В наше время очень много людей ежедневно теряют свою работу: кто-то подпадает под сокращение кадров, кого-то увольняет начальство, а некоторые сами уходят с занимаемой должности. При этом в «свободном плавании» далеко не всем из них удается достичь успеха.
По утверждению психологов, безработица – сложная штука, особенно для представителей сильного пола. Ведь именно мужчины считают себя добытчиками, ответственными за достаток своей семьи. Мы приводим вам реальные примеры, в которых местные кадры, наряду со специалистами из других регионов России, реализовали себя в крупных компаниях Якутии, в данном случае – в алмазодобывающей компании АЛРОСА.
МАЛО КРАСИВЫХ ГЛАЗ…
Нашего первого собеседника зовут Куличкин Нюргустан Михайлович. Ему 47 лет. Родом из села Тюнгюлю Мегино-Кангаласского улуса. Проживает с семьей в селе Намцы Намского улуса. С супругой растят троих детей. Ездит на вахту (28 дней) в автобазу технологического транспорта №3 Удачнинского ГОК, где с января 2014 года работает водителем автомобиля «SCANIA».
Вот, что он рассказал о себе:
- Имею права на вождение всех категорий автотранспорта. После 11 классов школы учился в учебно-производственном комбинате Намского улуса. Затем прошел обучение в ДОСААФ в городе Якутске. Отслужил в армии Читинской области, где также повысил квалификацию водителя. В 1992 году вернулся с армии, и в последующем работал водителем лесовоза в Намцах, подрабатывал перевозкой грузов на дальние маршруты. На сегодня имею свою «SCANIA». Работал бы и дальше рядом с семьей, но в деревне нет стабильного заработка. Более-менее занят в зимнее время, потом приходится изворачиваться, чтобы как-то прокормить семью. Так и пришла мысль, устроиться в компанию «АЛРОСА». Однажды брат, который живет в Удачном и трудится электриком в компании рассказал о том, что появилась вакансия водителя большегруза. Я тут же собрал вещи и поехал устраиваться. Хорошо, вовремя узнал о вакантном месте, опоздал бы на 10 дней, взяли бы другого. Прошел медосмотр, сдал экзамен по технике безопасности. Никогда в такой промышленности раньше не работал, конечно, сомневался в себе, но прошел отбор и меня взяли на работу. Теперь думаю, что правильно поступил: зарплата стабильная, у водителей большегрузов оклад зависит от опыта работы, водительского класса. По всей Якутии, считаю, что больше водителям, чем в «АЛРОСА», нигде не платят.
Каждые 28 дней – отпуск. Это очень даже неплохо, мне, например, известно, что в «Алмазах Анабара» вахта длится по полгода. А семейным людям такие условия не всегда подходят.
На вахтовую работу собираются люди из разных регионов страны: много работников из Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Питера, Тулы. В соотношении с местными кадрами получается где-то 40/60 (якутян пока меньше, чем приезжих с материка).
Просто так, за красивые глаза в компанию не возьмут. Кадров и желающих устроиться в «АЛРОСА» всегда хватает…
К чему нужно быть готовым?
В профессиональные обязанности водителя (Куличикна Н.М.) входит:
- В процессе работы: соблюдать требования безопасности движения; правильно подавать автомобиль под погрузку и разгрузку и контролировать сохранность груза при транспортировании; заниматься транспортированием горной массы в технологическом процессе; заправлять автомобиль горюче смазочными материалами; оформлять первичные документы, производить прием и передачу смены; соблюдать методику проведения испытаний по оценке эффективности применения самосвалов типа автопоезд в условиях Удачнинского ГОКа; производить периодический осмотр автомобиля, прицепа и прицепного устройства, диагностику и устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей, не требующих разборки механизмов; участвовать в текущем и планово-предупредительном ремонте автомобиля; использовать безопасные методы и приемы труда при проведении ремонта и обслуживания автомобиля; производить снятие, установку узлов и агрегатов их разборку и сборку пользуясь технологическими картами.
Нюргустан Куличкин поделился:
- 95 тонн ежедневно не каждый аз-водитель возьмется перевозить. Во-первых, это риски: нужно постоянно строго соблюдать технику безопасности. Я, например, привык «летать» на трассе. А здесь тебе навстречу могут идут бульдозеры, Белазы… Торможение с тяжелым грузом другое… То есть нужно четко следить за безопасностью на дорогах. Вообще, тема безопасности дорожного движения в «АЛРОСА» - на высоте. Контролируется каждая внеплановая остановка на дороге. И это, на мой взгляд, абсолютно правильно - компания же платит деньги, значит, должна требовать.
При гололеде или если поломка какая случилась, сразу начинаются разбирательства: приезжают ремонтники «SCANIA». Ситуация оперативно берется на контроль. При этом (если техника сломалась, простой по технической причине) вахта у работника считается. На дороге колеса меняем сами, поэтому помогаем друг другу. Все это происходит в каске, спецовке, как положено при замене колес. В Муне на базе тоже меняют колеса. И это хорошо.
- Для местных кадров, которые не из Южной Якутии, проблематичным может показаться два момента: цены на проезд до места работы и дороговизна продуктов питания в городе Удачном. Возьмем меня, к примеру. Добираюсь на вахту в Удачный из Намского улуса. Вылетаю в Удачный из Якутска. Авиабилеты стоят от 12 до 20 тысяч рублей в один конец. А из Иркутска в Удачный можно прилететь за 7 тысяч рублей, из Красноярска – около 10 тысяч рублей. Я стараюсь добираться из улуса на машине. Это примерно обходится в 7 тысяч рублей. Дорога занимает около суток. Также «в копеечку» обходится питание в Удачном. Там продукты по сравнению с Намским улусом, вдвое, а то и втрое дороже. Поэтому на вахту стараюсь всегда брать свои продукты и сигареты. Следует отметить, что за время вахты тебе дают чип-код на питание с получки – 12 тысяч рублей. Это здорово выручает. Можно поесть в АБК и на Муне (прим.авт. – Верхне-Мунское месторождение).
О планах на будущее:
-Хотелось бы подольше проработать в компании. Коллектив дружный, условия нормальные, зарплата достойная. Переезжать с семьей в Удачный не собираемся. Там для жены работы преподавателя не найдется. Да, и бизнес у нее в Намцах небольшой имеется.
Пожелания:
- Хотелось бы, чтобы в компании трудилось больше местных кадров. Молодых, перспективных пацанов у нас много, и не только в южной Якутии. Руководство у нас хорошее, все компетентные люди, долго проработавшие в этой отрасли.
Водители – вообще неприхотливый народ, привыкший к походным условиям, но и для них играет большую роль рабочая атмосфера в коллективе, и, конечно, справедливое отношение руководства к сотрудникам. Так что на примере Куличкина, его коллеги, желающие трудоустроиться в «АЛРОСА», могут «примерить» на себе – подойдет им трудиться в алмазной промышленности или нет, отвечает их квалификация для подобной работы или нужно набраться больше опыта.
Не получилось устроиться с первого раза, может получиться со второго…
У ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ
Нашего следующего героя зовут Егоров Егор Григорьевич. Ему 39 лет. Женат, двое детей. Родом из села Усун-Кюель Сунтарского улуса. Окончил Сунтарский технологический колледж, по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей; Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». Работает в участке №11 Удачнинского ремонтно-специализированного цеха слесарем по ремонту автомобилей 3 разряда.
Его история трудоустройства несколько отличается от предыдущей.
Вот, что он нам поведал:
- В деревне зарабатывал очень мало, работал таксистом. Захотелось устроиться в «АЛРОСА». Нужно сказать, меня взяли на работу по большому отбору. Изначально желал устроиться на вахтовую работу в Верхнюю-Муну, на новом месторождении компании. Отправил резюме. Прошел в течение месяца стажировку в Удачнинском ГОК, после этого мне обещали перезвонить, но не сделали этого. И я решил в январе сам приехать из улуса в Удачный. В Муне вакантных мест по моему профилю не было, в результате 5 месяцев проработал в Удачном. По нескольку раз в месяц заглядывал в отдел кадров, наверное, за это время изрядно поднадоел им своей настырностью (смеется). В вахтовой работе был заинтересован, так как не хочу надолго отлучаться от родных.
Конечно, когда все-таки меня взяли в Муну, семья вздохнула с облегчением – добился своего... Теперь каждые 28 дней еду к своим в отпуск.
К чему нужно быть готовым?
В профессиональные обязанности слесаря по ремонту автомобилей 3 разряда входит:
- агрегаты и приборы электрооборудования - установка по полной схеме, включение в сеть, проверка и регулировка их при техническом обслуживании;
- валы коленчатые с маховиками – балансировка;
- генераторы, статоры, спидометры - ремонт, сборка, испытание, устранение дефектов;
- гидроподъемники самосвального механизма - сборка и испытание;
- гидротрансформаторы - ремонт, сборка;
- двигатели всех типов и марок - испытание на стенде, регулировка, диагностирование;
- приборы для проверки трансмиссии, рулевого управления, расходомеры и газоанализаторы - обслуживание, тарировка, ремонт;
- мосты передние и задние - замена и регулировка подшипников; тормоза, рулевые управления, системы освещения и сигнализации – диагностирование;
- распределители зажигания, реле - регуляторы - проверка на стенде, регулировка, устранение дефектов;
- тормоза гидравлические и пневматические - ремонт, сборка, установка и регулировка;
- цилиндры, коренные и шатунные подшипники - проверка после испытания на стенде, устранение неисправностей и окончательное крепление всех соединений;
- коробки передач автоматические - сборка, регулировка, испытание;
- стенды для проверки тягово-экономических и тормозных качеств автомобилей - обслуживание, ремонт, тарировка;
- приборы для проверки систем электрооборудования, зажигания, пневматических тормозов систем, гидроусилителей рулевого управления - обслуживание, ремонт, тарировка и регулировка.
По словам Егора Егорова, нужно быть готовым к большому объему работы, техники на ремонт всегда много, требуется знать и соблюдать технику безопасности.
- Главное, у человека должен быть позитивный настрой. Начальник у нас – Юдашев Борис Васильевич. Коллектив у нас очень дружный, отношения с водителями хорошие. Через год можно отучиться и повысить разряд, соответственно увеличится и заработная плата.
О планах на будущее:
- Пройти обучение, повысить разряд.
Пожелания:
- Желающим работать в «АЛРОСА» пожелал бы, всегда добиваться поставленных целей – пробовать устроиться на нужную, а главное – высокооплачиваемую работу.
Примеры привела Виктория СТАСЬ
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24