Федеральная автодорога «А331 Вилюй» имеет протяженность 3.000 км. Это объемная трасса объединяет Якутию и Иркутскую область (Конечный пункт – город Тулун). Правда, огромный участок дороги в иркутской стороне – это только лишь зимник в 830 км.
Круглогодичную автодорогу планируют давно, но безрезультатно. На якутской стороне федеральная автодорога только начинает строиться. Дорожное покрытие - гравийное, цементобетонное, асфальтобетонное. На всем протяжении дороги, асфальтового покрытия – мизер, и даже не хочется озвучивать масштабы в цифрах. В диаметральной противоположности, автодорога «М56 Лена» имеет во много раз больше асфальтированного полотна. Диспропорция налицо. Автодорога «Вилюй», в 2019 году, находится лишь на стадии начального строительства, поэтому невозможно заявить, что она отвечает всем техническим, инженерным и нормативным правилам.
Например, даже невооруженным глазом видно, что ширина проезжей части не соответствует стандарту. Мало мест, где присутствуют металлические ограждения. Трасса не отвечает требованиям третьей категории дорог России. До приведения ее в надлежащий вид потребуется немало времени и вложения финансовых средств. Однако небольшие подвижки все же есть. Видно, что дорогу стали строить динамичнее.
Конечно, начиная от горы Чочур-Мыраан до границы Горного улуса – дорога действительно соизмерима трассам соседних регионов. Начиная от района речки Кенкеме, последовательно тянутся вахтовые поселки дорожных строителей, асфальтово-бетонные заводы, заметно обилие разной техники. Чувствуется сутолока.
Особенно много строителей автодороги на территории между городом Якутском и Горным улусом. Необходимо констатировать, что эта дорога – сподвижник развития промышленности, предпринимательства, сельского хозяйства. Эта дорога в равной силе важна перевозчикам дизельного топлива, газового конденсата, технического груза, строительных материалов. Это – перевозка грузов для торговой сети, вывозка леса, транспортное экспедиционное обслуживание населения.
Междугородние такси
Собственно говоря, в отношении жителей Ленского, Мирнинского, четырех, вилюйских и Горного улусов – это единственный и более доступный способ добраться до столицы Якутии. Ведь авиация предлагает билеты по «мировым ценам».
Итак, выбор – или вы едете из города Мирного в Якутск на воздушном судне, затратив 18 тысяч рублей, или выбираете суточную поездку на междугороднем такси по мучительно долгому и рискованному наземному пути. Всего за 6 тысяч. В период стыковки стоимость поездок вырастает до семи, восьми тысяч рублей. Из-за экономии финансов, многие выбирают автомобильную дорогу. Назревает вполне резонный вопрос. Что собой сегодня представляет стратегически важная автодорога?
И я в очередной раз «обследовал» 1.184 километров «дороги жизни» из города Мирного до Якутска. Из него только 600 км – это расстояние от города Мирного до города Вилюйска. Скажу вам без обиняков – без паромов, зимняя автомобильная дорога представляется более-менее «комфортной».
Дороги вилюйских улусов
Итак, вначале, дорога «Поселок Новый (Мирнинский район) – село Крестях» (103 км). Раньше этот «отрезок» дороги контролировал МУАД. Теперь участок автодороги от правого берега реки Оччугуй Ботуобуя принадлежит предприятию «Сунтаравтодор». Начиная от речки Моомура до р.Вилюйчан дорожники расширяют дорожное полотно. Появилось множество дорожных знаков и фронтонов. Подступы к р.Вилюйчан, выглядят уже цивилизованно за счет металлических ограждений и асфальтового покрытия. «Сунтаравтодор» осуществил немалый объем работ на участке «Сунтар-Крестях». Заасфальтирован подъезд к селу Сунтар. У «Сунтаравтодора» теперь солидная база, склады, много техники. Неплохо выглядит отрезок автодороги от села Устье (Напротив села Сунтар) до Кюндяди(Нюрбинский улус).
В летне-осеннее время, характер и рельеф местности сложный. Бывает много дождей. Что поделаешь - гидрологический климат бассейна Вилюя изменился в худшую сторону. После обильных осадков суходолы и луга сообщаются ручьями. Вода подтачивает насыпи, и автодорога рискует оказаться под водой. Причина не соответствия регламенту дорожных требований – не проведение Сунтарским улусом мелиоративных работ. В течение целой эпохи не был произведен спуск вод из болот, окаймляющих автодорогу. Уместно учесть, что эту дорогу может парализовать даже средней силы наводнение.
Стоит остерегаться возможного порыва речек Тонгуулаах, Василий yрэ5э, Саhар (Правобережье Устье-Кюндядя). Неказистые речки после сильно заснеженной зимы и при обильных дождях могут показать свой «крутой норов». Участок дороги контролирует предприятие «Айан Суол. И благодаря именно этому предприятию, летом, автомобильная дорога выглядит намного лучше, дорог на стыке Верхневилюйского и Нюрбинского улусов, Вилюе-Ленском водоразделе (Граница Вилюйского и Горного улусов). Срок функционирования автодороги «Вилюй» в оживленном перекрестке от города Мирного до столицы республики – Якутска сжатый. С конца ноября до начала апреля. Маловато.
Сквозная автодорога до г.Якутска.
Сквозную автодорогу до города Якутска имеют только Верхневилюйск и Вилюйск, да и то только лишь населенные пункты правобережья Вилюя. В Верхневилюйске и Вилюйске, люди сетуют, что дорожный фонд республики выделяет мизер на обустройство дорог. Жители Вилюйского улуса давно жалуются на качество дорожного полотна до столицы Якутии (572 км). Лично я считаю, что Вилюйскому улусу, обеспечивающему природным газом половину Якутии, положена более качественная дорога. Федеральная трасса, здесь, действительно разочаровывает.
Все загвоздка в том, что отрезок автодороги от города Вилюйска до Якутска рассечен пересеченными местами, водоразделами, многочисленными речками. Летом, начиная с севера Горного улуса, из Орто-Сурта до города Вилюйска, движение, скорее всего напоминает «трофи-рейды». Зимой и весной неурядицы не столь заметны. Огромный участок автодороги строится. Как говорится, местами «То пусто, то густо». Где асфальт, естественно раздолье для водителя. Обычно, при строительстве дороги используется геосетка, которая повышает допустимую нагрузку на дорожное полотно и увеличивает сроки ее эксплуатации между ремонтами. Так вот внедрение этой геосетки здесь ведется, по всей видимости, слабо. Водители вилюйских улусов раньше содрогались при упоминании о качестве дороги на территории МО «Горный улус».
Но с каждым годом, качество дорожного полотна на участке Горного улуса становится все лучше и лучше. Малоприятный фактор – засилье крупногабаритной техники. Именно подобная техника ложится тяжелым грузом для дороги. Сегодня на федеральной трассе можно увидеть автомобили самой различной грузоподъемности и назначения: От автомобилей фургонов грузоподъемностью 800 кг до китайских самосвалов грузоподъемностью 27 тонн. Поэтому федеральную трассу необходимо сделать универсальной для всех видов транспорта. Пока что в этом плане достижения весьма скромные.
Дорога стала намного опаснее, техники больше.
Март – отличная пора для авто. Дорога укатана, местами работают дорожники. С раннего утра, когда еще темно, бесконечный поток авто разных мастей мчится по бешеной скорости по федеральной трассе. Автодорога односторонняя и совершенно не приспособлена под «сумасшедший драйв». Я увидел, что некоторые водители с огромным риском для себя и пассажиров позволяют себе неожиданные маневры для обгона. Повторяюсь, наливников и фургонов на трассе стало намного больше. Порой они не соблюдают скоростной режим и лихо выруливают на поворотах. Это – очевидный риск. Действительно ширина трассы не соответствует стандартам и надо проявить максимум усилий для того чтобы разъехаться на перекрестках. Теперь авто в Якутии имеет чуть ли не каждый третий. Но легче ли стало другим? Больше стало ДТП. У «новоиспеченных водителей» зачастую бравада преобладает над предосторожностью. Несмотря на знаки упреждающие повышение скорости лихачи-водители продолжают разгоняться, рискуя совершить лобовое столкновение или съехать в кювет.
Безопасность на дороге – задача первейшая.
К сожалению, статистика Госавтоинспекции напоминает военную сводку. Каждый день приносит неутешительные факты свершившихся происшествий на федеральной автодороге «Вилюй». В тех и других случаях определенно виноваты водители не сумевшие "обуздать стальных коней". Степень происшествий и виновности граждан выясняются службой ДПС ГИБДД, у которой теперь работы предостаточно.
В среднем, по трассе «Вилюй», за неделю происходит примерно более тысячи(!) случаев нарушения правил дорожного движения, растет и число случаев ДТП. Все это наглядно показывает, что с соблюдением правил движения дела обстоят у нас не важно.
Дорожно-постовая служба пресекает лихачество распоясавшихся в конец водителей, но благоприятного исхода на автодороге не наблюдается. Как нарушались элементарные правила дорожного движения, так и продолжают нарушаться. Не соблюдается скоростной режим. «Разгон – не косяк» - вот мнение водителей-лихачей. Среди водителей появилось много женщин, молодых девушек, недавно севших за руль.
И их стало много на федеральной трассе. Страшнее всего, что неопытные дамы за рулем, решаются на лихачество на самых опасных участках - спусках и съездах. А ведь при неумелом маневре можно запросто залететь под грузовую машину или бензовоз. У меня также в памяти запечатлелся случай нелепой смерти людей из-за водителя-девушки, не справившейся с управлением автомашиной-иномаркой (Территория Горного улуса). Авто «молниеносно» вылетело на встречную полосу, и совершила столкновение с другой техникой. Нажав вместо плавного торможения на акселератор, при виде выскочившей из-за поворота встречной машины, девушка, допустила роковую ошибку. Столкнулись две автомашины, едущие со скоростью 100 км в час. На этом ДТП погибли трое. Многие водители дают порулить своим женам, подругам, подспудно осознавая, что это заведомо опасная затея. Все это налагает на мысль объединения усилий властей, ГИБДД и общества для создания условий цивилизованной езды.
На этой ноте я завершаю свой рассказ и призываю всех водителей быть предельно осторожными в поездках. Таксистам не торопиться излишне, водителям крупногабаритного транспорта проявлять бдительность.
Станислав Алексеев. Фото автора.
Мирный-Сунтар-Вилюйск-Горный-Якутск