В связи с расширением туристско-рекреационных кластеров в Арктической зоне России,  «Союз промышленников и предпринимателей Заполярья» в ноябре 2018 г. начал исследование рынка самолетов-амфибий и гидросамолетов (далее ВС, воздушных судов) отечественного производства для круглогодичной эксплуатации в условиях Крайнего Севера и Арктики. В марте 2019 г. работы были завершены. 

При поддержке Координационного совета РСПП по развитию Северных территорий и Арктики были направлены запросы и проведены переговоры с разработчиками. В настоящее время требуемые ВС предлагают шесть отечественных производителей. Самолеты могут использоваться для перевозки туристов, обзорных экскурсий, поисково-спасательных операций, патрулирования местности, аэрофотосъемки. В итоге экспертами исследования были выбраны десять моделей взлетным весом менее трех тонн для эксплуатации вне взлетно-посадочных полос (грунт, снег, вода). Самолеты по данным, предоставленным производителями из Самарской области, Тюмени и Санкт-Петербурга, готовы к серийным поставкам. Их стоимость варьируется от 7 до 89 млн. руб.

В число основных параметров оценки вошли:

1.Минимальная и максимальная стоимость в зависимости от комплектаций. Варианты компоновки, переоборудования, переоснащения, модернизации, в т.ч. силовой установки.

  1. Полезная нагрузка. Количество пассажирских мест, членов экипажа, вес груза, возможности увеличения полезной нагрузки.
  2. Возможности круглогодичной эксплуатации в Арктической зоне РФ и на Крайнем Севере. Максимальная и минимальная температура наружного воздуха для эксплуатации. Наземное оборудование, требования к ВПП, посадочной площадке.
  3. Количество построенных самолетов, находящихся в эксплуатации, в т.ч. постоянно эксплуатирующихся в условиях Крайнего Севера.
  4. Место проведения планового и внепланового ТО, оператор, предельный срок эксплуатации по планеру, по двигателю, налеты часов до ТО.
  5. Документы о сертификации амфибий как серийных самолетов, включение в реестр.
  6. Требования к летно-подъемному составу, вид свидетельства пилотов.
  7. Сроки постройки, финансовые условия, предоплата.
  8. Основные летно-технические характеристика.

Обзор рынка производителей самолетов с пассажировместимостью свыше 10 чел. и максимальным взлетным весом более 3-х тонн не производился в связи с их более высокой ценой (от 100 млн. руб.) и необходимостью эксплуатации с подготовленных ВПП. Исследования проводились в рамках реализации проектов «Полярная авиация в условиях нового витка освоения Арктики» и «Туристический кластер «Арктический», руководитель - член Президиума Коорсовета РСПП по развитию Северных территорий и Арктики Александр Федотовских.

Скачать краткую итоговую таблицу параметров самолетов можно в разделе «Арктический туризм» на сайте «Социально-ответственное предпринимательство в Арктике» - http://www.arctic-social.biz/arkticheskij-turizm/

Пресс-служба Союза промышленников и предпринимателей Заполярья

Поделиться: