Россия одновременно является источником «мозгов» для западных стран и точкой притяжения для мигрантов из постсоветского пространства. Ситуация с притоком приезжих является катастрофической и делать вид, что ничего особенного не происходит уже невозможно. Разбираемся, нужно ли интегрировать трудовых мигрантов в российское общество?
Глобальная картина миграции представляет собой взаимосвязанную цепочку потоков движения людей, которые перемещаются из менее экономически развитых стран в более развитые. Если использовать классификацию Имманиула Валлерстайна, то можно сказать, что потоки трудовых мигрантов перемещаются из стран Полупериферии (Латинская Америка, бывшие страны соцлагеря) в страны Центра (западные страны); из Периферии (значительная часть Азии и Африки) – в страны Полупериферии и Центра. В первом случае обычно говорят об «утечке мозгов»: полупериферийные экономики дают возможности раскрыться талантам на первоначальной стадии, но не дают возможности получать доходы, сопоставимые с доходами аналогичных специалистов в странах Центра. Поэтому ученые, предприниматели, высококвалифицированные специалисты покидают Полупериферию в поисках лучшего применения своих талантов.
Во втором случае мы имеем дело с ситуацией совершенно другого плана. Низкоквалифицированный труд мигрантов из стран периферии дешев. Однако это все равно больше, они могли бы получить у себя на родине, где к тому же довольно часто люди вынуждены жить в условиях экономической и политической нестабильности.
Архитектура глобальной экономики построена таким образом, что она допускает высокую межстрановую мобильность капитала, но ограничивает мобильность труда. Государства поощряют и приветствуют иностранные инвестиции, но всячески ограничивают и контролируют потоки трудовой миграции.
Точка притяжения. Согласно данным исследования, проведенного компанией PitchMe, с 2015 года в Европе и США 18% патентных заявок было подано выходцами из России – явное свидетельство «утечки мозгов» из России. С другой стороны, о невысокой доле высококвалифицированных специалистов среди трудовых мигрантов, приезжающих в Россию, свидетельствуют данные об их образовании, – всего 18% из них имеют высшее образование.
Анализ ситуации с миграцией затрудняется еще и тем, что получение достоверной статистики о ситуации с миграцией достаточно затруднено. МВД, в ведении которого находится ведение миграционной статистики, публикует данные только о легальной миграции. Если сопоставить данные о постановках на миграционный учет и о количестве выданных разрешений на работу и патентов, то получим следующую ситуацию. Последовательно, начиная с 2016 года, число выданных патентов составляет порядка 10% от общего числа поставленных на миграционный учет, число выданных патентов составляет порядка 1% за тот же период. Общее же число тех, кто был поставлен на миграционный учет, с 2016 года выросло на 3,4 млн человек – с 14,3 млн до 17,7 млн человек. Можно, конечно, предположить, что какую-то долю из них составляют туристы – однако по закону для туристов, пребывающих на территории России в течение менее 7 дней, постановка на учет не требуется. Таким образом, мы приблизительно можем оценить численность прибывающих ежегодно мигрантов, которые потенциально являются нелегальными трудовыми мигрантами. Оценка же общего числа нелегальных мигрантов еще более затруднительна. Представители МВД, например, в 2016 году утверждали, что их численность составляет всего 2 млн человек.
Свои-чужие. Большинство нелегальных трудовых мигрантов, прибывающих в Россию, относится к категории приезжающих из стран Периферии в поисках более высокой оплаты и с готовностью заниматься низкоквалифицированным трудом. Их сниженные зарплатные ожидания, высокая уязвимость для эксплуатации работодателем, сложность легализации, – все это создает ситуацию, при которой трудовые мигранты становятся более выгодным источником дешевой рабочей силы, чем местное население. Сегодняшнее положение трудовых мигрантов в России является невероятно тяжелым: с одной стороны, они подвержены жесткому государственному контролю, с другой стороны – часто сталкиваются с негативным и даже враждебным отношением россиян.
Диагноз такого состояния типичен для многих сфер правоприменения и выражается старинной поговоркой про строгость закона. Миллионы нелегальных трудовых мигрантов как будто не существуют для государства, но делают титанический вклад в ВВП страны. При этом они одновременно лишены большей части прав человека и трудовых прав (многие из них находятся в состоянии, близком к рабскому) и являются жертвой националистически-ориентированных обвинений, набор которых сводится к двум основным положениям: они одновременно отнимают рабочие места и слишком ленивы, чтобы работать, а потому занимаются преступностью.
Забор или окно? Если говорить о том, как текущая конфигурация с миграционной ситуацией повлияет на рынок труда в ближайшие пять лет, то, конечно, при отсутствии реалистичных данных о нелегальной миграции давать точные прогнозы сложно. Можно лишь утверждать, что на российском рынке труда существует спрос на неквалифицированный труд мигрантов, и поэтому их число будет увеличиваться. Однако без серьезных государственных мер при существующей системе контроля и регистрации это число будет увеличиваться за счет нелегальных мигрантов.
С одной стороны, ужесточение правил миграции приведет к тому, что рынок труда окажется ненасыщенным соответствующей рабочей силой. С другой стороны, текущая ситуация с трудовыми правами и положением мигрантов является катастрофической. Каким же должен быть сбалансированный рецепт: строить заборы или прорубать окна? Как показывает опыт США по возведению стены на границе с Мексикой, строительство заборов не только является негуманным, но и ведет к усилению конфронтации в обществе и между странами, между тем проблема остается нерешенной.
Нелегальная миграция складывается из двух параметров: межстрановое экономическое неравенство и законодательные препятствия для легализации. Поскольку первый параметр возможно изменить только при беспрецедентной координации усилий глобального сообщества, предложу наиболее общие, стратегические меры, которые касаются второго параметра. Совершенствование законодательства необходимо в двух контекстах: прежде всего, оценка реальной потребности экономики в трудовых мигрантов и их легализация в духе «амнистии» - это позволит начать борьбу за их трудовые права и против их эксплуатации недобросовестными работодателями, повысить их уровень жизни, а, значит, снизить потенциальный уровень преступности, ведь криминал – явление социально-экономическое. Затем, на мой взгляд, необходимы меры по интеграции трудовых мигрантов в российское общество. Сегодня они как будто невидимы для государства и общества, эту ситуацию необходимо в корне изменить, признав законодательно их существование и наделив их теми же правами и обязанностями, которыми обладают работающие россияне. Только такая сбалансированная политика позволит легализовать и нормализовать ситуацию, которая уже де-факто существует и не исчезнет, если просто ее не замечать.
Вадим Квачев, доцент Базовой кафедры Торгово-Промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ имени Г.В. Плеханова