
Уже будучи на пенсии, ко мне продолжала стекаться информация о противоправной деятельности Стахова. Так, была получена информация о том, что Стахов мог быть причастен в получении отката в размере 12 млн. рублей (по тем временам огромные деньги, да и сейчас они немалые) за строительство нового здания МВД, и что эти деньги могли пройти через бухгалтерию МВД. По нашим сведениям, он после получения денег выехал в Москву, в автосалоне купил новый Лэнд Крузер и выехал в Харьков к родственникам. По пути следования в Белгороде вдребезги разбил машину. Информация была направлена в ФСБ Панасенко и прокурору Подласенко. Никакого ответа не последовало.
У нас была информация о том, что Стахов присвоил себе б/у автомобиль Мерседес. Информация была настолько мелочная, по сравнению с тем, что он творил, поэтому мы положили ее в долгий ящик. Однажды в Якутск прибыл представитель собственной безопасности по Дальневосточному округу Виталий Комков. Молодой парень, профессионал высочайшего класса. Я поговорил с ним, обрисовал ситуацию и упомянул про этот Мерседес. Он ухватился за эту информацию, объяснив мне, что обычно «воруют на миллионы, а попадаются на копейки» и надо попробовать начать оттуда, с Мерседеса. Я предупредил его, что могут быть последствия, поскольку московские друзья Стахова, которые являются руководителями Комкова, не простят ему этого. Несмотря на это, Комков взялся за дело, и вскоре по его материалам было возбуждено уголовное дело.
В этой связи хочется отметить, что одна журналистка, позиционирующая себя как ярый борец с коррупцией, неожиданно приняла сторону подручных Стахова. В Москве мне показывали ее гневные тирады в письме, критикующие мое подразделение. Позже она горько об этом пожалела, столкнувшись уже с самим Стаховым.
Насчет ранения Стахова. Я тогда уже не работал в МВД, поэтому многого не знаю. Но одно могу точно сказать – у Стахова было ножевое ранение. Я лично разговаривал с уважаемым мною экспертом, настоящим профессионалом в своем деле Прокопием Левиным. Его выводы не подлежат никакому сомнению – Стахов получил ножевое ранение. Позже Вагин оспорил результаты экспертизы в Москве – сейчас за деньги делается все. К сожалению, этого кристально честного эксперта сейчас нет в живых.
После случившегося инцидента с ранением министра, Вагин направил вышеупомянутого полковника «М» на вертолете в Эвено-Бытантайский улус заметать следы инсценировки с «выстрелом» в Стахова, что он и сделал. Попытку убийства генерала хотели повесить на местного жителя Старостина, который к тому времени покончил жизнь самоубийством. Я в меру сил помог семье Старостина восстановить его честное имя.
По версии Вагина Стахов встал поперек горла местным группировкам, за что и хотели его убить. А далее награды, досрочные звания, продвижения по службе…Более глупее и циничнее придумать было сложно.
Эти годы я постоянно с улыбкой слушаю победные реляции некоторых высокопоставленных сотрудников милиции, ранее состоявших в близком окружении Стахова и некоторых журналистов, рассказывающих, как они свалили всемогущего генерала. У победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота. Сегодня я решил рассказать, как все происходило в ту, уже далекую пору.
Виталий Егоров